публикации

Who же мистер Путин?

Владимир Путин в версии политолога Бориса Вишневского

Избранное.Ру, 2 марта 2008 года   
- Чем за время своего президентства больше всего удивил вас Владимир Путин?

- Умением не улыбаться, произнося слово «демократия»

- Что вы считаете главным достижением Путина?

- Достижений у него не вижу вообще. Рост цен на нефть и связанные с этим экономические успехи и некоторый рост уровня жизни не имеют к Путину ровно никакого отношения. «Предотвратил распад государства»? Он ему не угрожал. «Сильная власть»? Усилилась только власть чиновников, но не способность государства защищать граждан и обеспечивать их интересы. «С Россией стали считаться в мире»? Так же и с Советским Союзом «считались», и по тем же причинам.

- А его главной ошибкой?

- Согласие занять должность, категорически не соответствующую уровню его способностей. Предел возможностей Путина – вице-губернатор региона, не выше, этот человек не наделен качествами публичного политика. Он может существовать (и даже быть популярным) лишь в ситуации, когда он избавлен от участия в дискуссиях и от реальной критики на общедоступных телеканалах. Снимите на месяц цензуру, допустите оппозицию и независимых аналитиков на Первый канал и РТР – и миф о Путине рассеется, как дым…

- Могли бы вы одним словом охарактеризовать его как личность? Какой это человек?

- Некрупный.

- Как бы вы назвали ту политическую систему, которую он построил?

- Восточногерманский социализм: декоративная многопартийность, как в ГДР, где тов.Путин трудился в свои лучшие годы, а все прочие черты от советской системы. Это не авторитаризм, это тоталитаризм, просто он еще не достиг полагающегося уровня.

- Какое из высказываний Путина, на ваш взгляд, характеризует его максимально полно?

- «Кто нас обидит – три дня не проживет».

- Кто из мировых лидеров наиболее близок по своему политическому кредо Владимиру Путину?

- Махмуд Ахмадинежад.

- Кого из исторических персонажей напоминает вам Владимир Путин?

- Из исторических - Филиппа Второго Испанского. Но лучше уподоблять его не историческим, а литературным персонажам. В феврале 2000 года, в «Независимой газете» я закончил свою статью о Путине цитатами из «Трудно быть богом», относящимися к дону Рэбе.

"Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии...

Не высокий, но и не низенький, не толстый и не очень тощий, не слишком густоволос но и далеко не лыс. В движениях не резок, но и не медлителен, с лицом, которое не запоминается, которое похоже сразу на тысячи лиц. Вежливый, галантный с дамами, внимательный собеседник, не блещущий, впрочем, никакими особенными мыслями...

Это не могучий ум при слабом государе, каких знала история, не златолюбец-временщик, думающий лишь о золоте и о бабах, убивающий направо и налево ради власти и властвующий, чтобы убивать...

Там, где побеждает серость, к власти всегда приходят черные..."

Эта аналогия и по сей день кажется мне наиболее точной.