публикации

Ведущие: Ольга Бычкова, Лев Гулько. Гость: Сергей Митрохин

Комитеты гражданского контроля

"Эхо Москвы" , 30 октября 2007 года   

Лев Гулько: Сергей Митрохин - депутат МГД, заместитель председателя партии «Яблоко» у нас в гостях.

Сергей Митрохин: Добрый вечер.

Лев Гулько: Добрый вечер. Говорить мы будем о многом. Может быть, мы начнем с последнего.

Ольга Бычкова: Конечно, с предвыборной всей этой истории. У нас сегодня главная новость это дебаты, распределение телевизионного времени между 11 партиями зарегистрированными. Там две есть важные новости. Во-первых, телевизионные каналы как выяснилось, не горят желанием отдавать лучшее телевизионное время даже за деньги.

Лев Гулько: А потому что россиянам не интересно.

Ольга Бычкова: Вот этим предвыборным дебатам. Какое-то ранее утро, либо день, когда не так много зрителей.

Лев Гулько: С 11 до 12.

Ольга Бычкова: Да. Говорят, что россияне традиционно не очень интересуются этими дебатами. Как вы думаете, что здесь является курицей, а что яйцом?

Сергей Митрохин: Я думаю, если бы лидер списка «Единой России» принял участие в дебатах, то к экранам телевизоров прильнула бы вся страна. Поэтому это заявление, что россияне не любят дебатов, это, мягко говоря, лукавство. Вопрос в том, кто участвует в дебатах и как они проводятся. Если проводятся в прямом эфире, присутствуют первые лица, то это реальная политическая конкуренция, про которую у нас уже все давно забыли и поэтому это будет очень интересно. Рейтинги телеканалов подскочат в разы, я уверен.

Лев Гулько: А так они правы, действительно, вот «Единая Россия» говорит: да нет, мы не будем участвовать.

Сергей Митрохин: «Единая Россия» испугалась участвовать в очередной раз. Она в прошлый раз не участвовала. Потому что эта партия не терпит политической конкуренции. Она не терпит равных правил игры. Потому что она понимает, что на равных она проиграет очень многим партиям. Уж «Яблоку» точно проиграет. Я такие вопросы могу им задать, на которые они вряд ли ответят.

Лев Гулько: Там же все-таки уважаемые знающие люди.

Ольга Бычкова: Там все равно люди, можно иметь разные политические взгляды на эту партию, но там люди, которые являются специалистами в своих областях. Люди, которые несут ответственность…

Сергей Митрохин: Вот эти специалисты, к сожалению, обслуживают такой курс, который идет вразрез с интересами российского общества. Я могу это доказать. И им я это в дебатах на пальцах докажу. Что они преследуют интересы чиновников и связанных с чиновниками крупных бизнесменов. Олигархов попросту говоря. Это и есть та политика, которую они проводят. И те специалисты, а иногда весьма квалифицированные, обслуживают именно эту политику. А общество от этого страдает.

Ольга Бычкова: Честно говоря, не очень понятно, почему они не могут…

Сергей Митрохин: А потому что трудно будет это объяснить, когда перед вами сидит оппонент. Очень легко говорить об этом, когда на вас работает Первый, Второй, Четвертый канал вместе взятые. Когда у вас прайм-тайм в новостях, показывают ваши мероприятия, картинки с витрин о том, как все хорошо, «Единая Россия» везде добивается каких-то немыслимых успехов. А достаточно посадить оппонента из любой партии, реально оппозиционной, конечно, не псевдооппозиционных, которых сейчас наплодилось много и такие проекты, а вот реально оппозиционных партий, как все это рассыплется как карточный домик. Вся эта витрина превратится в мелкие стеклышки. И этого они страшно боятся.

Ольга Бычкова: А вы будете смотреть телевизионные дебаты?

Сергей Митрохин: Я буду в них участвовать.

Ольга Бычкова: Я понимаю. А смотреть, как зритель будете?

Сергей Митрохин: Я как зритель буду смотреть, безусловно, потому что мне интересны позиции всех политических партий, которые будут участвовать в выборах, потому что я тоже принимают участие в этом процессе.

Лев Гулько: Зато теперь вы сможете объяснить народу, что такое комитеты гражданского контроля. Вот уж настоящие, наверное, защитники, которые защищают все.

Сергей Митрохин: Да, эта инициатива родилась снизу, причем родилась она не в Москве, а в Перми. Там проходила конференция по борьбе с точечными застройками. Как ни странно, они есть не только в Москве, но они есть сегодня практически во всех городах.

Лев Гулько: Эти олигархи, как вы говорите…

Сергей Митрохин: Это то, о чем я говорил. Это политика «Единой России». Вот у вас есть двор, это ваша земля, которой вы привыкли пользоваться. На ней ваша инфраструктура, которой вы пользуетесь как член общества, не как собственник, а как член общества. Это скверы, парки, это дворы, детские площадки, спортивные площадки. Но вот приходит представитель «Единой России», мэр того или иного города, или другой представитель администрации, говорит: так, эту землю я росчерком пера отдаю под застройку. На ней будет построен коммерческий дом высотный. С этого дома будут получены огромные доходы. Потому что земля будет отдана по дешевке в аренду. А потом ее можно будет приватизировать и сами квартиры продать или торговый центр там построить.

Лев Гулько: Прям так и говорит об огромных доходах?

Сергей Митрохин: Он так не говорит, конечно, об этом никто не говорит. Но мы это прекрасно знаем. И в результате вы должны отдать свое общественное достояние для того, чтобы им попользовались, извлекли из него большие прибыли. Вот это уже начинает сильно возмущать людей. Речь идет не только, кстати, об уплотнительных застройках, возьмем ЖКХ, которое сейчас собираются отдать на откуп ДЕЗа, позволить им приватизироваться и драть тарифы с населения какие они захотят.

Лев Гулько: Это управляющая компания.

Сергей Митрохин: Да, это управляющая компания. Но каким образом, у нас что, есть реальные конкурсы по управляющей компании. Есть реальный выбор вернее со стороны жителей этих управляющих компаний. Нет же этого ничего. Заведомо ясная контора приходит, которая дружит с чиновниками, управы в Москве или муниципалитеты в другом городе. Договариваются обо всем, получают на откуп всю инфраструктуру. Ей отдают все нежилые помещения в вашем доме. А это очень большие доходы тоже.

Лев Гулько: К нам пришла бумага, а давайте станет на уровне официальном, на уровне префектур, давайте станет все ТСЖ.

Сергей Митрохин: Да, есть такой проект.

Лев Гулько: Прям, бумага пришла, ребята, вперед…

Сергей Митрохин: Так понимаете, эта коммерческая бюрократия, которая сегодня управляет страной, она может влиться в любую форму. Как вода она занимает форму стакана, кувшина.

Лев Гулько: ТСЖ это как раз мое…

Сергей Митрохин: Это вы так считаете. Но если этим займутся специалисты, как вы их называете, то это как бы будете вы все равно, вроде бы, на бумаге, а реально вами будет управлять правление, которому будет плевать на все, что вы хотите.

Ольга Бычкова: Так эта история без вариантов что ли?

Сергей Митрохин: А правление будет непосредственно управляться со стороны администрации. Варианты есть.

Ольга Бычкова: Везде плохо все.

Сергей Митрохин: Нет, вот комитеты гражданского контроля люди собрались, решили: давайте, так больше невозможно, мы не можем обратиться к своим местным депутатам. Они все из «Единой России», либо они боятся чего-то. Мы не можем обратиться к региональным депутатам. Наши депутаты в ГД тоже ничего не делают для нас. Поэтому давайте мы сами организовываться и пытаться контролировать власть. Напрямую выходить на диалог с властью, требовать от нее, чтобы она выполняла свои обязанности по отношению к нам, чтобы она наши интересы защищала, а не свои собственные и своих друзей бизнесменов.

Ольга Бычкова: А чем это отличается от структур местного самоуправления?

Сергей Митрохин: К сожалению, структуры местного самоуправления сегодня тоже во многом подчинены вот этой самой вертикали и начинены депутатами от той же самой «Единой России». Я это знаю по Москве прекрасно. Вроде какие-то полномочия есть, но пользоваться ими совершенно невозможно. В других городах больше полномочий у местного самоуправления. Но там депутаты от партии власти. И любая инициатива ваша или любая ваша попытка к ним обратиться, чтобы они вспомнили о вас, чтобы вас защитили, бесполезна. Потому что они защищают тех, кто у вас, например, отбирает двор.

Лев Гулько: Сергей, а почему вот эти комитеты гражданского контроля, как это все гарантировано. Приходит человек и кормит руководство комитета гражданского контроля, например – вариант ведь.

Сергей Митрохин: Это тоже не исключено. Но понимаете, они по какому принципу создаются – это лидеры инициативных групп, которые находятся под очень плотным контролем своих людей.

Лев Гулько: То есть со всеми не поделишься.

Сергей Митрохин: Ну и бессмысленно, потому что если вы защищаете свой двор, ну что вам придут и скажут: мы вам дадим квартиру в другом месте. Тут трудно себе представить, уж слишком это дорогостоящий вариант будет для тех, кто… Хотя иногда такие случаи бывают. Но все-таки мы исходим из презумпции добропорядочности нашего гражданского общества. А это тот сегмент гражданского общества, который сейчас начинает формироваться. Почему – потому что он защищает базисные права в том месте, где живут люди. Право на среду обитания. Право на свое жизненное пространство. Потому что сегодня это право подвергается очень серьезному натиску, его фактически отбирают в интересах тех же самых коммерческо-бюрократических клик, которые хотят на это заработать. Поэтому такие комитеты создаются, я присутствовал в Перми на создании одного из таких комитетов. Они сейчас будут создаваться по всей стране. Вот бюро партии «Яблоко» приняло решение о поддержке таких комитетов. И кстати эти комитеты, например, поддержали одну из наших инициатив «Яблока». Я сейчас как руководитель фракции «Яблоко» в Мосгордуме вношу очень интересную поправку в Земельный кодекс. У нас есть возможность, потом если Мосгордума примет, передать в ГД в порядке законодательной инициативы. Я предлагаю запретить отдавать под строительство земли общего пользования. То есть сейчас там есть запрет на приватизацию этих земель в Земельном кодексе. Приватизировать вроде бы нельзя ни скверы, ни бульвары, ни площадки детские, ни спортивные.

Лев Гулько: В аренду можно взять.

Сергей Митрохин: Но действительно вы совершенно правы, можно передать их в аренду на три года, потом построить там дом, а построили дом, даже уже все равно, приватизировано это…

Ольга Бычкова: Построить там дом это не то же самое, что приватизировать?

Сергей Митрохин: К сожалению, не то же самое. Такая лазейка в законодательстве существует. Которая развязала чиновникам руки на полную катушку. И они почему-то вообразили себе, что эти земли, которыми общество пользуется, они вправе их передавать в частное фактически пользование. В конечном счете, и в собственность. Потому что потом можно приватизировать. То есть обязанность власти вроде бы, мы прочитаем закон о самоуправлении, заниматься благоустройством, там напрямую записано. То есть если там спортивная площадка в плохом состоянии или лавочки сломаны или детская площадка разваливается, обязанность власти согласно закону все это благоустроить, починить, отремонтировать, сделать в лучшем виде. Что делает власть? Ничего подобного. Она берет, это все сметает и отдает в аренду этот участок инвесторам, застройщикам и они отнимают у людей вот это общественное достояние и защитить, получается, некому.

Лев Гулько: Если есть инвестор. А если нет, они ремонтируют.

Сергей Митрохин: Вот именно. А инвестор появляется именно там, где более-менее хорошие условия для жизни. Вот там где есть инфраструктура, в Москве, например, это рядом с метро. Это рядом с парком. Туда рвутся. В сами парки рвутся инвесторы. Им отдают эти парки. Под застройку. Это водоохранные зоны и так далее. И получается, что власть считает, чиновник считает, что эта земля его собственная фактически, как государство, он же себя считает государством. И он ее спокойно раздает под коммерческую застройку. Вот это страшно возмущает людей. Это самое главное, почему сейчас создаются эти комитеты гражданского контроля. Защитить общественное достояние.

Ольга Бычкова: Каков механизм защиты может быть здесь? Какие у комитетов вообще могут быть полномочия. Это же нигде не написано, нет закона на эту тему.

Сергей Митрохин: Закон есть.

Ольга Бычкова: Любой чиновник скажет: а ты кто такой.

Сергей Митрохин: Есть Гражданский кодекс, там существует статья. Она называется «Самозащита гражданских прав». На базе статьи можно создать общественную организацию, которая будет заниматься самозащитой. Если к вам пришли во двор и фактически по закону, потому что пока эта наша поправка «Яблока» не принята, они законно могут застроить двор. Но закон понимаете, это такая вещь, которая должна в интересах людей работать, а если люди видят, что закон используют против них, они имеют право на самозащиту гражданских прав. Они имеют право выйти во двор и сказать строителям: пошли отсюда вон. Это наша земля. Это наша земля общего пользования. Наше общественное достояние. Вот для того чтобы это сделать, нужно объединиться, нужно мобилизовать людей, нужно сопротивляться мирно, конечно, без насилия, в рамках закона. Но защитить свою землю. Они имеют это право. Это есть законодательная база таких комитетов.

Лев Гулько: Рядом с нашими домами не только земля существует, но и гаражи, которые когда-то построили люди, заплатили деньги, сейчас потихонечку начинается это все убирать.

Сергей Митрохин: Та же самая ситуация.

Лев Гулько: Говорят: а у вас документы были тогда, а сейчас совершенно другое.

Сергей Митрохин: Та же самая ситуация абсолютно. То есть у вас когда-то был договор на этот гараж, вы заключили с властью. Вы полагали, что он будет продлеваться. Это было заложено в условиях договора. Сейчас власть, например, в Москве в одностороннем порядке расторгает эти договоры аренды гаражей, и говорит: а теперь мы вас снесем отсюда, в лучшем случае мы вам дадим компенсацию.

Лев Гулько: Металлический такой гаражик.

Сергей Митрохин: Да…

Лев Гулько: Муниципальный такой.

Сергей Митрохин: Муниципальный. И мы вас отсюда выкинем, заплатим вам компенсацию, какую сами решим. А вы потом на эту компенсацию новый гараж купить не сможете никак. И до свидания. На эту тему фракция «Яблоко» в Мосгордуме внесла другой законопроект. Уже московский чисто, не федеральный. Мы предлагаем защитить права владельцев гаражей, которые предназначены к сносу. Каким образом? – там есть несколько возможностей. Во-первых, приоритетное право самих владельцев гаражей, если они объединены в гаражно-строительные кооперативы, выступать заказчиками строительства новых многоярусных гаражей. Вот если на месте их гаражей планируется многоярусная стоянка, а это типичный случай сейчас для Москвы, то они получают право сами выступать заказчиками строительства и застройщиками. Это не значит даже, что они должны вкладывать большие деньги в это строительство. И даже вообще они могут ни копейки не вложить.

Лев Гулько: То есть компенсацию мою вложите…

Сергей Митрохин: Они могут пригласить инвестора, заранее оговорить, какое количество мест в этом гараже получит инвестор, инвестор вложит деньги, они получат многоярусную стоянку. Это один вариант, предусмотренный в проекте «Яблоко». Второй вариант, другая ситуация, если гаражи разрозненные, и нет строительства многоярусной стоянки на месте вашего гаража. Тогда другая ситуация. Вам должны заплатить компенсацию, а место в новом гараже предоставить по себестоимости. Не по рыночной цене, а по себестоимости. Тогда получится, что вы на эту компенсацию без каких-то потерь приобретете место в новом гараже. А может быть даже еще и дешевле, еще выиграете. А что касается инвалидов, ветеранов, то бесплатно должны предоставляться им гаражи. Вот такой законопроект мы внесли. Сейчас мы его обсуждаем с гаражно-строительными кооперативами. Сегодня вечером я еду на улицу Краснобогатырскую в один из ГСК. И буду непосредственно с членами ГСК обсуждать эту инициативу и принимать замечания. И думаю, что скоро этот проект мы внесем в Мосгордуму.

Лев Гулько: Есть еще один мне кажется немаловажный вопрос. сейчас обсуждается московский бюджет. Третье чтение его. Я знаю, что у вас есть некие предложения.

Сергей Митрохин: Предложения есть и очень серьезные. Они связаны с резким всплеском цен на продукты первой необходимости. И это по всей стране идет и в Москве. И в Москве самая уязвимая категория в этом процессе это пенсионеры. По ним рост цен ударит больше всего. К сожалению, сегодня так запланированы расходы на следующий год в бюджете, который внесло правительство Москвы, что доходы пенсионеров не увеличиваются. У нас есть так называемая московская надбавка, которая составляет разницу между прожиточным минимумом пенсионера и его реальной зарплатой. Вот эта надбавка остается на прежнем уровне. Прожиточный минимум пенсионера – 4 тысячи рублей. Сами понимаете, что такое в Москве 4 тысячи рублей.

Лев Гулько: Московское правительство еще немножко добавило, по-моему.

Сергей Митрохин: Это совсем чуть-чуть. Причем разовая выплата была 500 рублей. Мы считаем, что в бюджете есть резервы на то, чтобы повысить прожиточный минимум пенсионеров в два раза. Довести его до 8 тысяч рублей. Если мы это сделаем, то мы увеличим и саму надбавку для тех, кто ее получает и что самое главное – количество получателей этой надбавки примерно на полмиллиона возрастет. То есть мы облегчим вот этот ценовой удар, который сегодня наносится по пенсионерам. К сожалению, мы сейчас в доходную часть предложили поправки примерно на сумму 80 млрд. рублей, что подтвердила контрольно-счетная палата, что есть такие резервы, потому что имеет место сознательное занижение доходов бюджета. Если бы эти поправки были приняты, мы бы уже сейчас с легкостью все эти суммы направили на пенсионную надбавку. Однако приняли всего лишь в размере 13 млрд. рублей дополнительные доходы бюджета, это само по себе не позволяет увеличить московскую надбавку пенсионерам в том размере, о котором я сказал. Поэтому мы будем предлагать другие вещи. Мы будем предлагать сокращать всевозможные инвестиционные проекты так называемые, те деньги, которые идут организациям, частным компаниям. Где даже в доле в уставном капитале нет города Москвы. А это огромные суммы. Мы считаем, что эти средства должны быть направлены не на вот эти, на поддержку частных компаний, деятельность которых иногда не совсем понятна, зачем она нужна…

Лев Гулько: А что это за частные компании? например.

Сергей Митрохин: Например, завод холодильников или полиграфический комбинат. Пушкинская площадь. Вот зачем его надо из года в год финансировать, непонятно. Зачем надо финансировать медные рудники в Читинской области. И множество других таких проектов можно перечислить. Мы предлагаем все эти деньги сейчас изъять, особенно из тех предприятий, которые являются убыточными, искусственно поддерживаются, и никакого толка от них нет реально, это просто трата бюджетных денег. И сконцентрировать их на надбавках пенсионерам. Если мы это сделаем, кстати, если мы сократим эти нерациональные расходы бюджета Москвы, то не понадобится увеличения ставок по транспортному налогу. Вот зачем сейчас с 1 января собираются повышать ставки по транспортному налогу.

Лев Гулько: Чтобы дороги были лучше.

Сергей Митрохин: Совершенно непонятно. Потому что можно за счет рационализации расходов бюджета на те же самые дороги найти очень много денег. Не только на пенсии, но и на дороги. Там очень много, почти триллион рублей составляет доходная часть.

Ольга Бычкова: Спасибо большое Сергею Митрохину, зам. председателя партии «Яблоко».