публикации

Марина ЮДКЕВИЧ

Не так дорог штраф, как его выписывают

"Вечерняя Казань", 17 декабря 2008 года   

Коэффициент отличия гаишных правил от закона опытным путем удалось установить Руслану Зинатуллину - казанскому автолюбителю, преподавателю филиала Московского института права и председателю татарстанского отделения партии "Яблоко". В его случае ГАИ сработала на пятерку: судебное решение по жалобе г-на Зинатуллина определило, что размер штрафа, выписываемого в Казани за движение по полосе для маршрутных транспортных средств, в пять раз больше предусмотренного законом.


Что делать, если вы в своем автомобиле оказались на полосе для движения маршрутных транспортных средств в момент, когда рядом оказался гаишник? Для казанцев это, считай, не вопрос, а штраф в размере 500 рублей. Руководство республиканской ГАИ не раз публично заявляло, что за движение по полосе для маршрутных транспортных средств назначается штраф в размере 500 рублей. Полтыщи так полтыщи: начальник сказал, инспектор выписывает, водитель платит... и снова едет, снова попадается, снова канючит, что другие-то полосы заняты и больше-то ехать негде, а ехать-то где-то надо... Детский сад на прогулке, в общем, а не сознательные автомобилисты. А с другой стороны, всего четыре такие автопрогулки по маршрутной полосе - и бюджет ГАИ пополнился почти на размер одной потребительской корзины...

Руслан Зинатуллин был очередным, кому, по всем приметам, предстояло внести 500-рублевый вклад в дело наказания нарушителей правил дорожного движения в Казани. На своей "Оке" он оказался в дневной час пик в одном из "пиковых" мест казанского центра - где улица Пушкина переходит в улицу Татарстан. Маневрировал, маневрировал... и выманеврировал по правой полосе, можно сказать, в приветливые объятия инспектора казанской ГАИ.

Тому оставалось зафиксировать очевидное: водитель нарушил п.18.2 ПДД ("на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками..., запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе"). И Руслан Зинатуллин получил постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 12.5 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере 500 рублей.

Другой на его месте побежал бы платить, но г-н Зинатуллин, будучи отягощен преподавательской привычкой изучать первоисточники, поскорее припал к источнику права. И, сопоставив правила дорожного движения с Кодексом об административных правонарушениях РТ, обнаружил массу интересного.

А именно: пункт 18.2 ПДД касается требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За нарушение этого пункта предусмотрено наказание по статье 12.16 КоАП ("несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги") - предупреждение или штраф в размере 100 рублей. А вменяемая "ездокам по маршрутке" статья 12.15 КоАП трактует более серьезный проступок - нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, и штраф предусматривает впятеро больший - 500 рублей...

Словом, обнаружилось то, что ученые люди обыкновенно называют подменой понятий. Все равно как на витрину с яблоками (рассматривая этот фрукт в непартийном смысле) выставить ценник с надписью "ананас" и с ананасовой ценой. Конечно, продавец, если ему указать на это фактическое несоответствие, объяснит, что любому человеку свойственно ошибаться, но при этом любой человек знает, что продавцу свойственно ошибаться не в пользу покупателя...

Руслан Зинатуллин опротестовал постановление о наложении на него взыскания по статье 12.15 в Приволжском райсуде Казани. Суд принял соломоново решение: привлечение по "пятисотрублевой" статье 12.15 признал незаконным, а наказал г-на Зинатуллина по статье 12.16, благо тот и сам признавал, что нарушил ПДД, въехав на маршрутную полосу. А учтя добровольное раскаяние и отсутствие у водителя Зинатуллина нарушений в течение года, суд не стал назначать ему даже 100-рублевого штрафа - ограничился предупреждением.

"Законы, конечно, выполнять надо, - сказал "ВК" Руслан Зинатуллин. - Хотя я считаю, что полоса для маршрутных транспортных средств в Казани - лишь способ ГАИ пополнять бюджет, автобусы по ней практически не ездят, а все другие полосы заняты. Особенно выразительная в этом смысле ситуация на Кремлевской, где автобусных маршрутов вообще нет, но есть полоса". Но как работникам правоохранительных органов пополнять бюджет, при этом не нарушая закона, - этот вопрос у нас, похоже, обречен оставаться нерешенным.

Какая удобная вещь была - плата за принудительную эвакуацию неправильно припаркованных авто!.. Одна эвакуация - и около 700 рублей в кармане (не подумайте плохого, в бюджетном кармане). А если еще учесть, что чаще всего в Казани эвакуировали с маршрутных полос, так тут же за стоянку на этой полосе автоматически можно плюсовать еще и 300-рублевый штраф. Так нет же, летом вышел для ГАИ запрет эвакуировать за деньги. А что же будет, если все невольные нарушители маршрутной демаркационной линии покатятся по дорожке главного татарстанского "яблочника" - в суд? Эдак ведь дойдет до того, что у гаишников из всех стимулов к труду останется только нематериальный - чистая любовь к безопасности дорожного движения...