[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Чуть помедленнее, цены
Правительство Петербурга успешно борется с трудностями, которые само создает
"Новая Газета - Санкт-Петербург", 15 октября 2007 года   
О ситуации, связанной с ростом цен, «Новая газета» уже рассказывала — ценники в магазинах стали неприятно поражать. В субботу устраивать мозговой штурм» на эту тему собирались в Госдуме (с участием ключевых министров). Накануне парламент принимал специальное обращение к правительству с требованием «разработки комплекса мер, необходимых для сдерживания цен на основные продукты питания», а премьер Виктор Зубков обещал президенту, что «уже с сегодняшнего дня кабинет будет делать все необходимое для сдерживания роста цен»…

Не обошла своим вниманием ситуацию и питерский губернатор Валентина Матвиенко, которая, по сообщению смольнинской пресс-службы, «провела рабочую встречу с руководителями крупных торговых сетей Петербурга» и заявила о «недопустимости необоснованного роста цен на продукты первой необходимости».

Дальнейшая часть сообщения читается как песня: «губернатор подчеркнула, что, хотя главная причина повышения цен объясняется в том числе и общемировыми тенденциями, тем не менее нельзя, пользуясь случаем, искусственно завышать цены», «петербуржцы негативно воспринимают отсутствие в магазине привычных продуктов». И наконец, самое интересное: «В ходе встречи В.И. Матвиенко обратила внимание участников встречи на значительное преобладание крупных торговых комплексов над небольшими магазинами. Эту ситуацию, по мнению губернатора, нужно исправлять. «Во всем мире соотношение крупных торговых сетей и небольших магазинов — 40 на 60. У нас, к сожалению, это пока не так. Многие петербуржцы уже привыкли закупать продукты в супермаркетах, но у нас много пожилых граждан, которые должны иметь возможность покупать товары первой необходимости поблизости от дома», — отметила губернатор. Конец цитаты.

Имеет или не имеет место в данном случае «сговор сетевиков», ведущий к росту цен — пусть выясняет антимонопольная служба. Суть в другом: все условия для этого сговора были заботливо созданы в Петербурге (и не только в нем — похожие процессы идут в Москве и других крупных городах).

Три года назад, как стоит напомнить, в северной столице началась кампания по борьбе с торговлей на остановках и на станциях метро. Сперва нам рассказывали сказки про «террористическую угрозу», предотвращение которой якобы требует убрать мелкорозничную торговлю с улиц, потом — про «европейские стандарты», которые столь же сурово требуют избавиться от этого вида торговли. С самого начала этой антиларечной кампании представители малого бизнеса уверенно говорили: она ведется исключительно в интересах крупных торговых сетей.
Действительно, куда деваться человеку, привыкшему покупать продукты или сигареты в ларьке на остановке, если ларька больше нет? Только в «Пятерочку», «Далпорт», «Патэрсон», «Ленту» или что-либо подобное. Были, помнится, еще «Копейки», да исчезли. И небольшие магазины, на недостаток которых так сетует губернатор, исчезают один за другим. А экспансия «Пятерочек» продолжается — например, наш дом окружают аж три (!) магазина этой сети. И сейчас, когда закрыли расположенный неподалеку торговый центр, у многих одна мысль — только бы там не открыли еще одну «Пятерочку».

Дело не в том, что сети — в том числе упомянутая — плохи, а в том, что кроме них почти ничего не остается. Не остается не только ларьков, но и маленьких магазинов, где можно быстро купить тот или иной товар, где его отберут и взвесят в нужном количестве. Где продавцы знают в лицо людей, живущих в окрестных домах. И где есть то, чего нет у сетевиков, ассортимент которых достаточно ограничен. Но в условиях сетевой экспансии ларьки исчезают по воле администрации, а небольшие магазины не выдерживают конкуренции. Разговоры о «магазинах шаговой доступности» так и остаются разговорами (более того, говорят, что их собираются организовывать те же владельцы сетей). И что в сухом остатке?

Классическая монополия, которая и ведет себя как монополия. Сперва она развивается, привлекая покупателей чуть более низкими ценами (что достигается за счет работы с колес, без склада и значительных оборотов), потом лоббирует через чиновников процесс уничтожения мелкорозничных конкурентов, а потом может безнаказанно увеличивать цены. И никуда не денешься…

В описанной ситуации жалобы губернатора на «преобладание крупных торговых комплексов» выглядят откровенно лицемерными. Как и заявления о «недопустимости необоснованного роста цен». Ведь именно усилиями Смольного и было создано указанное «преобладание». По данным статистики, сегодня в Петербурге 80% розничной торговли идет именно через сети.

То есть процент сетевиков вдвое больше, чем должен быть. Но кто же это устроил? Однако, вместо того чтобы заниматься демонополизацией, создавать условия для развития мелкорозничной торговли, выделять под нее удобные места, упрощать получение земельных участков и так далее, администрация ведет себя прямо противоположным образом. Те, у кого отобрали остановочные павильоны, не могут получить никаких альтернативных мест, арендная плата повышается, получить землю становится все труднее…

Кстати, зачем, скажите на милость, губернатору обсуждать рост цен с сетевиками, объясняя им, что нужны небольшие магазины? Не станут же они действовать себе в ущерб?

Ответ, между тем, прост: цель — не снизить цены, а создать информационный повод, показать очередную заботу о народе. Теперь ждите соответствующих телесюжетов и статей с пафосными заголовками: «Валентина Матвиенко требует остановить рост цен» и тому подобное. Которые, конечно же, будут напечатаны в газетах, выходящих массовым тиражом. И, несмотря на то что губернатор входит в избирательный список «Единой России», конечно же, не будут оплачены из избирательного фонда.

"Новая Газета - Санкт-Петербург", 15 октября 2007 года   

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

 Борис Вишневский
 
 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]