публикации

Беседовал Андрей Шарый

Низкая политическая культура на постсоветском пространстве

Григорий Явлинский о конфликте вокруг Южной Осетии и Абхазии

радио "Свобода", 23 сентября 2008 года   

Александр Гостев: Конфликт вокруг Южной Осетии и Абхазии свидетельствует о низкой политической культуре на постсоветском пространстве и является проявлением кризиса системы международных отношений. Это мнение известного российского политика, члена политического комитета партии "Яблоко" Григория Явлинского, с которым сегодня побеседовал мой коллега Андрей Шарый.

Григорий Явлинский: Это формальное событие, хотя и действительно очень существенное с точки зрения перехода в новое качество. Но просто в нем проявились все основные черты на всем постсоветском пространстве. Оно характеризуется абсолютно неуемным популизмом, весьма, на мой взгляд, низким уровнем политической культуры и решениями, которые я бы назвал политически недалекими, которые принимаются в очень многих областях. И это не исключает и Россию и, скажем, Грузию. Презрение к открытости, к гражданским свободам, использование демократии лишь как формальной процедуры и внешних атрибутов для решения каких-то корпоративных властных проблем. Даже я бы сказал, глубокое, серьезное непонимание и отказ от понимания сути демократии, как состояния общества, а не как отдельных формальных процедур. Все это вместе, если к этому еще добавить коррупцию и отсутствие судебной системы независимой, действующей согласно закону, все это приводит к тому, что нет способов разрешения конфликтов. Все события показали, что никаких политических, дипломатических, каких-либо других способов разрешения конфликтов, кроме убогих военных, просто на этом пространстве на сегодняшний день нет.

Андрей Шарый: То есть вы считаете, что вести разговор в плоскости поражения или победы, тем более военной, бессмысленно.

Григорий Явлинский: Любое продвижение по этому пути, связанное или с формальным поражением, или с формальной победой, является разрушительным. В основе всей ситуации и самыми главными ее тенденциями является, помимо авторитаризма, свойственный этому состоянию и авантюризм, и провокационность. Это самые существенные факторы политики, которые не пресекаются политической волей, а все более активно и активно развиваются по самым разным направлениям. Если уж касаться этой ситуации, то здесь вполне можно сказать, что, скажем, мы много раз видели, как армия, например, используется вне рамок военного права, совсем не по назначению. В общем, весь этот комплекс проблем теперь стал абсолютно явным. Должен, правда, еще заметить, что такие же тенденции, может, не в таком масштабе, но свойственны и Западной Европе, и Соединенным Штатам. И недалекость политики, и лицемерие в этой политике, и отсутствие гражданского контроля. А отсутствие диалога между обществом и властью в так называемых развитых странах стало просто притчей во языцех.

Андрей Шарый: Судя по тому, что вы говорите, похоже, что вся, скажу так, мировая политическая структура отброшена назад такого рода конфликтами, такого рода поведением политиков.

Григорий Явлинский: То, что произошло, это квинтэссенция, это просто случай, когда болезнь вышла наружу, когда она проявилась в самых ярких формах. Но суть и ее глубина, они были известны и раньше, они развивались и вот теперь привели к этому. Что касается выхода... После Второй мировой войны Европа выработала очень важные и существенные правила жизни, цивилизационного такого масштаба, основанные на правах и свободах человека, которые очень трудно и тяжело, я бы так сказал, пробивали себе дорогу, но, в конце концов, стали реальным фундаментом жизни. Сейчас массовое отступление от этих правил, нарушение этих правил ведет к тому, что появляются очень серьезные угрозы, в том числе и глобального характера.

Если говорить о России, то больше всего здесь, конечно, беспокоят все тенденции, связанные с милитаризмом, шовинизмом, пусть и в смягченных формах. Вообще политика, та, которая проводится в России, и попытки ответа в стиле "око за око" - это та политика, при которой победы и поражения ведут к разрушению. Но вот все это вместе и вызывает очень большое опасение. Мы присутствуем с вами при появлении очень серьезной и опасной новой идеологии. Чтобы противостоять этому, нужно объединение всех людей, которые понимают эти опасности, но я не имею в виду только Россию. А идеи, об этом нужно говорить очень громко.