публикации

Людей перепутали с тараканами

Чиновники уверяют, что имеют право сносить дом вместе с его обитателями

"Избранное", 13 октября 2008 года   

На юго-западе Москвы по распоряжению управы Обручевского района на улице Новаторов чуть не снесли дом, из которого еще не отселены люди. В управе утверждают, что работы не представляли опасности для жильцов. С этим не согласился Госстройнадзор. Снос удалось остановить только после вмешательства депутата Мосгордумы, лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина.

Утром пресс-служба партии "Яблоко" распространила сообщение, что спецтехника начала крушить подлежащий сносу дом № 40, корпус 9 по улице Новаторов. Жильцы, как говорилось в сообщении, позвонили с просьбой о помощи в МЧС, однако там им сказали, что смогут приехать, «когда их дом будет разрушен, и их тела будет необходимо извлекать из-под завалов».

Сергей Митрохин, к которому обратились отчаявшиеся люди, рассказал корреспонденту "Избранного", что в этом кооперативном доме, подлежащем сносу, по достаточно уважительным причинам продолжают обитать три семьи. Одна из семей не может перебраться в новое жилье, потому что в предоставленной управой квартире невозможно жить из-за недоделок строителей. Две другие семьи вообще не получили никакой компенсации за свои нынешние квартиры.

История конфликта такова. Дом подлежит сносу по принятой правительством Москвы программе реконструкции кварталов ветхого жилого фонда. Работы там ведет СУ-155. Оно планирует построить на освободившемся месте элитную многоэтажку. Об этом сообщает сайт Института "Коллективное действие". Новые дома, в которых получили квартиры жильцы 40-го дома, также построены СУ-155. Однако, как говорят жильцы, жить в них невозможно. Составлен даже акт о нарушениях при строительстве ГОСТов и СНИПов, а квартиры представляют собой неотделанные стены и требуют ремонта.

Между тем, застройщик и власти хотят как можно скорее освободить дом №40. Жителям, которые вынуждены оставаться в своих старых квартирах, начиная с мая 2008 года регулярно отключают воду и электричество, сняты их почтовые ящики. Мусор, который выкидывается в мусоропровод, жильцы убирают сами. Уборщики говорят, что им поступило указание из РЭУ не убирать в 40-м доме – несмотря на то, что жители исправно платят по коммунальным счетам.

Ранее между лидером партии Сергеем Митрохиным и главой Управы Олегом Волковым была достигнута договоренность, что Управа обязуется обеспечить людей, оставшихся проживать в доме, электроснабжением, водой и теплом. Митрохин и Волков договорились также, что все без исключения семьи получат новые квартиры взамен.

Договорённости оказались не выполненными.

По словам Сергея Митрохина, когда он сегодня начал разбираться, почему начат снос дома, руководитель Службы строительства, аренды и землепользования Управы Вячеслав Хизирьянов в разговоре с ним заявил, что якобы используемые технология позволяет разрушать здание, в котором живут люди. Хизирьянов сослался на то, что московское ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций) выдало ордер на снос дома по ул. Новаторов. Однако затем выяснилось: ОАТИ попросту не было извещено, что в доме всё еще находятся люди.

Как рассказал Митрохин, на момент, когда удалось с помощью руководителя Госстройнадзора по Москве Анатолия Зайко остановить разрушение здания, два подъезда уже были превращены в руины, а до подъезда, в котором находились жильцы, оставались считанные метры.

После обращения Сергея Митрохина Анатолий Зайко потребовал от Управы прекратить снос и заверил депутата, что работы не будут продолжены, пока вопросы с жителями сносимого дома не урегулированы.

Напомним, что нынешний лидер "Яблока" Сергей Митрохин регулярно заступается за москвичей, чьи права нарушаются местными властями.

Так, недавно он направил в Генпрокуратуру обращение в связи с рейдерским захватом дворов и задержанием жителей улицы Вавилова, протестовавших против незаконного, как они считают, строительства элитного жилого комплекса во дворе их дома. 8 октября на этой улице в ходе акции протеста было задержано около 30 человек.

Еще раньше Сергей Митрохин добился возбуждения уголовного дела по факту избиения жильцов одного из московских общежитий в Ясном проезде людьми с удостоверениями сотрудников УФСИН Минюста. Здание общежития несколько лет было предметом спора между жильцами и сотрудниками ГУФСИН Москвы: трудноразрешимый конфликт возник из-за того, что общежитие, ранее принадлежавшее фабрике "Смена", было с нарушением закона, вместе с жильцами, было передано в ведение УФСИН.

Сегодня же Митрохину пришлось участвовать не только в спасении жителей 40-го дома, но и в разрешении конфликта между властями и владельцами сносимых дачных коттеджей в поселке "Речник" в Москворецком парке.

О том, почему депутату Мосгордумы регулярно приходится вмешиваться в "строительно-разрушительные" конфликты, Сергей Митрохин рассказал корреспонденту "Избранного":


- Вам сегодня удалось предотвратить снос не до конца расселенного дома на улице Новаторов. Если бы не вы, жильцов бы похоронили под руинами?

- Ну, не знаю. Во всяком случае в момент, когда работы пресекли, до той части дома, где находились жильцы, оставался всего один подъезд. Думаю, что если бы мы не вмешались, этот подъезд тоже был бы снесен, а дальше – у жильцов просто не выдержали бы нервы и они покинули бы дом.

- Как вообще дошло до такого? Вы же недавно рассказывали, что вам глава управы пообещал: до полного расселения дома его трогать не будут.

- Пообещал. Но, видимо, не хватило терпения возиться с последними тремя семьями. По нескольким десяткам семей действительно меры были приняты после нашего с ним разговора. Остались эти три, самые проблемные. Одна семья наотрез отказывается переехать в квартиру, не приспособленную для жизни, настаивает на своем праве получить жилье, в котором не надо делать такого огромного ремонта. Две другие продолжают добиваться предоставления им адекватной компенсации тех квартир, из которых их выселяют...

Наверное, в управе и решили по-простому: начнем рушить – сами разбегутся. Как тараканы.

- Вам удалось выяснить, кто дал "добро" на сегодняшние работы?

- Я позвонил в управу, там мне сказали, что у них имеется разрешение ОАТИ (Объединения административно-технических инспекций. - "И") и что, значит, технология позволяет это делать: рушить дом с живыми людьми.

- Руководитель Госстройнадзора по Москве Анатолий Зайко, с которым вы затем связались, тоже подтвердил существование чудо-технологий, с помощью которых можно безопасно сносить дома, не выселяя жильцов?

- Когда Зайко стал по моей просьбе разбираться в ситуации, он выяснил, что в ОАТИ не знали, что в этом доме живут люди: им предоставили информацию, что всех расселили. Кто ввел этот орган в заблуждение, еще предстоит выяснять.

- Сегодняшние работы по сносу здания остановлены. Есть гарантии, что завтра или через какое-то время они не возобновятся?

- Зайко мне твердо пообещал, что будет жестко контролировать ситуацию.

- Вот вы защищаете жильцов, а сами-то они закон не нарушают, отказываясь освободить квартиры?

- Нет, закон на их стороне. Дом этот даже не муниципальный, а кооперативный. То есть люди строили свои квартиры когда-то за собственные средства. Естественно, они рассчитывают получить нормальную замену. Между прочим, управа должна была за год до намеченного сноса прислать им уведомления, но этого сделано не было. По закону, именно члены ЖСК должны самостоятельно принять решение о сносе дома, а такое решение ими не принималось.

Никто людей ни о чем не спрашивал. Стали им как подачки бросать новые недоделанные квартиры: быстрей, быстрей выметайтесь... Отключали людям свет, тепло, воду. А в освобождаемые квартиры стали заселять гастарбайтеров...

Но ведь проблема не только в соблюдении или не соблюдении чиновниками законов. То есть, разумеется, представители власти должны строго выполнять законы. Но, кроме этого, они должны относится к людям по-человечески, а не как к каким-то тараканам, которых можно не принимать во внимание, когда рушишь дом... К сожалению, я, постоянно занимаясь урегулированием конфликтов, подобных сегодняшнему, пока не вижу тенденции к очеловечиванию чиновников. Скорее, наблюдается тенденция к их озверению.

Беседовала Татьяна Скоробогатько