Почему не растет зарплата

 
На днях Государственная Дума получила официальное отрицательное заключение правительства РФ на разработанный Комитетом Госдумы по охране здоровья законопроект "Об оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций здравоохранения".

Напомним, что в проекте закона в числе прочего предлагалось установить тарифную ставку I разряда специальной тарифной сетки по оплате труда работников здравоохранения с 1 июля 1998 года не ниже 1,7 минимального размера оплаты труда, а с 1 января 1999 года - не ниже 2 минимальных размеров.

Сотрудники аппарата правительства РФ подсчитали, что в сумме это потребует в 1998 году выделения из бюджетов всех уровней дополнительно 28,6 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета около 2,9 млрд. рублей). В утвержденном Госдумой бюджете страны на 1998 год, сообщают чиновники, средства на такие цели не предусмотрены.

Ответ правительства был подписан куратором социальной сферы, вице-премьером Олегом Сысуевым, который был участником и II (XVII) Всероссийского Пироговского съезда врачей, и недавней итоговой коллегии Минздрава России. Ему приходилось отвечать на очень острые вопросы медиков по поводу нищенской зарплаты, он хорошо знаком с состоянием дел в отрасли.

Есть в нынешнем ответе О.Сысуева такие слова: "…Содержание законопроекта не соответствует его названию, так как фактически речь идет только об уровнях тарифной ставки работников здравоохранения, а не обо всей системе оплате их труда. Правительство Российской Федерации также обращает внимание, что рассматриваемый законопроект концептуально противоречит принятому Государственной Думой во втором чтении проекту Федерального закона "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы".

Прокомментировать этот довод вице-премьера мы попросили заместителя председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, члена фракции "Яблоко" Ольгу Беклемищеву.

 Хотя нас больше всего, конечно, волнует материальное положение медиков, мы понимаем,  что улучшать его надо также всем работникам бюджетной сферы: педагогам, деятелям  культуры и социальной сферы и т.д. Упоминавшийся в ответе О.Сысуева законопроект "Об  упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" после  прохождения через Госдуму в первом чтении "завис". А письма медиков свидетельствуют -  дальше жить с существующей зарплатой невозможно. Чтобы заработать несчастные 600  рублей, надо брать полторы ставки и по крайней мере еще четыре дежурства. Это работа на  износ! Не случайно сегодня заболеваемость среди медиков выше, чем у металлургов.

Прохождение названного законопроекта тормозилось думским Комитетом по труду и социальной политике, который знал, что получит отрицательный ответ от правительства РФ, и не хотел лишний раз с ним ссориться. А когда Госдума преодолела вето на закон, внесенный депутатом О.Смолиным на увеличение зарплаты труда только педагогов (в свете Закона об образовании), мы забеспокоились. Получалось, что только должностные оклады педагогов приближались к средней зарплате по промышленности. Медики вновь оказались на обочине. У педагогов и отпуск стабильный - 56 дней, и пенсия за выслугу лет, и другие блага.

Вот тогда мы и подготовили свой законопроект, на который пришел отрицательный ответ О.Сысуева. Внося его, мы стремились подтолкнуть к более активным действиям и Комитет Госдумы по труду и социальной политике с целью более быстрого решения вопроса для всех бюджетников. Кстати, второго чтения в Госдуме общий законопроект так и не прошел, он потерялся в потоке законодательных предложений, в той сумятице, которая творилась в марте в Госдуме в связи с конфликтом вокруг В.Жириновского, и пр.

Со своей стороны, наш законопроект будем продолжать продвигать. Если С.Калашников, председатель Комитета по труду и социальной политике, сумеет добиться принятия законопроекта, касающегося всех бюджетников, мы снимем свой законопроект, если нет - продолжим действовать только в интересах медиков.

 

Леонид Переплетчиков, 
"Медицинская газета", 1 апреля 1998 года.