[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ведущая: Елена Щедрунова. Гость: Игорь Артемьев
Работа Федеральной антимонопольной службы
Радио "Маяк", 24 марта 2007 года   

Все об антимонопольной политике в нашей стране знает наш сегодняшний гость - руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

- Что такое Федеральная антимонопольная служба?

Игорь Артемьев: Мы, наверное, единственная служба правительства, которая начинается со слова “анти”. Это называние отражает то, чем мы должны заниматься. Мы работаем там, где есть монополии, а также защищаем российских граждан от разных неприятностей.

Все монополии во всем мире ведут себя одинаково. Пытаясь установить максимальные цены, они перераспределяют национальный доход в свою пользу. И все это сказывается не только на кошельках наших граждан, но и на ситуации в стране. Я имею в виду экономическую и политическую ситуации. Государство осознает, что такая опасность существует, особенно в капиталистической экономике.

В советские времена, как вы помните, практически все отрасли были монополизированы. Это считалось доблестью социалистической экономики. Создание единственных, я бы подчеркнул, компаний в промышленности и торговле. В начале 1990 годов произошла приватизация «большими кусками». И государственные компании, которые хоть как-то можно было регулировать со стороны государства, стали вдруг частными. Такой монополизм частных компаний еще более опасен, чем монополизм государственный. Это наследство нам сейчас и осталось. И потому тот капитализм, который построен, можно назвать государственно-монополистическим капитализмом. Поэтому сегодня государство должно прилагать огромные усилия по защите граждан от этих самых монополий, которые были созданы.

- Законодательной базы вам хватает?

Игорь Артемьев: Последний закон был принят 26 октября 2006 года. До этого же в нашей стране действовал закон, принятый в 1991 году. Естественно, он безнадежно устарел. Для слушателей я могу привести такой пример. Ровно год мы доказывали, что газовый монополист повысил незаконно тарифы в два раза. И в результате он отделывался штрафом примерно в 1 миллион рублей...

- А тарифы при этом пересматриваются?

Игорь Артемьев: Тарифы при этом пересматривались. Пока это было возможно, кстати говоря. Новое законодательство конца этого года уже как раз говорит о том, что мы не вправе теперь вмешиваться в тарифообразование в коммунальной сфере, что я считаю большой ошибкой. При этом у нас все равно работы будет очень много. Но к чему мой пример? Мой пример к тому, что после того, как мы год проводим расследование, наказываем виновных лиц, это виновное лицо платит 50 тысяч рублей штрафа, а сама компания по типу “Газпрома” платит 1 миллион рублей. 1 миллион рублей, для справки, это сумма, которая, наверное, в кармане у многих менеджеров просто лежит в этот день. Поэтому потом все повторяется снова. Рецидивность в нашей сфере была очень большой. И только сейчас Государственная Дума и правительство России принимают новые, огромные штрафы, которые должны поставить надежный заслон перед нарушителями.

- Если я не ошибаюсь, на Западе монополистам выписывают такие судебные штрафы, что иногда встает вопрос просто о банкротстве компании.

Игорь Артемьев: Да, очень часто.

- Они, конечно, до этого не доводят, но такая угроза нависает.

Игорь Артемьев: Если говорить в рублевом эквиваленте, то штрафы, например, в Европе достигают десятков и сотен миллиардов рублей за нарушения, которые осуществляют крупные компании против граждан. А в Америке пятилетний срок тюремного заключения за такие нарушения является обычной санкцией. До того, как мы начали заниматься этой работой, а президент создал Федеральную антимонопольную службу, это был 2004 год, то фактически максимальный штраф, который был наложен на чиновников, на руководителей, на менеджеров компаний, составлял примерно 17 тысяч рублей. Это полная ерунда! Мы все прекрасно понимаем, сколько чиновники зарабатывают. Это означало, что содержание Федеральной антимонопольной службы в стране было почти бессмысленным. Ибо как нарушали, так и собирались нарушать дальше.

- А сейчас какой порядок штрафов?

Игорь Артемьев: Сейчас порядок штрафов резко меняется. Он будет увеличен в тысячу раз.

- Речь идет о десятках и сотнях миллионов рублей?

Игорь Артемьев: Речь идет о сотнях миллионов рублей. Даже о миллиардах рублей за однократное нарушение. В 2002 году в Уголовный кодекс была внесена специальная поправка, которая полностью парализовала Уголовный кодекс. Это было специально сделано самими монополистами. Они, как вы понимаете, умеют себя защищать. Данные поправки были приняты российским парламентом. Статья бездействовала. В это время даже за фантастические нарушения никто в тюрьму посажен не был...

Сейчас ситуация, конечно, меняется в лучшую сторону. Нарушители законодательства, которые больно бьют по нашим гражданам, будут отправляться еще и в тюрьму.

- Очень много говорили в начале этого года о том, что телефонные компании переводят своих клиентов на новые тарифы. Ваша служба следила за этим процессом? Телефонных компаний сейчас много. Тем не менее, это было в сфере ваших интересов?

Игорь Артемьев: Одно из самых громких дел, которые мы ведем сейчас, и уже в судебных инстанциях - дело против большой тройки мобильных операторов. Компаний “Вымпелком”, МТС и “Мегафон”. Это дело было возбуждено еще в июне прошлого года. И мы успешно его расследовали. Более того, на данный момент мы выиграли первую инстанцию судов. Всего, как вы знаете, у нас может быть 4 судебных инстанции. И если бы это дело не было нами выиграно, а также если бы мы этим делом не занимались, то тарифы на мобильную телефонию были бы выше, по самым скромным оценкам, на 20-30 %, чем они есть сейчас.

Что касается тарифов на электрическую связь, на домашний телефон, проводной телефон, то до конца прошлого года мы имели право ставить под сомнение те тарифы, которые утверждает другой федеральный орган. Мы так и делали. И я полагал, что для правительства было важно иметь две точки зрения. Сейчас же, например, когда МГТС установило предельно возможные тарифы из всех разрешенных, то норма закона запрещает нам вмешиваться в действия другого регулятора. И тот тариф, который был утвержден тарифной службой, мы не можем, к сожалению, поставить под сомнение в силу законодательства. Однако наши размышления и рекомендации по этому поводу мы направили в правительство. Мы считаем, что этот тариф слишком высок.

- Поговорим о монополисте на рынке проводной связи.

Игорь Артемьев: Если говорить об МГТС, то в Москве, бесспорно, она монополист.

- Эта компания людям сказала, что если вы не выбрали себе тариф, то мы вам выставляем тариф безлимитный. Почему всем сразу ставят максимальный тариф? Это тоже не сфера ваших интересов или на это вы можете обратить внимание?

Игорь Артемьев: К сожалению, все, что касается тарифа как такового, из нашей компетенции исключено. Но мы можем соответствующие предложения, тем не менее, направлять в правительство, что мы и делаем. Мы будем продолжать этим заниматься. В частности, одна из тем, которая звучит: а сколько раз человек и за плату ли может менять соответствующий тариф? Мы считаем, что гражданин должен иметь право бесплатно менять тот тариф, который он выбирает. Конечно, не каждую минуту, но хотя бы раз в две недели. Потому как на первых порах человек должен иметь возможность подстроиться под новую ситуацию. Не каждый сразу сможет понять, что ему хуже, а что ему лучше. Надо дать возможность для адаптации населения.

- Просто за то, что телефон стоит у вас в квартире, а вы им даже не пользуетесь, предположим, вы платите 125 рублей. Разве это не должно рассматриваться как давление монополиста на рынок? За 125 рублей вам должны давать хотя бы 100 минут разговора в месяц.

Игорь Артемьев: Но здесь тогда пришлось бы поменять законодательство об абонентской плате. Дело в том, что даже если вы не звоните по этому телефону, все равно система проводов, система кабеля и так далее, продолжает обслуживаться. И так называемые текущие затраты все равно возникают. Кроме того, как известно, все мы живем, так или иначе в домах, где не много квартир. И если я не говорю, то другие говорят. И все равно нужно соответствующие телефонные компании обслуживать. Поэтому я считаю, что наличие абонентной платы как вообще раздела и класса справедливо, а вот ее размер ...

- Это не в вашей компетенции.

Игорь Артемьев: Я не люблю таких вопросов. Мы все как чиновники говорим: это не наше дело, это не наша компетенция. Все чиновники приходят и говорят: нет, это дядя какой-то должен этим заниматься. Я говорю, мы занимались этим, мы вели десятки дел, а также десятки раз добивались снижения тарифов в российских регионах по самым разным вопросам. Снижения тарифов на газ для населения, в том числе на сжиженный совсем недавно. Снижение тарифов на телефонные переговоры, снижение тарифов на уголь для населения, особенно в сельских районах. Это все носило в десятках случаях прецедентный и важный характер. Мы и сейчас там, где тариф не установлен. Там, где существуют рыночные отношения. Там, где частные компании устанавливают тариф сами. Мы имеем полную возможность отслеживать тарифы, возбуждать дела о монопольных ценах. И с нас население должно спрашивать. Мы не уходим в сторону от этой темы...

- Как вы оцениваете положение на телефонном рынке страны?

Игорь Артемьев: Здесь есть много застарелых проблем. Но есть одна очень важная вещь, которую законодатели решили еще в 1990 годах. Помните, тогда телефонные станции, монополисты, хотели установить только повременный тариф. И тогда мы все, инвалиды, пожилые люди с учетом стоимости одной минуты просто бы оказались в положении полной изоляции от своих близких и родственников. И тогда было обязательно принято, я очень горжусь тем, что я в это время в Государственной Думе работал депутатом и хорошо помню эту ситуацию, горжусь тем, что закон установил обязательность предоставления гражданину права выбора. И сегодня мы можем выбрать один из трех тарифов, а в противном случае все бы это было много хуже. Сегодня на этом рынке работают около 2 тысяч разных компаний, а это лучшая гарантия того, что не произойдет резкого и стремительного роста тарифов в этой сфере. А если это произойдет, то будут новые многомиллиардные штрафы. Мы их применим к телефонным компаниям обязательно и заставим считаться с гражданами, а также заставим их держать свои тарифы на приемлемом уровне.

- Выбор управляющих компаний для домов. Работа жилищно-коммунального хозяйства. ФАС следит за ситуацией?

Игорь Артемьев: Мы работаем как антимонопольный орган. И поэтому наша задача бороться с монополистами. Но очень часто в виде монополиста выступает сама власть. И есть специальный раздел в нашем законе, который об этом говорит. Я хочу привести пример, это как раз касалось Москвы. Правительство всем говорило: “Граждане, объединяйтесь, пожалуйста! Следите за подъездом! Выбирайте своего управдома! Гоните своего дворника, который пьет! Следите за своим домом! Это же наша с вами среда обитания! Здесь живут наши дети!”. Правительство сказало, граждане объединились. Вдруг монополист в виде “Мосэнерго” объявило: “Вы объединились? У вас юридическое лицо? Будете платить как юридические лица в два раза более высокий тариф на тепло”. В общей системе наших с вами затрат, тепло занимает более половины всех наших платежей коммунальных. И что получилось? Граждане, которые проявили активность, не знают что делать! Платить или распускаться? Стали распускаться. Мы усмотрели в этом нарушение антимонопольного законодательства.

Только в Москве мы начали более 50 судебных процессов за прошлый и позапрошлый год. Мы их все выиграли! Мы благодарны московским и федеральным судам, которые поддержали российских граждан!

Радио "Маяк", 24 марта 2007 года   

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Игорь Артемьев 
 
 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]