публикации

Ведущая Марианна Максимовская

Надежда у меня есть, но оснований для нее я не вижу

Интервью Г. Явлинского программе "Субботний вечер с Марианной Максимовской"

РЕН-ТВ, 15 марта 2008 года   

Ведущая: На российской политической сцене почти полный штиль. Все ждут главных новостей - кто войдет в команду избранного президента Медведева, когда мы увидим, как в реальности делят полномочия Медведев и Путин, правы ли те, кто утверждает: в России ситуация с двоевластием ни к чему хорошему привести не может. По уже сложившейся традиции, все решения принимаются сейчас где-то в недрах кремлевских кабинетов. Общественность раньше времени информировать никто не собирается, а она (общественность) и так все понимает и ни о чем не спрашивает. Впрочем, лидеров думских фракций в Кремль на неделе все же решили пригласить. Принимали думцев сразу два президента: действующий и вновь избранный. Получилось сразу и что-то вроде неофициальной презентации Медведева, и повод для долгого разговора в неформальной обстановке. (...)

Но президент Путин сумел на этой встрече в Кремле сам заинтриговать и думских лидеров, и политологов. Случилось даже что-то вроде политической сенсации. Абсолютно неожиданно для нынешних лидеров Думы, приглашенных на закрытый обед к президенту, на этом обеде появился и лидер "Яблока" Григорий Явлинский. Оказалось, что в один и тот же день один из главных оппозиционных лидеров тоже встречался с президентом Путиным. Официальный отчет об их разговоре по телевидению передали без звука, только одну картинку. И тут же родились предположения: либеральный политик получил некое заманчивое предложение, едва ли не стать замом Путина в новом правительстве. Все это происходило, замечу, на фоне протестов "яблочников" по поводу ареста лидера питерского отделения партии Максима Резника. Его обвиняют чуть ли не в избиении милиционеров. Забегая вперед, скажу, что после просьб Явлинского разобраться в судьбе Резника в Питере пока что началась лишь прокурорская проверка отделения "Яблока" на предмет экстремистской деятельности.

Так о чем же все-таки беседовали Явлинский с Путиным и может ли случиться почти невероятное - лидер "Яблока" получит назначение во власть? Григорий Явлинский в эксклюзивном интервью "Неделе".

Григорий Алексеевич, ваша встреча с Путиным стала едва ли не главной политической сенсацией этой недели. О чем шла речь?

Григорий ЯВЛИНСКИЙ, лидер партии "Яблоко": О Резнике, например, о том, что нехорошо это - политически мотивированным образом сажать человека в следственный изолятор и держать его там без всякой нужны. Известный оппонент Матвиенко в Петербурге, она сняла "Яблоко" с выборов, потом удивлялись, почему председатель организации участвует в "маршах протеста" и так далее.

Ведущая: Но надо понимать, что речь шла не только об этой истории с арестом активиста "Яблока" в Санкт-Петербурге?

Григорий Явлинский: Ну, еще вот темы обсуждались, связанные с социально-экономической политикой.

Ведущая: Григорий Алексеевич, а кто был инициатором этой встречи?

Григорий Явлинский: А кто может быть инициатором? Только сам президент Владимир Путин может быть инициатором таких встреч. Это всем, кто интересуется, как устроены встречи с президентом Путиным, передайте, сообщите им, им будет это полезно знать, что они организуются только тогда, когда он принимает такое решение.

Ведущая: То есть вы хотите сказать, что Путин захотел обсудить с вами арест активиста "Яблока" в Санкт-Петербурге Резника?

Григорий Явлинский: Нет, я думаю, что его задачей было встретиться и обсудить вот те самые вопросы социально-экономической политики.

Ведущая: А можно конкретизировать? А то такая формулировка
очень официальная?

Григорий Явлинский: Можно конкретизировать. Ну, например, объемы выпадающих доходов при изменении шкалы НДС. Если шкала НДС будет плоской, то какой будет объем выпадающих доходов из бюджета. Вы это имели в виду?

Ведущая: Но Путин как раз за плоскую шкалу НДС, мы все это знаем.

Григорий Явлинский: Вот именно. Поэтому и нужно обсудить, какой будет объем выпадающих доходов.

Ведущая: С вами?

Григорий Явлинский: Ну, наверное, со мной.

Ведущая: Без вашего мнения он с плоской шкалой НДС бы никак не разобрался?

Григорий Явлинский: Не знаю. Это вы у него спросите.

Ведущая: Правы ли те СМИ, которые написали, что на этой встрече президента с вами вам было сделано какое-то предложение, карьерное предложение, от которого вы, не знаю, хочется понять, отказались или не могли отказаться?

Григорий Явлинский: Я вообще должности не обсуждаю. Это дело, в общем-то, бессмысленное. Я не знаю ответ на ваш вопрос.

Ведущая: Сделали вам какое-то предложение или нет, вы не знаете?

Григорий Явлинский: Нет, я не знаю.

Ведущая: Хорошо. Вы ведь приняли участие еще и в закрытом обеде с лидерами думских фракций...

Григорий Явлинский: Что значит в закрытом?

Ведущая: Это так формат называется встречи, обед, который проходил без прессы. И говорят, об этом говорят сами думцы, что ваше появление было абсолютной для них неожиданностью.

Григорий Явлинский: Я тоже удивился. Когда президент пригласил меня обедать, я тоже был удивлен. Это вообще не является информацией. Это является каким-то... Я даже не знаю, как это назвать. Какое это все имеет значение?

Ведущая: Российская политика все последние годы дело такое закрытое, что когда происходит что-то, что, может быть, будет иметь какие-то большие последствия, ну, например, ваше возвращение в большую политику - это весьма любопытно и достойно того, чтобы разобраться.

Григорий Явлинский: Можете подождать немножко - и будет ясно. Это же не такой вопрос, это же не пожар. Когда просто вопрос находится в таком состоянии, что нечего еще сказать. Из уважения к вам и к нашим с вами зрителям я пытаюсь что-то вам ответить, но так, чтобы это соответствовало действительности.

Ведущая: А вот вы, в принципе, считаете, что те люди, которые долгие годы были в оппозиции, могут и должны сотрудничать с властью?

Григорий Явлинский: Для меня важна не должность, а что нужно делать и зачем. Вот вдруг президент говорит, что экономика в России находится в таком состоянии, что если ничего не менять, говорит президент, то страна окажется на далекой периферии, зайдет в тупик и даже может, не дай Бог, развалится.

Ведущая: Это созвучно вашим мыслям.

Григорий Явлинский: Да, это написано в нашей программе. Если такие разные политические силы, как "Яблоко" и Владимир Путин, говорят о серьезных вещах одинаково, то это значит, проблема уже серьезная, совсем серьезная. Правда, я не знаю, что за этими словами скрывается, что из них следует, следует ли что-нибудь. Этого никто не знает.

Ведущая: Хорошо. Выборы состоялись в виде перехода власти от преемника к уже его преемнику. Как бы вы охарактеризовали сложившийся политический режим в России?

Григорий Явлинский: Авторитарный, достаточно жестко авторитарный, коррумпированный, очень существенно коррумпированный, и с проявлениями национализма, очень опасными.

Ведущая: Вы же разговаривали вот сейчас на неделе не только с Путиным, но и с Дмитрием Медведевым. Как, по-вашему, надежды части общества на то, что Медведев будет либералом, оправданы?

Григорий Явлинский: Надежда у меня есть, но оснований для надежд у меня нет.

Ведущая: Мудрено как-то очень. А двоевластие - это опасно для России?

Григорий Явлинский: Это для кого угодно опасно. Но я пока не вижу таких признаков. Я вообще то, что я вижу, вот если спросить, что я вижу, я вижу, что это третий срок Владимира Путина.

Ведущая: Только по-другому он называется.

Григорий Явлинский: Он просто оформлен таким образом. А вообще-то это третий срок.

Ведущая: Вот складывается ведь парадоксальная ситуация. Власть сама говорит о желании иметь так называемую конструктивную оппозицию. Вот, по-вашему, есть такая конструктивная оппозиция в стране? Это кто?

Григорий Явлинский: Такое уже у нас было. Это когда начинается настоящий застой, который был в Советском Союзе, тогда начинают придумывать, что вообще-то нужно немножко оппозиции, но не такой настоящий оппозиции, это ни за что, а вот такой, которая будет подсказывать, а мы будем решать, это подходит или не подходит. Для того чтобы существовала оппозиция, нужно, чтобы была независимая пресса, независимые суды и независимое финансирование хотя бы. Тогда у вас будет такая же оппозиция, как она существует в любой европейской стране.

Ведущая: А "Яблоко" - это оппозиция?

Григорий Явлинский: "Яблоко" старается в этих условиях быть оппозицией, но ее влияние очень ограниченное.

Ведущая: То есть вы как-то существуете худо-бедно...

Григорий Явлинский: Очень тяжело мы существуем. Это очень трудно быть европейской оппозицией в авторитарном азиатском окружении. Имитация, что есть свобода слова, имитация, что можно задать вопрос, имитация, что можно получить ответ.

Ведущая: Так может, вот вас зовут сейчас в Кремль - это тоже какая-то имитация?

Григорий Явлинский: Может. Конечно, может.

Ведущая: Вы ходите?

Григорий Явлинский: Это моя работа.