публикации

Борис Вишневский

Партии сдают минимум

На какой высоте нужно установить планку минимальной численности партий, чтобы «Единая Россия» стала наконец единственной?

"Новая Газета", 28 апреля 2008 года   
По информации думских коммунистов, «Единая Россия» намерена внести поправки в избирательное законодательство, увеличив минимальную численность партий с 50 тысяч до 100 тысяч членов. И хотя сами «медведи» эти планы отрицают, их реализация вполне вероятна — они вполне органичны для строящейся Кремлем «малопартийной системы».

На протяжении правления Владимира Путина требования к численности партий последовательно ужесточались, и в итоге процесс их создания стал максимально «управляемым». В ельцинские времена для создания партии (в рамках закона об общественных объединениях) было достаточно нескольких десятков человек, и общее количество партий, включая региональные, исчислялось десятками, если не сотнями. На думских выборах 1995 года избирательный бюллетень включал 43 партии и блока (тогда избирательные блоки еще были разрешены) — и ничего, граждане прекрасно в них разобрались.

В 2001 году Дума приняла федеральный закон «О политических партиях», установив минимальную численность в 10 000 членов. Сперва планировались меньшие цифры, но председатель ЦИК Александр Вешняков, в чьем ведомстве разрабатывался закон, настаивал на своем. Ему говорили: «барьер» излишне высок и не имеет отношения к реальному влиянию партии, которое определяется не численностью, а одобрением ее идей избирателями. Говорили, что в большинстве европейских стран ограничений на численность партий нет совсем или они ничтожны, а завышение «партминимума» ведет к ликвидации политической конкуренции. Ведь власть всегда может обеспечить (административным «кнутом» или административным же «пряником») численность «нужных» партий, устранив «ненужные»… Как в воду глядели.

Цифра 10 000 вошла в закон, и все не зависимые от власти партии начали «нагонять» численность, чтобы сохраниться на политическом поле. В 2005 году вопрос о численности партий рассматривал Конституционный суд — и постановил, что Конституция «не предопределяет ни количество партий, ни их численный состав». Однако суд призвал законодателей руководствоваться принципами «разумной достаточности» и «соразмерности», заявив, что количественные критерии численности партий «могут приобрести неконституционный характер в случае, если результатом их применения окажется невозможность реального осуществления конституционного права граждан на объединение в политические партии».

С 2006 года требования к партиям опять возросли. Изменения к закону, проведенные «Единой Россией» под лозунгом «Стране не нужны мелкие партии», увеличили «партминимум» до 50 000 человек. Причем не менее чем в половине регионов должно быть по 500 человек, а в остальных региональных отделениях — не менее 250 человек.

В течение 2006 года все партии должны были выполнить эти требования, а кто не смог, подлежал ликвидации. Усилиями Росрегистрации, подававшей соответствующие иски в Верховный суд, к осени 2007 года из 32 российских партий осталось только 15. При этом через «сито» Росрегистрации не прошла, например, Республиканская, зато прошли Демократическая партия России, Партия мира и единства, Партия социальной справедливости и Партия возрождения России. Активистов этих организаций найти крайне трудно — по известному принципу поиска черной кошки в темной комнате. Тем не менее указанные партии значатся в реестре Росрегистрации, имея признанную этим органом численность от 52 до 71 тысячи человек. «Чемпион», само собой, — «Единая Россия»: 1,8 миллиона членов. «Справедливая Россия» имеет 437 000 членов, Аграрная партия — 163 000, КПРФ — 158 000, ЛДПР — 156 тысяч, «Народный союз» — 97 000, «Патриоты России» — 84 000, «Гражданская сила» — 64 000, «ЯБЛОКО» — 59 000, экологическая партия «Зеленые» — 58 000, СПС — 57 000 членов.

В 2007 году увеличенный в пять раз «партминимум» еще раз пытались оспорить в Конституционном суде (жалобу подал теперь уже экс-депутат Госдумы и лидер ликвидированной судом РКРП Виктор Тюлькин). Результат тот же — суд фактически подтвердил свое прежнее решение. Правда, с «разумной достаточностью» есть проблемы: при минимуме в 50 000 создать новую партию против воли Кремля фактически невозможно, зато любую «ненужную» партию можно без труда ликвидировать…

В случае, если «медведи» действительно готовят новое «укрупнение», в стране может остаться всего пять партий. И тогда говорить о «реальном осуществлении конституционного права граждан на объединение в политические партии» можно будет только в насмешку.