[Начальная страница] [Публикации]
 
Анатолий Голов, член фракции Яблоко, заместитель председателя Комитета ГД по труду и социальной политике
Выплата зарплат и пенсий – задача номер один
28 октября 1998 года
 
-- Выплата зарплат и пенсий -- сегодня самая главная проблема. Люди, не получавшие по несколько месяцев зарплату и пенсии, после кризиса 17 августа потеряли последнюю надежду получить свои деньги. Разные партии предлагают разные способы решения этой проблемы. Что намерено делать ЯБЛОКО в такой ситуации?  

- Ситуация действительно крайне тяжелая. Даже если и получают зарплату, то это гроши. Пенсии и того меньше. 

Что же необходимо сделать с задолженностью по зарплатам и пенсиям?  

Прежде всего правительство должно наладить своевременную выплату зарплат и пенсий. Пока оно пытается погасить старые долги, но новые растут быстрее, чем выплачиваются старые. Долг все время нарастает. Надо разделить две проблемы: погашения долгов и своевременной выплаты зарплаты. За один раз правительство не может выплатить все старые долги. Они копились годами, и чтобы их вернуть, уйдет тоже не меньше года. Поэтому задача номер один - перестать делать новые долги. И правительство имеет такую возможность.  

Оно должно само перестать делать новые долги и прямо заявить всем, что с определенного момента своевременная выплата зарплат и пенсий будет считаться нормой, а несвоевременная – нарушением. И требовать соблюдения нормы от всех. 

Правительство должно поддержать законопроект о выплате компенсаций в случае задержки заработной платы. ЯБЛОКО дважды проводило его через Думу. Сейчас мы предлагаем его в третий раз. Мы надеемся, что правительство нас все-таки поддержит. Без этого провести его через Совет Федерации невозможно.  

Нужно, чтобы экономически невыгодно было бы платить не во время. Если предприниматель идет в банк и берет кредит, то он платит процент. А если он залезает в карман к работнику, то никаких процентов не платит. Понятно, что это выгодно. Значит, это будут делать, даже когда есть деньги. Поэтому совершенно необходимо дать работнику право требовать выплаты компенсаций.  

Если работодатель говорит работникам, что деньги будут на зарплату не сегодня, а через десять дней, и работники соглашаются и не требуют компенсацию, то это их дело. Но у них должно быть право требовать.  

Пора начать жить нормально, отдавая все в срок.  

- Что делать с задолженностями, которые накопились?  

- На наш взгляд, нужно эти долги оформить в виде ценных бумаг и принять программу выплаты долгов со стороны государства. 

- Но у нас уже был опыт ГКО? 

- Да. Правительство отказалось по ним платить. Но платить-то нужно все равно. Если я вам должен, то я даю расписку об этом. Эта расписка является ценной бумагой. Вы можете с меня потребовать эти деньги, предъявив ее. 

Подход к выплатам по долгам должен быть разным. Есть долги бюджетной сфере, примерно 20% от общей задолженности, есть – по выплатам на предприятиях. Там проблемами выплат должны заниматься профсоюзы. 

Хорошо выйти 7 октября и пошуметь, но кроме этого профсоюзы должны еще на каждом предприятии вести конкретную работу по возврату этих самых долгов. Это достаточно сложный экономический механизм. Но пользоваться им надо. 

- Это мы говорили как бы о прошлом и нынешнем положении дел. Но что делать в будущем для того, чтобы изменить ситуацию с зарплатами и пенсиями? 

- Это два разных вопроса. Зарплаты регулируются одним образом, пенсии -- другим. Пенсии полностью регулируются государством и связаны с наличием денег в Пенсионном фонде. 

С зарплатой ситуация другая. Государством регулируется только минимальная зарплата. Оно устанавливает минимальную нижнюю границу. При этом минимальная зарплата не менялась с 97 года. За это время многое изменилось: рост цен, инфляция. Минимальная зарплата стала гораздо ниже прожиточного минимума. По данным Госкомстата, прожиточный минимум за последний месяц составляет 552 рубля, а минимальная зарплата -- 83 рубля (15 -16 % от прожиточного минимума). Нормально это? Нет. Профсоюзы и ряд политических партий, в том числе и ЯБЛОКО, требуют сделать минимальную зарплату равной прожиточному минимуму. 

Почему давно не повышают минимальную зарплату? Потому что в нашем законодательстве минимальная зарплата используется не только для регулирования отношений на рынке труда. Она стала единицей измерения штрафов, стипендий, налогов, социальных выплат и т.д. Минимальная зарплата используется в совершенно других целях -- как некий суррогат индекса инфляции. Предполагалось, что она будет индексироваться каждые три месяца в соответствии с инфляцией. Но когда начали это делать, увидели, что за изменением МРОТ сразу меняется очень много других выплат, и перестали индексировать. Так делался вид, что у нас инфляции вообще нет. 

Реальным же индексом инфляции является стоимость прожиточного минимума. Закон о прожиточном минимуме принят. Если мы будем брать в качестве индекса инфляции величину, установленную законом, то она будет равна нулю постоянно. 

Итак, первая задача – отделить минимальную зарплату от всего остального. Законопроект “О повышении минимального размера оплаты труда”, который внесен мной по решению Совета фракции в Думу, состоит из двух пунктов: 

1. увеличить минимальную зарплату до 200 рублей, чтобы приблизить ее к прожиточному минимуму; 

2. перестать измерять в минимальной зарплате все, что в соответствии с законодательством сейчас измеряется в МРОТ. 

В качестве такой величины предлагается взять одну пятую прожиточного минимума за ноябрь месяц. Это будет конкретная цифра, исчисленная по этой методике. Совсем недавно прожиточный минимум был около 400 рублей, минимальная зарплата 83 рубля, что как раз составляет одну пятую. Поэтому и предлагается взять одну пятую от прожиточного минимума, и все эти выплаты измерять в размере одной пятой. 

В дальнейшем надо будет менять все законодательство, убирать МРОТ из всех законов, где он используется не для регулирования оплаты труда и постепенно доводить минимальную зарплату до прожиточного минимума. Это вполне возможно сделать за 2 года. 

По нашим оценкам, затраты государства на введение минимальной заработной платы на уровень 200 рублей будут меньше одного миллиарда в год. Причем это будут затраты не только из федерального бюджета, но и совокупные затраты федерального, региональных и местных бюджетов. 

- Это первый шаг. Но после изменения минимальной зарплаты надо менять и реальную зарплату.  

- Здесь в нашей стране действуют два разных механизма: для бюджетников и для работников промышленных предприятий и организаций всех других форм собственности. 

Для работников частных предприятий зарплата - это вопрос договора между работником и предприятием. Это дело профсоюза. Во всем мире профсоюз - оптовый продавец рабочей силы. Он договаривается с работодателями о том, что членам профсоюза нельзя платить меньше определенной суммы. В зависимости от уровня квалификации определяется тарифная сетка. Профсоюз заключает с работодателем тарифное соглашение, где прописывается, сколько за какой труд нужно платить. 

- У нас профсоюзы выполняют эту свою функцию? 

- Нет. Сегодня тарифных соглашений очень мало. Большинство соглашений, отраслевых и даже генеральных, которые заключены профсоюзами, -- набор благих намерений, которые не выполняются и реально на жизни работников сказываются очень мало. В одиночку работнику очень трудно договариваться с работодателем об изменении зарплаты. Именно с тем, чтобы вместе вести переговоры, они объединяются в профсоюз. Тогда есть возможность заставить работодателя платить нормальную зарплату. Профсоюзы летчиков, авиадиспетчеров и другие так и сделали. 

У бюджетников ситуация другая. Есть единая тарифная сетка, которая не индекисировалась с 1995 года. Сейчас в согласительной комиссии в Совете Федерации находится закон об упорядочении зарплаты бюджетникам. Его авторами являются наши депутаты Татьяна Владимировна Ярыгина и Александр Владимирович Кузнецов. По этому закону первая ставка единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Нельзя платить работнику меньше, чем предусмотрено разрядом ЕТС, соответствующим квалификации работника. Остальное - это тоже вопрос договора профсоюза с рабодателем. 

Гораздо хуже ситуация с пенсиями. Если у всех маленькие зарплаты, то и отчисления в пенсионный фонд тоже очень малы. Значит, мало денег для выплат пенсий. Задолженность сейчас составляет около 30 миллиардов. Сейчас нет реальных перспектив резко увеличить сбор взносов. 

Мы стоим перед выбором: либо ничего не делать, либо искать решение. 

Решение же состоит в том, что бюджет обязан взять на себя погашение задолженности Пенсионного фонда перед людьми. Бюджет 99 года должен стать чрезвычайным бюджетом. Мы должны четко и ясно сказать людям, на что у нас есть деньги, что является приоритетом. Одним из таких приоритетов должна стать выплата пенсий. Нужно индексировать минимальную пенсию, увеличив ее как минимум вдвое. На это потребуется еще 60 миллиардов рублей. И вот эти 90 миллиардов нужно из бюджета отдать в Пенсионный Фонд, чтобы пенсионеры просто выжили. 

- Есть ли в бюджете такие деньги? Реально ли это сделать? 

- Реально. Если мы откажемся от очень многих расходов, которые делаются сейчас. Нужно будет отказаться от всего, что не связано с выживанием людей. 

Выплата пенсий и установление нормальной заработной платы должно стать задачей номер один.

Елена Лукашова
 
[Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru