публикации

Беседовал Николай Нелюбин

Решение суда по делу Максима Резника

Интервью адвоката Бориса Грузда

"Эхо Москвы в Санкт-Петербурге"", 4 марта 2008 года   

Николай Нелюбин: 18 часов 45 минут в Петербурге. В эфире Николай Нелюбин. Это, можно сказать, экстренный выпуск новостей. Будем сейчас связываться с адвокатом Максима Резника, лидера петербургского «Яблока», которого, как Вы все сейчас услышали, судя по всему, везут в СИЗО «Кресты», пока на два месяца. Есть ли у нас на связи Борис Борисович Грузд?

Борис Грузд: Да.

Николай Нелюбин: Добрый вечер, Борис Борисович!

Борис Грузд: Добрый Вечер!

Николай Нелюбин: Давайте начнем по порядку. Как шло заседание? В двух словах.

Борис Грузд: Заседание шло достаточно нормально. Ходатайства защиты были удовлетворены, о приобщении исследования документов характеризующих личность Максима Львовича, документы, подтверждающие его образование - факт окончания двух ВУЗов с красным дипломом. Очень много людей выразило желание дать поручение за Максима Львовича.

Николай Нелюбин: Да, мы знаем.

Борис Грузд: И эти люди присутствовали в зале суда, и они письменно подтвердили свое желание гарантировать явку Максима Львовича в суд и к следователю в том случае, если будет избрана иная мера пресечения, не связанная с заключением под стражу.

Николай Нелюбин: Эти поручительства были приняты судом?

Борис Грузд: Да, они были приняты, они были исследованы судом. Но, к сожалению, я в постановлении судьи Андреевой никакой оценки этому факту, этим документам не увидел.

Николай Нелюбин: Чем аргументировал судья свое решение? И какова была позиция, скажем так, обвинительной стороны?

Борис Грузд: Обвинение мотивировало свое ходатайство тем, что Резник, занимая пост председателя петербургского отделения «Яблока», в силу своего общественного и политического положения, может оказывать влияние на органы следствия, на потерпевших, которыми являются сотрудники милиции, и свидетелей.

Николай Нелюбин: Каким образом, не уточнялось?

Борис Грузд: Ну, Максим Львович совершенно резонно заметил, что он находится в оппозиции и никакими властными полномочиями не обладает. И поэтому его возможности по оказанию влияния на сотрудников милиции и следственный комитет при прокуратуре преувеличены.

Николай Нелюбин: Долго ли совещалась судья, когда она удалялась на вынесение решения? И известно ли, с кем она совещалась?

Борис Грузд: Хороший вопрос. С кем совещалась - мне не известно. Совещалась она около часа. Но как я увидел, что вызваны автоматчики, я уже не сомневался в том, какое будет это постановление.

Николай Нелюбин: Внимание. Автоматчики появились до того, как судья вернулась и начала оглашать свое решение, так?

Борис Грузд: Да. Более того, была применена «военная хитрость» в отношении и мамы Максима Львовича, и лиц, которые до этого находились в открытом судебном заседании и присутствовали в зале заседания - были закрыты двери, и никого, кроме адвокатов, прокуроров и следователей в зал уже больше не пускали. Поэтому оглашение этого постановления, видимо, опасаясь негативной реакции на него, они решили провести в отсутствии публики.

Николай Нелюбин: Это вообще законно, с точки зрения юриспруденции?

Борис Грузд: Я полагаю, что это нарушение конституционного принципа гласности судопроизводства. Если судебное заседание не было объявлено закрытым, оно происходило с участием публики, то и оглашаться это постановление должно было с участием публики. Кстати, Вы сказали о том, что принято решение об аресте Резника на 2 месяца. Я внимательно смотрю постановляющую часть судебного решения и с удивлением замечаю, что никакого срока в нарушение закона, на который избирается эта мера пресечения Максиму Львовичу, здесь не указана.

Николай Нелюбин: То есть, подождите, не известно, насколько человека отправляют в СИЗО?

Борис Грузд: Я бы сказал, бессрочно.

Николай Нелюбин: Любопытно.

Борис Грузд: Бессрочно, на весь период расследования.

Николай Нелюбин: А когда ждать ближайшего заседания суда? Ваш прогноз. И Ваши ближайшие действия? Я так понимаю, что Вы будете готовить некие жалобы.

Борис Грузд: Наши ближайшие действия заключаются в подготовке и подаче кассационных жалоб, которые мы должны подать в трехдневный срок, и городской суд, также в трехдневный срок, должен их рассмотреть. Как нам объявили в пятницу, скорее всего, состоится предъявление обвинений. Я хочу обратить и Ваше внимание, и внимание уважаемых радиослушателей, что обвинение не предъявлено. По закону избрание меры пресечения в отношении подозреваемого возможно в исключительных случаях, когда это вызвано или характером самого деяния, или личность подозреваемого такова, что он представляет огромную опасность для общества, и он не может просто находиться рядом с нами, поскольку тут же будет набрасываться и совершать какие-то насильственные действия.

Николай Нелюбин: Понятно. По Вашим ощущениям, это означает, что он может сесть надолго? Так поставим вопрос.

Борис Грузд: Вы знаете, мне кажется, что этот вопрос лежит не в области права. Это будут принимать решение другие люди.

Николай Нелюбин: Понятно.

Борис Грузд: И как они решат, так и будет.

Николай Нелюбин: Вы чувствуете, что здесь есть некая игра вне правового поля, да?

Борис Грузд: Вы знаете, да, и давно.

Николай Нелюбин: Понятно. Спасибо Вам большое. Я напомню нашим слушателям, у нас в эфире был Борис Борисович Грузд, адвокат Максима Резника, который, как мы знаем теперь, бессрочно отправлен в СИЗО «Кресты». Сейчас мы будем вызванивать Михаила Амосова, одного из лидеров петербургского «Яблока», чтобы понять, как партия будет действовать в ближайшее время, в связи с этим решением суда, сегодняшним решением суда. Есть ли у нас на связи Михаил Амосов? Ему дозваниваются. Я напомню, буквально несколько минут назад стало известно о том, что суд, который рассматривал вопрос о мере пресечения лидеру «Яблока» Петербурга Максиму Резнику, принял решение о бессрочном отправлении под стражу этого оппозиционного политика. У нас на связи есть Михаил Амосов. Михаил Амосов, добрый день!

Михаил Амосов: Здравствуйте!

Николай Нелюбин: Михаил Иванович, у нас немного времени, буквально полторы минуты. Хочется понять Вашу реакцию. Что будете делать с той конференцией, которая была запланирована на 6-ое апреля, если я не ошибаюсь? И, кто будет руководить отделением в ближайшее время?

Михаил Амосов: Ну, что касается руководства отделением, то у нас есть заместители председателя отделения, так что, видимо, этот вопрос так разрешится.

Николай Нелюбин: Пропадаете. Михаил Иванович, Вы нас слышите?

Михаил Амосов: ...Провокация, задержание, арест теперь Максима Львовича Резника, все это в значительной степени, видимо, связано с тем, что он был председателем оргкомитета этой конференции. На нем очень многое завязано. И, честно говоря, конференция сейчас будет под вопросом.

Николай Нелюбин: Под угрозой срыва, можно сказать, да?

Михаил Амосов: Под угрозой срыва, да. Потому что, в общем, это, в значительной степени, его детище. Он координировал всю работу не только в Петербурге, но и с московскими нашими коллегами активно общался. Многое просто персонально на него завязано. Я думаю, что вся эта провокация затеяна не только, чтобы нанести удар по Резнику, просто как по человеку с активной позицией, не только по партии «Яблоко», но и вот по этой конференции. Потому что без него нам будет очень трудно ее провести, я даже не уверен, что мы сможем это сделать.

Николай Нелюбин: Михаил Иванович, если я не ошибаюсь, у Вас сегодня будет заседание бюро партии, где Вы будете вырабатывать какие-то дальнейшие шаги, правильно?

Михаил Амосов: Ну, естественно. Мы должны как-то подумать, что делать, кого еще привлечь в союзники. Потому что сегодня было 25 человек с заявлениями поручительствами за Резника, что он будет являться на следствие и так далее, и так далее. 25 жителей нашего города, уважаемых людей, поручились за Резника. К сожалению, я думаю, решение суда было, ну, что называется, предопределено заранее. Потому что не для того они затевали все это, чтобы выпускать Резника. Но, тем не менее, мы постараемся привлечь и других людей известных, которые знают лично Максима Львовича. Могут за него поручиться, из Москвы, из других городов. Я думаю, мы эту работу будет продолжать.

Николай Нелюбин: Михаил Иванович, спасибо Вам большое. Будем на связи. Я должен заканчивать, наше время подходит к концу. Напомню, Максим Резник, лидер петербургского «Яблока», как нам только что стало известно, бессрочно будет находиться в СИЗО «Кресты», пока, видимо, до пятницы. Следим за событиями. Оставайтесь с нами.