публикации

Алексей Яблоков

В Берлине другая статистика

Государство по-прежнему скрывает от своих граждан полную информацию о последствиях Чернобыльской катастрофы

Избранное.Ру, 25 апреля 2008 года   

Сегодня идеология такая: время забыть Чернобыль, 20 лет прошло, все в порядке, друзья, давайте перейдем к строительству новых атомных станций... Но мы должны получить точную, полную информацию для того, чтобы принимать правильные решения, а не прятать голову под крыло. Все данные, все атласы, опубликованные о чернобыльском загрязнении, почему-то говорят о том, что это касается только европейской части России. А где территория за Уралом, где Китай, где Арабские Эмираты, которые тоже пострадали? Какая там ситуация? На самом деле еще не сказана правда о глобальном загрязнении после Чернобыля. Глобальное загрязнение-то произошло, и мы знаем, что Кавказ загрязнен, на Байкале есть чернобыльские выпады. Везде было очень серьезно.

Обращаю ваше внимание: государство не хочет эти данные публиковать. Это данные американские. А Чернобыль затронул и Америку, и Японию».

«Младенческая смертность в Польше – резкий рост в 1986-1987 годах. А где наши данные? Кто знает: на сколько у нас младенческая смертность была повышена в это время? Вот данные по Великобритании: через 9 месяцев после Чернобыля – взлет мертворожденных. А Великобритания получила маленькую дозу чернобыльского облучения».

«Или данные по среднеожидаемой продолжительности жизни мужчин. Можно говорить про нищету и социальный шок, но объясните мне, пожалуйста: почему с 1986 года покатилась вниз средняя продолжительность жизни? В Академии наук мне сказали: это следствие стресса из-за распада Советского Союза. Но это 1986 год – какой распад, какой стресс? Конечно, потом действительно был стресс, но начало-то резкого увеличения смертности – в 1986 году».

«Общее число заболеваний раком резко растет в пораженных регионах. Все специалисты-радиобиологи, связанные с минатомом, закрывают глаза на факт, который опубликован в учебниках: латентный период раков после облучения – 20 лет. Через 20 лет начинается всплеск заболеваемости раком. Мы находимся перед началом эпидемии чернобыльских раков, самых разных. Это очень важно. Если мы это признаем, то надо принимать специальные меры, много что можно сделать, чтобы помочь людям, которые неизбежно заболеют раком, чтобы их было поменьше».

«Cтатистика показывает по Украине, по России, что половина новорожденных среди тех, кто был облучен в утробе, имеют проблемы умственного развития – замедленное умственное развитие. Эта статистика опубликована даже Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), к которой я отношусь очень скептически.(...)

Мы говорим: где реальные последствия Чернобыля? И вдруг обнаруживаются … в Берлине. Данные сразу после чернобыльской катастрофы были опубликованы, вызвали спор во всем мире. Я потом спросил профессора Скарлинга: почему это в Берлине вы обнаружили взлет даунов, а в других территориях нет? В Берлине самая лучшая в Западной Европе и в мире медицинская статистика – еженедельная, нигде такой статистики нет. У них была статистика, она мгновенно показала. Но, если такое в Берлине, который получил сравнительно маленькую дозу после Чернобыля, то тоже самое в многократно больших размерах должно быть и у нас. Но где эти данные?»

«Что такое масштабы Чернобыля для нас? Это 220 тыс. эвакуированных на территории бывшего СССР, миллионы человек, живущих на загрязненных территориях, а значит получивших радиационный удар. Половина из них сейчас живет на благополучных территориях, и что же, значит, они живут благополучно? Это означает, что они всю жизнь будут под чернобыльским ударом, а также дети, которые родились позже, у которых хотя бы один родитель получил этот удар. Это дети, которые требуют особой заботы, особого медицинского обслуживания обязательно. Мы должны научиться жить с Чернобылем. Не забыть Чернобыль, а жить с этим. Мы не можем позволить себе, исходя из интересов безопасности России, забыть о Чернобыле.

(Из доклада «Чернобыль: факты, вопросы и политика», подготовленного для научно-практической конференции «Проблемы социально-психологической реабилитации населения и территорий, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф». Тула, 2006)