публикации

Борис Вишневский

Красные не краснеют

Те, кто возвращает нас в советское прошлое, освоили «науку убеждать» еще в прошлом веке

"Новая Газета - Санкт-Петербург", 3 декабря 2007 года   
Читатель, в отличие от автора, уже знает результат выборов. И может оценить, насколько сработал тот «административный ресурс», о беззастенчивом применении которого «Новая газета» рассказывала в последние два месяца… Хочется, конечно, надеяться, что — не сработал так, как замышляли. Потому что мы — не быдло, не холопы и не электорат (то бишь одноразовый народ). Мы — люди.

Возьмемся за руки, медведи

Накануне «дня тишины» (начиная с субботы агитация была запрещена), вечером 30 ноября, губернатор Валентина Матвиенко, естественно, последовала примеру начальника и призвала всех его сторонников сплотиться.
В эфире «Пятого канала» она обратилась к горожанам с традиционными для путинских пропагандистов рассуждениями о том, что, мол, «2 декабря мы выбираем не просто депутатов, не просто партии, мы выбираем, в какой стране мы хотим жить» и что «2 декабря — это не выборы, это выбор, и этот выбор очевиден: или мы с президентом уверенно двигаемся вперед или наше будущее непредсказуемо».
Само собой, это агитационное выступление не имело никаких признаков оплаты за счет избирательного фонда «Единой России», да и зачем, собственно? Если президенту Путину позволено агитировать за ЕР в эфире всех общенациональных телеканалов, не утруждая себя оплатой этой агитации за счет избирательного фонда «медведей», то почему то же самое не позволено верным вассалам? Конечно, на оба выступления немедленно последовали жалобы от «Яблока», но предугадать результат их рассмотрения несложно. И весьма характерно, что аккурат после этого губернатор заявила, что во время избирательной кампании в Петербурге «всем партиям были предоставлены равные возможности», а слухи, которые «некоторые партии распространяли об использовании административного ресурса», есть не что иное, как попытка «найти оправдание своим провалам еще до подведения итогов выборов».

Жребий брошен

Ну, «равные возможности» для партий мы все видели воочию. И видели, какая партия почему-то все время оказывалась более равной, чем другие. Лидеров какой партии постоянно показывали по телевизору (само собой, совершенно бесплатно), агитацией в пользу какой партии не покладая рук занимались государственные чиновники, и какой партии все нарушения сходили с рук. Вот только некоторые из последних примеров.
Как сообщила «Новой» избирательница Раиса Пилипенко (Приморский район), 30 ноября в почтовых ящиках появились приглашения на участие в лотерее «Счастливая десятка». Для этого предлагалось прийти на избирательный участок в школу № 596 на Камышовой улице и зарегистрироваться «прямо на участке». К приглашению, где напечатана эмблема «Единой России» и написано «Наш номер — 10» («медведи» значились под этим номером в избирательном бюллетене) прикладывались два конверта с билетами на «розыгрыш», который будет проведен только 31 декабря. И телефон организаторов лотереи был указан: 9524509, звонить с 10 до 16.
Надо ли напоминать, что пунктом 3 статьи 62 закона о выборах депутатов Госдумы во время избирательной кампании запрещено «проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами депутатов Государственной Думы»? Но именно «медведей» наш гибкий избирательный закон почему-то все время обходит стороной…

Эскадрон летучих топтунов

В Павловске, в туберкулезной больнице, как сообщили автору, всех пациентов на минувшие выходные отпускали домой — голосовать. Но при этом они должны были писать заявления, что не получали открепительные удостоверения по месту жительства, а главный врач составлял справку о том, что все находятся на излечении! Суть проста: люди уйдут домой — а в больнице в это время вместо них можно проголосовать…
В Петроградском районе, в лицее № 82, собрали учителей, и, как сообщили автору, заведующая учебной частью заявила, что все они должны не только взять открепительные удостоверения, но и проголосовать за «Единую Россию».
В Московском районе, по сообщению Ольги Лебедевой, граждан собрали на Смоленской улице в помещении жилконторы, где перед ними выступали муниципальный депутат Галина Ивановна (фамилию Лебедева не запомнила) и генеральный директор «Жилкомсервиса № 1» Капелюжный, призывая голосовать за «Единую Россию». А когда директора начали стыдить, он, по словам Лебедевой, заявил: «Я голосую за того, кто мне платит».
На Васильевском острове в одной из школ (письмо пришло по интернету) учителя просят позвонить им после того, как проголосуют родители. И говорят, что это общее распоряжение для всех учителей по всем школам и что 2 декабря все учителя будут на работе — ждать звонков от родителей. И передадут информацию директору. Зачем — неизвестно.
Наконец, в конце недели журналистам (из московской газеты «Избранное» и сайта ЗАКС.Ру) удалось обнаружить в Калининском районе масштабные приготовления к фальсификации. Некие граждане собирали на «инструктаж» тех, кто 2 декабря должен был «летучими отрядами циркулировать по району и голосовать на разных избирательных участках». Для этого они должны будут получать указания от «диспетчера» — к кому из членов участковой избирательной комиссии можно обратиться. Чтобы член избирательной комиссии их узнал, надо вклеить в паспорт маленький цветной стикер — примерно 3х4 см, ядовито-желтого цвета. После проверки этого пароля член комиссии должен выдать чистый бюллетень, которым надо проголосовать за «Единую Россию». И так на целом ряде участков. При полной безнаказанности. Если что — вся ответственность на члене комиссии…
Что же, вполне вероятная схема — если учесть, что участковые избиркомы формировались «по вертикали» из верных людей. И хотя все происходившее вечером 30 ноября в школе на улице Софьи Ковалевской, дом 8, корпус 3, записано на диктофон, а в Горизбирком и прокурору города сразу были поданы жалобы (после чего зампред Горизбиркома Дмитрий Краснянский заявил, что, «если такие махинации будут замечены наблюдателями либо членами избирательных комиссий, нарушители законодательства будут задержаны нарядами милиции»), это плохо успокаивает. Ведь на «инструктаже» уверяли, что при неприятностях надо сразу позвонить диспетчеру и сообщить: мол, «сержант Петров задает такие-то вопросы». После чего «минут через десять он перестанет вас доставать вопросами и будет еще охранять».

Питер не может жить в условиях диктатуры?

Понятно, что эта схема никак не может быть реализована без административной поддержки. И как насчет отсутствия административного ресурса? Или все примеры, которыми были полны все независимые от Смольного СМИ, — это не доказательства?
Впрочем, в свое время партийно-комсомольскую номенклатуру учили врать не краснея, выдавая черное за белое и наоборот. И питерский губернатор не поднялась бы так высоко по должностной лестнице еще в старые времена, не овладей она этим умением в совершенстве…
Увы, несмотря на все сказанное, некоторые граждане еще питают какие-то иллюзии относительно Валентины Матвиенко. И самое удивительное — даже те, кто совсем недавно, во время Марша несогласных, имел все возможности от этих иллюзий избавиться. Лидер питерского СПС Леонид Гозман, которому при задержании сломали руку, заявил, что «у СПС нет претензий к действиям правоохранительных органов во время Марша несогласных», что «то, что руководство СПС оказалось задержано, — скорее попытка наладить контакт с другими оппозиционерами, чем серьезная заявка на участие в уличной демократии» и что «мы не революционеры, мы за нормальное соглашение с властью». При этом Гозман направил письмо губернатору и членам правительства, заявив, что «Питер — особый город, который не может жить в условиях диктатуры... Точнее, он может жить, но только как имперская столица. В противном случае превращается в «великий город с областной судьбой»... Мы верим, что Валентина Ивановна хочет добра своему городу. Но какое будет добро, если не будет демократии, то есть оппозиции». Точка. Конец цитаты.
Не знаю, чем еще помочь Леониду Гозману, готовому, несмотря на все случившееся, стремиться к «соглашению с властью» и уверенному, что Матвиенко хочет городу добра. Это «добро» у Валентины Ивановны почему-то все чаще получается с кулаками. Точнее, с полицейскими дубинками.

P. S. В день голосования, как сообщили целый ряд избирателей Приморского района (в частности, Алла Корнеева) у избирательных участков активно «регистрировали» участников лотереи «Счастливая десятка». Когда Алла Ивановна обратилась к участковой избирательной комиссии и представителям милиции, те отказались удалить организаторов лотереи от избирательного участка, заявив, что у них «есть разрешение районной администрации». Корнеева и представители «Яблока» сообщили об этом в Горизбирком, там обещали немедленно отреагировать и исправить нарушение. Дмитрий Краснянский заявил, что «мы поставили в известность ГУВД и потребовали пресечь эту деятельность, потому что сами выборы и их результат не могут быть объектом лотереи. Это противозаконное действие». Впрочем, и после этого избиратели продолжали сообщать о продолжении «лотереи».