публикации

Борис Вишневский

Неуставные отношения

"Петровский курьер", 18 февраля 2008 года   

Солдата Романа Рудакова, умершего на прошлой неделе после полутора лет, проведенных в госпиталях, похоронят с воинскими почестями. Вылечить его государство так и не смогло. Или не захотело. Зато оно захотело призвать в армию парня с заболеваниями, несовместимыми с военной службой, а затем не захотело защитить его от издевательств и избиений, скромно именуемых «неуставными отношениями».

А все остальное, что случилось с Романом – это «уставные отношения»?

Несмотря на серьезное заболевание крови и заболевание сосудов, военные врачи признали его годным к службе. За полтора года, которые он успел прослужить, он многократно обращался к начальству с жалобами на здоровье – его объявляли «симулянтом» и гнали на работу. Когда, наконец, его направили в госпиталь – предложили пройти пешком (!) около 80 километров. Сделали одну операцию, но понадобилась вторая – выяснилось, что в Петербурге ее сделать невозможно, и надо перевозить в Москву. Когда, наконец, Роман попал в госпиталь имени Бурденко – оказалось, что надо искать доноров для пересадки тонкого кишечника. Заговорили об операции в Германии – и этот вопрос «завис». По ходу дела, выяснилось, что солдат нуждается еще и в пересадке печени…

Чем все закончилось – увы, известно. Как известно и то, что случившееся с Романом тогдашний министр обороны Сергей Иванов объявил не связанным с «дедовщиной». «Отцы-командиры», избивавшие Романа, и объявлявшие его «симулянтом», ушли от ответственности, ефрейтор, признанный виновным в избиении солдата, получил условное наказание. Зато теперь – воинские почести. Довели до могилы – но теперь над ней прозвучит траурный залп: спи спокойно, солдат, Родина исполнила свой долг перед тобой!

Полтора года назад, когда эта страшная история получила огласку, я позвонил родственникам в Израиль. И спросил: случись у них такое – что бы было? Ответ был категоричен: солдата лечили бы лучшие врачи страны, армия немедленно выделила бы все необходимые средства, надо было бы отправить на операцию за границей – послали бы специальный самолет, виновные были бы наказаны на всю катушку, и все это, скорее всего, стоило бы кресла министру обороны. Правда, ничего даже близко напоминающего историю с Рудаковым, они не припомнят. Чтобы солдат жаловался на здоровье, а его объявляли «симулянтом»? Да он бы позвонил домой (нет нужды объяснять, что армия повально «телефонизирована», и те, кто служит, ежедневно выходят на связь, чтобы родители не волновались) – и разразился бы страшный скандал. А если бы стало известно, что его отправили за десятки километров пешком в госпиталь – «на уши» встала бы вся страна…

У нас же – все иначе. На фоне пафосных заявлений о «встающей с колен» сверхдержаве (хоть кто бы ответил – это кто же ее поставил на колени, и почему она так покорно на них встала?) и бравурных сообщений о дальних полетах стратегических бомбардировщиков и дальних плаваниях военных кораблей, - все то же «призывное рабство», и все тот же страх родителей, провожающих своих детей в армию, зная, что они будут лишены всех человеческих прав, и неизвестно, вернутся ли живыми и здоровыми.

Во время пятничной пресс-конференции Владимира Путина очень хотелось услышать – что он думает о судьбах Романа Рудакова, Андрея Сычева и других искалеченных армией парней? Но ни один из 1364 аккредитованных на встрече журналистов об этом так и не спросил…