Финансовый нокаут

 
Тяжелый удар по финансовой базе здравоохранения был нанесен в декабре 1997 года после принятия думским большинством во втором и сразу в третьем чтениях законопроекта "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год".

С 1993 года тарифы страховых взносов в фонды ОМС составляют 3,6 % (из них 0,2 % - в Федеральный фонд ОМС) по отношению к начисленной оплате, и с тех пор не изменялись. К чему это привело?

Во-первых, эти тарифы с самого начала были установлены по остаточному принципу и за все время действия не позволяли обеспечить оплату медицинских услуг работающему населению по программам ОМС в полном объеме. Постоянный рост цен на медицинские услуги, растущая заболеваемость населения и - как следствие - усиление нагрузки на региональные фонды ОМС ежегодно приводят к увеличению разрыва между доходами фондов ОМС и стоимостью Базовой программы медицинского страхования. В настоящее время, по расчетам Федерального фонда ОМС, действующие тарифы страховых взносов лишь на 23,4% обеспечивают потребность в средствах на обязательное медицинское страхование. И это не говоря о колоссальных задолженностях плательщиков.

Учитывая изложенное, Комитет Госдумы по охране здоровья в очередной раз поставил вопрос об увеличении тарифа страховых взносов на ОМС - с 1 января 1998 года на 0,3% и установлении его в размере 3,9%.

Для чего же нужны эти добавочные 0,3% тарифа Федеральному фонду?

Основную часть расходов на здравоохранение в системе ОМС несут территориальные фонды. Однако далеко не все субъекты РФ способны обеспечить необходимый уровень финансирования здравоохранения. Расходы на здравоохранение в расчете на душу населения по отдельным территориям различаются в десять и более раз. Если в благополучной Москве расходы фонда ОМС на душу населения составляют 432 тыс.руб. в год, то в Кировской области они составили 29,7 тыс.руб., в Смоленской - 59,6 тыс.руб., в Воронежской - 63,4 тыс.руб., в Республике Дагестан - 46,5 тыс.руб. и т.д.

В этих условиях необходимо осуществлять централизованные меры по выравниванию финансовых возможностей регионов. Однако предложения Комитета по охране здоровья были провалены.

Напомним, что расчеты к проекту бюджета 1998 года предусматривали сокращение тарифов взносов в Фонд социального страхования и увеличение тарифов в фонды ОМС до 3,9%, из которых 0,5% предполагалось направить в Федеральный фонд ОМС на цели выравнивания условий медицинского страхования в регионах.

Вот некоторые данные об остатках средств указанного Фонда за последние годы: на 1 января 1996 года - 1341,5 млрд. рублей, на 1 января 1997 года - 1610,7 млрд. рублей, на 1 января 1998 года по предварительным данным остаток составит около 1 трлн. рублей. Для сравнения отметим, что все доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 1996 году составляли 855,8 млрд. рублей, т.е. были практически вдвое меньше среднегодового остатка средств Фонда социального страхования РФ. И если бы часть свободных средств Фонда социального страхования была через изменение тарифов страховых взносов перераспределена в фонды ОМС, то это позволило бы обеспечить более интенсивное лечение пациентов, избежать нежелательных осложнений и сократить их сроки пребывания на больничном. Одновременно сократились бы и расходы Фонда социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности и т.д.

Что ж, решение принято. Теперь о его последствиях.

Стоимость программы государственных социальных гарантий в части медицинского обеспечения оценивается в 84 млрд. деноминированных рублей. Эти средства далеко не полностью покрывают потребности даже с учетом тарифа взноса в ОМС 3,9%. Если мы оставляем старый тариф - 3,6% к ФОТ, то это означает, что усиливается нагрузка на федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ. Именно бюджетам всех уровней придется изыскивать недостающие средства.

 

Ольга Беклемищева, фракция "Яблоко", заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья
"Медицинские новости", № 1, январь 1998 года