публикации

Борис Вишневский

Была бы воля

Оказывается, Путин стал лидером партии вопреки всем бюрократическим препонам

"Новая Газета", 21 апреля 2008 года   
Избрание Владимира Путина «отложенным председателем» «Единой России» (с 8 мая, когда его возведут в премьеры) немедленно породило юридические вопросы.

Первый: а как же закон «О политических партиях»? Ведь дружно произведенные «под Путина» изменения в уставе «подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и регистрация самой партии, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации». Но устав изменили в понедельник 14 апреля, а Путина избрали председателем уже во вторник. Когда успели?

Борис Грызлов уверял, что это было сделано прямо в понедельник: потому, мол, съезд и проводился в два дня. Но выходит неувязка: в понедельник приемные часы в Росрегистрации, согласно административному регламенту, утром: с 10 до 13 часов. Между тем устав меняли явно позднее: съезд предварялся форумом «Стратегия-2020», и только после его окончания партийцы приступили к работе над уставом. Теоретически, поскольку Путин приехал на съезд во вторник в 12 часов, можно было успеть все оформить с утра. Но и тут не получается: во вторник прием документов в Росрегистрации — с 14 до 17 часов.

Конечно, никто не обращал внимания на формальности — так и видишь, как Грызлов приезжает в Росрегистрацию, а ему говорят: «Прием окончен, приходите завтра». Но все же неудобно как-то…

Второе, о чем хотелось бы сказать: Росрегистрация, конечно, может зарегистрировать изменения в уставе «Единой России» хоть ночью, но она не может изменить закон о партиях, по которому «решения об избрании руководящих органов партии принимаются тайным голосованием». Путина-то избирали открыто, о чем всей стране немедленно и сообщили.

Впрочем, Владимиру Владимировичу ничего не угрожает. Если внимательно прочесть устав «медведей», выяснится, что председатель партии… вообще не является ее руководящим органом!

В «Единой России» два типа органов: руководящие и центральные. Руководящие органы — съезд партии, Генеральный совет, президиум Генерального совета. Центральные органы — съезд, Высший совет, Генеральный совет, президиум Генерального совета, Центральный исполнительный комитет и Центральная контрольно-ревизионная комиссия. А есть еще бюро Высшего совета и Межрегиональный координационный совет…

Не для средних умов структура, прямо скажем. Но суть не в этом. А в том, что все руководящие органы — центральные, но не все центральные органы — руководящие: Высший совет, ЦИК и ЦКРК руководящими органами не являются. И могут избираться не обязательно тайным голосованием. Скажем, по уставу ЦКРК избирается на съезде тайно, а Высший совет — открыто.

Ну а как же председатель? А никак: он и не руководящий, и не центральный орган. Он «высшее выборное лицо партии», избираемое открытым голосованием. Он может быть не членом партии, но именно он представляет партию везде и всюду, он предлагает кандидатуры на должности во всех руководящих и центральных органах партии, он может приостанавливать действие решений органов партии (кроме решений съезда) и полномочия любых членов партии.

И можно только посмеяться, читая в уставе «Единой России», что «носителем политической воли в партии являются все члены партии в целом». Носитель политической воли у них один.

 

См. также:

Оригинал статьи
Борис Вишневский
Андрей Пионтковский Старик Габбана Грани.Ру, 21 апреля 2008 года