публикации

Кира Васильева

Всеобщая мобилизация

Сокращение срока службы увеличит число призывников, но, по мнению экспертов, не спасет армию от дедовщины

"Новые известия", 12 февраля 2008 года   
Грядущий весенний призыв можно по праву назвать особенным, так как попавшие под него молодые люди станут первыми, кто отправится в казармы всего на год. В связи с таким уменьшением срока службы Министерство обороны собирается вдвое увеличивать и количество призывников, о чем недавно заявил заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов. «Это обстоятельство никак не скажется на числе уклонистов», – заверил он.

Эксперты с ним соглашаются, однако предупреждают, что этой весной все же стоит ожидать резкого усиления облав. Кроме того, по мнению экспертов «НИ», переход на годичный призыв сам по себе не решит армейских проблем и в первую очередь не избавит войска от дедовщины.

Как рассказала «НИ» председатель Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова, «настоящих уклонистов, которых признали таковыми по решению суда, – всего 10–15 человек по стране». «А отлавливать и забирать в армию теперь будут граждан мужского пола, совершенно призыву не подлежащих, – из других стран, из других городов, не годных по здоровью, имеющих право на отсрочку», – сообщила правозащитница.

Между тем, чтобы заполнить освободившиеся казармы, с этого года депутаты отменили 9 из 25 отсрочек. Теперь топтать сапоги пойдут парни, которые ухаживают за нетрудоспособными родителями. Придется служить и сыновьям из неполных семей, в которых, кроме призывника, имеются двое или более малолетних деток. «Более того, что бы дома ни случилось – солдата теперь нельзя будет уволить по семейным обстоятельствам и даже отпустить в отпуск на месяц. А если у него единственного родителя паралич разбил? И что с этими людьми будет?» – сокрушается Валентина Мельникова. Кроме того, повестку получат и молодые папаши, воспитывающие ребенка в возрасте до трех лет (правда, исключение оставили для отцов детей-инвалидов). Не отвертятся от исполнения почетной обязанности и будущие отцы – им придется оставить дома своих беременных жен. «Следует ожидать, что полетят и оставшиеся отсрочки. Потянут в армию не только студентов и молодых отцов, но и калек, наркоманов, алкоголиков. Потому что иначе нужное количество солдат не наберешь», – спрогнозировал «НИ» политолог директор Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов. Более того, эксперт уверен, что если в армию будут сгонять вдвое больше людей, «то и погибать их там будет вдвое больше».

И действительно, по статистике максимальное количество солдатских смертей приходится именно на первый год службы. В фонде «Право матери» «НИ» рассказали, что ребята обычно начинают гибнуть «по пути в войсковые части – еще даже не приняв присягу». «Мы считаем, что смертность военнослужащих с переходом на год службы не останется на том же уровне – три тысячи человек в год, но значительно увеличится», – выразила «НИ» свои опасения пресс-секретарь фонда «Право матери» Анна Каширцева.

По мнению экспертов, простое сокращение сроков службы само по себе чудесным образом не избавит армию от застарелых проблем. И главная среди них – так называемая дедовщина никуда не исчезнет. «Дедовщина появляется потому, что ребят загоняют в армию из-под палки. Офицеры разрешают старикам прессовать молодых и таким образом заставляют выполнять их служебные обязанности», – объясняет Алексей Арбатов. Теперь, правда, считают эксперты, все будет по другому сценарию: старослужащих, скорее всего, заменит доминирующая группа солдат, объединенных по землячествам, по национальным признакам или по уголовным кланам. Но ошибочно думать, что над призывниками в армии издеваются только сослуживцы. Известно немало случаев, когда солдаты погибали от рук командиров части.

Эксперты полагают, что переход на годичную службу превратит армию «в большой стройбат, где солдат не успеют ничему обучить, а просто будут использовать как дешевую рабочую силу». «Если парня действительно подготавливали бы по военной специальности, как в Германии, тогда другое дело. У нас же их учат плац мести, казармы ремонтировать, дачи генералам строить и канавы копать», – возмущается Валентина Мельникова. Военные впрочем, уверены, что переход на годичный срок военной службы «ущерба боевой подготовки войск не нанесет». «К этому мы готовились четыре года и приняли соответствующие меры», – заявили «НИ» в пресс-службе Министерства обороны.

Алексей Арбатов, в свою очередь, считает, что на самом деле более боеспособной стала бы маленькая элитная армия из контрактников, которые будут получать приличные зарплаты и льготы, служить по желанию и находиться в постоянной боевой готовности. Кое-какие шаги в этом направлении российскими властями уже сделаны. «В 2007 году вооруженные силы завершили программу по переведению некоторых частей страны на контрактную основу», – рассказал «НИ» пресс-секретарь Минобороны Юрий Иванов. Однако и здесь эксперты видят большие проблемы. Как рассказали «НИ» в фонде «Право матери», заключать эти контракты заставляют не кого иного, как все тех же солдат-призывников. «Родители погибших срочников часто говорят, что последняя информация, которую они получают от сына, – что его принуждают подписать контракт», – говорит Анна Каширцева.

Между тем по контракту человек за службу в армии получает деньги, но в российской действительности они часто проходят мимо солдатских рук. «Это рэкет! Аналогичная история была в 90-х, когда у военных, приехавших из Чечни, забирали «боевые» зарплаты», – объясняет Валентина Мельникова. По ее словам, такие поборы осуществляют как внутри части – когда деньги достаются вышестоящим чинам, – так и местные жители, которые собирают с частей «дань». Кроме того, контрактников часто обманывают. «Им добрые командиры говорят: «Сынок, не волнуйся, подписывай на пять лет контракт! Отслужишь два, и я тебя отпущу». Но через два года никто его увольнять не собирается», – говорит Валентина Мельникова. Тогда солдаты в лучшем случае договариваются с командиром, чтоб тот отпустил его домой и сам получал деньги. В худшем – убегают или кончают жизнь самоубийством.

Впрочем, эксперты считают, что, если бы «было все по-честному и без «уголовщины», люди добровольно шли бы служить по контракту, ведь «8–15 тысяч рублей – это приличная зарплата для любого провинциального городка». И тогда, говорит Валентина Мельникова, необходимость «отлавливать и сгонять призывников в армию» отпала бы. На это в Министерстве обороны «НИ» заявили, что полностью на контрактной основе армию «мы создавать не собираемся». «Никогда такого не будет!» – заверил «НИ» пресс-секретарь МО Юрий Иванов.

СЛУЖБА В БУНДЕСВЕРЕ БЕЗОПАСНА И НОВОБРАНЦАМ ВЫГОДНА

Немцы давно уже обсуждают переход своей армии на профессиональную основу. Пока же у них действует «Закон о воинской повинности», с поправками и дополнениями от 2004 года. На сегодня призываются «военнообязанные лица, возраст которых не превысил 23 года». Уклонистам в ФРГ теоретически грозит до 5 лет тюрьмы. В реальности же никто еще за решетку не угодил. Более того, некий «тотальный отказник», упорно не желавший нести как воинскую, так и альтернативную службу, дошел до Верховного суда, ссылаясь при этом на Основной закон ФРГ, декларирующий равноправие полов. Истец недоумевал, отчего тогда женщины освобождены от воинской обязанности? Уклонисту в течение нескольких лет терпеливо разъясняли: германская конституция предусматривает как равноправие мужчин и женщин, так и воинскую, девятимесячную обязанность для мужчин. Все закончилось тем, что парень вынужден был пойти на альтернативную гражданскую службу. Между тем законом предусмотрено множество отсрочек. Безусловными основаниями «откосить» у немцев являются также наличие одинокой матери или престарелого отца, нуждающихся в уходе со стороны единственного кормильца, обучение в вузе, колледже и даже средней школе, и даже «наличие бизнеса, которому грозит банкротство в случае призыва предпринимателя в армию». Все это и многое другое фактически превратили воинскую службу у немцев в добровольную. Многие здесь охотно надевают погоны уже потому, что за короткий армейский период можно бесплатно получить водительские права и приобрести техническую профессию. К тому же бундесвер позволяет каждые выходные уезжать домой на побывку за счет государства. В случае же нарушения прав или почти невозможного здесь факта насилия всегда есть возможность обратиться к своего рода солдатскому адвокату. Это совершенно независимые от армии уполномоченные бундестага по делам военнослужащих. Не дремлет и «Немецкий союз служащих бундесвера». Его руководитель Бернхард Герц неоднократно подчеркивал: «В современных германских войсках никто не имеет права дотрагиваться до подчиненных! Любой инструктор в бундесвере знает: даже поправить противогаз на голове новобранца можно только с его согласия...»

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин


ПОЛЯКОВ БОЛЬШЕ НЕ БУДУТ ПРИЗЫВАТЬ В АРМИЮ

В Польше на днях начался призыв на срочную военную службу. Продлится он до конца апреля. Уникальность нынешнего призыва в том, что он будет последним в истории Войска польского. С 2009 года вооруженные силы Польши на год приостанавливают призыв новобранцев. И уже с 1 января 2010 года польская армия полностью переходит на профессиональную основу. Минимальное месячное денежное довольствие рядового-профи планируется установить в размере 2000 злотых (830 долларов), в то время как рядовой срочной службы сегодня довольствуется 230 злотыми (чуть более 100 долларов). По словам полковника Романа Цвиклиньского, переход к профессиональной армии назрел давно. Согласно доживающему последний год закону, срок службы составляет девять месяцев. Но в связи с модернизацией армии, комплектованием ее современной техникой за девять месяцев срочной службы новобранцы просто не в силах эту технику освоить. Еще один минус призывной армии – ее коррупционная составляющая. Каждый год с началом призыва десятки тысяч потенциальных новобранцев пускались во все тяжкие, лишь бы «откосить» от почетной обязанности, готовы были платить по несколько тысяч злотых «откупных», лишь бы только не служить. Но, по словам полковника Цвиклиньского, нельзя создать боеспособную армию, если рекруты служат в ней из-под палки.

Виктор ШАНЬКОВ, Варшава

УКРАИНА ИЩЕТ ДЕНЬГИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ У БИЗНЕСМЕНОВ

Новый министр обороны Украины Юрий Ехануров, как бывший премьер-министр, подходит к армии с экономической точки зрения: сначала деньги, а потом реформа. Оптимальная численность украинской армии на финише преобразований – 143 тыс. военнослужащих-контрактников. На днях министр обороны подписал документ, который поставил крест на обещании премьера Юлии Тимошенко, что уже нынешней весной на Украине отменят призыв в армию, данном ею во время последней избирательной кампании. Ее предложение было раскритиковано президентом Виктором Ющенко, который напомнил нынешнему премьеру, что все вопросы, связанные с армией, находятся в компетенции Верховного главнокомандующего – президента Украины. В итоге страна получила Перспективный план основных мероприятий по обеспечению перехода Вооруженных сил Украины на контрактную основу на 2008–2010 годы. По мнению экономиста Еханурова, дешевой контрактная армия быть не может. Для Украины цена отмены призыва и перехода на контрактную службу – почти 10 млрд. долларов США. Именно такая сумма необходима для реализации проекта по созданию контрактной армии в течение трех лет. Пока таких денег нет. Но министр не сдается. Его ноу-хау – заставить бизнес и местные власти взять шефство над армией…

Яна СЕРГЕЕВА, Киев