[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации]
 
Сергей Иваненко
В «ЭПИцентре» Явлинского – тревога
 Беседу вел Вячеслав Гончаров
«Куранты», 6 мая 1992 года
 
В газетах часто упоминается экономическая группа Григория Явлинского, именуемая нынче «ЭПИцентром», - та самая, которая вместе с академиком С.Шаталиным подготовила отвергнутую союзным Центром программу «500 дней». Но мало кто знает, чем занимается сегодня этот центр. Чтобы задать интересующие многих читателей «Курантов» вопросы, я и поднялся на 27 этаж бывшего здания СЭВа, где встретился с исследователем группы Сергеем Иваненко.

- Сергей Викторович, расскажите, над чем группа работает сегодня?

- Ну как вам сказать. В целом - мы думаем. Пытаемся прояснить ситуацию, проанализировать, выявить какие-то главные, господствующие тенденции. Наша задача - разобраться в том. что происходит. Ведь реформа, отпуск цен, сложное политическое положение, как внутри России, так и в целом в бывшем Союзе, качественно изменили ситуацию. Те тенденции, которых существовали еще в прошлом году, приобрели новую направленность.

- Но, как я представляю, группа не работает сама на себя. Она должна работать или на правительство, или на президента. Разве не так?

- Видите ли, сама идеология нашего Центра экономических и политических исследований, «ЭПИцентр» сокращенно, состоит в том, чтобы быть подлинно независимой политической и экономической исследовательской организацией И от президента, и от правительства.

- Каким же тогда образом ваши рекомендации доходят до них?

- В разных формах. Прежде всего через публикации. Это выступления Явлинского с какими-то заявлениями, его интервью. Используются и другие формы, которые основаны на тесном и постоянном контакте с различными социальными группами. Мы встречаемся с предпринимателями, членами правительства делаем определённые аналитические разработки,  которые направляем в Верховный Совет, в правительство. То есть формы разные, а смысл один: мы хотим чтобы наши рекомендации, выводы были услышаны, стали известными.

- Тогда скажите, с какими заявлениями вы готовы выступить сегодня. Реформы ведь набирают скорость. И вы действительно  можете порекомендовать что-то поправить на ходу. Или  же зажечь красный свет: дескать,  остановитесь!..

- Крикнуть «остановитесь!»  легче всего. Но после этого необходимо сказать, куда двигаться дальше: направо, налево, назад, вперед. В происходящем процеcce мы до конца, скажем так, для себя еще не разобрались. Но интуитивно ощущение такое, что все, что происходит в стране, во многом уже вышло из-под контроля центрального правительства. Сейчас людей, которые считают, что все идет к худшему и нет никаких перспектив, увы, больше, чем тех, которые считают, что для них лично стало лучше. Многие не верят заявлениям о том, что через 6 - 8 месяцев будет лучше. Если смотреть на вещи не предвзято, то и у меня лично нет никаких оснований считать, что вот к сентябрю и даже к концу года наступит какой-то коренной перелом и наша экономика пусть медленно, но пойдёт совсем по другой линии.

- Ваши прогнозные оценки? Когда же этот перелом наступит?

- Это зависит от того, какая будет проводиться политика. Нельзя, на мой взгляд, оставаться в плену у таких объективистских представлений, что вот все, что делается, обязательно приведет к лучшему или, наоборот, к худшему.

- Значит, вы реально видите какие-то ошибки в проведении реформы? Что ж, на ваш взгляд, делается не так?

- Многое из того. что происходит, должно было бы произойти при любом правительстве. Взять ту же проблему с взаимными неплатежами предприятий, которые сейчас достигли, по-моему, уже 800 миллиардов рублей. Это результат отпуска цен и действующих одновременно ограничений кредитования этих предприятий. Просто кредитный механизм не успел перестроиться. И в этих условиях часть продукции не находит сбыта. Это так называемый дефляционный шок, или, как выражается правительство, явление рецессии. Избыточное предложение товаров, которое уперлось в платежеспособный спрос.

В условиях крайне неэффективной экономики, с дикими структурными диспропорциями, с гипертрофированным развитием базовых отраслей этот процесс неизбежен. На наш взгляд, обсуждать надо не саму эту проблему, а тот уровень, до которого вот эти неплатежи могли бы дойти при более взвешенной, более сбалансированной политике. Если сейчас мы имеем тяжелейшее финансовое положение большинства предприятий, и причем не самых худших  -  в  тяжелом положении оказались высокотехнологичные производствa с большим количеством  поставщиков, то при более сбалансированной  политике этим процессом можно было бы управлять.

- Если Центральный банк не перестроится быстро, сколько месяцев осталось до полного развала экономики?

- Тогда вернемся к неплатежам предприятий. Процесс может пойти в двух направлениях. Первый вариант: правительство и  банк дают кредит в достаточной мере  для того, чтобы обеспечить взаимные  расчёты предприятий, чтобы они могли  выплатить зарплату, закупить новое сырьё  и начать новые циклы. Этот  путь ведет напрямую к гиперинфляции. Ведь цены не будут падать, они будут расти. И раз мы прибегли к такому способу выхода из платежного кризиса, так и будет.

Второй вариант связан с тем, что банк не даст вообще никаких кредитов. Никому. В этом случае предприятия, у которых особо большие неплатежи, просто закрываются.  Увольняют рабочих, и таким образом балансируется рынок.

Вот эти два варианта - это две крайние линии, которые ведут в разные направления. Но я думаю, что процесс пойдет где-то посредине. То есть банк даст кредиты. И политика правительства на ближайшие два-три месяца, может быть, шесть месяцев, будет состоять именно в том, чтобы как раз частично сгладить эффект дефляционного шока, попытаться каким-то образом им управлять. В зависимости от того, насколько правительство будет политически сильным и насколько оно сможет эффективно проводить эту политику, эта линия будет отклоняться то вверх, то вниз. Либо она будет приближаться к гиперинфляционному варианту, либо будет тяготеть к варианту с массовым закрытием производства... Не надо вам объяснять: чтобы закрыть предприятие, на котором работает сто тысяч, необходимо иметь очень сильную политическую волю и власть.

Ещё надо учитывать, что безработица, которая может быть вызвана слишком жёсткой финансовой политикой, приведет к краху целые отрасли и регионы. Специфика нашей экономики состоит в том, что город строился вокруг завода, и если закрывается завод, то город просто непонятно чем жить будет.

- Тогда скажите, куда тяготеют ваши новые программы,  разработки, рекомендации, советы? 

- Мы  ищем. Мы выявляем болевые точки, которые оказывают самое негативное воздействие. Многие из них лежат на поверхности. Первая, главная - это распад государства. Распад Союза, который некоторые очень сильно приветствуют. А этот распад напрямую, без всяких остановок, увы, продолжается в России.

Вторая проблема - с промышленностью, с нашим технологическим потенциалом. Конечно, можно сбалансировать производство, можно сбалансировать экономику чисто финансовым методом. но это будет экономика, ну, чисто ...  африканского типа - аграрная, сырьевая, топливная и так далее. Ведь все-таки у нас сверхдержава была. У нас была нормальная военная техника. У нас хорошие самолеты, военные в том числе. И их еще покупают за рубежом. Но в условиях гиперинфляции, такого всеобщего распада эти отрасли не выживут. А восстанавливать их потом придется десятилетиями. И это будет в десятки - сотни раз дороже.

Третья проблема - идёт катастрофическое падение жизненного уровня. Мы перешли в новое качество потребления. По существу, нищей стала практически вся страна. А ведь низкая зарплата способна разорить даже самую богатую страну. Если народ беден, то спрос, который он предъявляет, всегда будет ограничен, и это всегда будет тормозом для дальнейшего развития производства. Конечно, тут еще наложилась и проблема нравственная: мы уже дошли до стадии физического выживания значительных слоев населения.

- Что же вы предлагаете?

-  Пытаемся найти и некие защитные механизмы. Вместе с правительством Москвы, в частности, ищем пути, как сгладить острые углы возникшей весьма грузной экономической ситуации. Соответствующий аналитический материал  подготовлен специалистами мэрии и правительства Москвы при участии специалистов нашего Центра экономических н политических исследований. Называется этот документ так: «Москва накануне и после освобождения цен на энергоносители. Оценки и прогноз».

- Какие же прогнозы даны в нем?

- Неутешительные. Повышение цен на энергоносители поставит Москву в очень тяжелое положение. Оно и так нелегкое. И вот отпуск цен на газ автоматически приведет к очень серьезным увеличениям  расходов либо московского бюджета,  либо населения Москвы. Тут выбора нет.

Цена на газ может вырасти с 50 рублей до 2,5 тысячи рублей - в 50 раз - за тысячу кубических метров. Именно так ставят вопрос некоторые предприятия газовой промышленности. В этом случае только дотация на газ для Москвы составит от 60 до 65 миллиардов рублей в год. Это при том, что вся доходная база, которая сейчас существует, составляет от 30 до 35 миллиардов. Вы понимаете, какого уровня эта проблема! И решить ее чисто дотационным путем просто невозможно.

Даже при более плавном росте цен на энергоносители содержание однокомнатной квартиры будет стоить порядка двух тысяч рублей в месяц - это только плата за коммунальные услуги. Двухкомнатная,  я думаю, потянет, на 2200 а трёхкомнатная  - на 2,5-3 тысячи рублей. Вот мы вместе  взялись выработать комплекс защитных  механизмов. Какие меры намечены? Снижать  расходы, повышать доходы бюджета - это само  собой. Нельзя отказываться от социальных программ,  надо обеспечить хотя бы минимальный уровень  потребления самых тяжёлых социальных слоёв населения.  Необходимо проводить определённую политику в области  приватизации. Главная задача правительства столицы -  найти решение этих вопросов, хоть каким-то образом  сгладить  ситуацию. 

- Кроме прогнозов, какие-то конкретные срочные рекомендации этот документ содержит?

- Да, там есть специальный  раздел по экономии энергоресурсов.
Мы рекомендуем добиваться оставления большей части налога на добавленную стоимость в бюджете Москвы; поставить вопрос о выделении Москве каких-то сумм из республиканского бюджета по имеющейся там специальной статье «на уточнение прогнозных показателей». (Это 300 миллиардов на всю Россию.) Есть средства негосударственных предприятий, которые бездействуют. Их можно мобилизовать. Мы предлагаем московскому правительству реализовывать по свободным ценам часть продукции по бартеру.

- Налоговый пресс усилите?

- Он и так очень силен. А каких-то ощутимых результатов, выигрышей добиться вряд ли удалось. Поэтому на этот рычаг мы не рассчитываем. Еще раз подчеркну. Выработанный аналитический материал - это не программа, это рабочий документ, на основе которого правительство будет работать уже, что называется, предметно. Это, если можно так выразиться, каркас. Общее представление о ситуации. 

- Вы только с Москвой работаете так? Или же и с другими городами России?

- У нас есть довольно тесный контакт с Нижним Новгородом, с Шаховским районом Московской области, где главой администрации являются Н. Травкин.

- Теперь немного о вашем центре. Сколько человек работает в нем? Претерпела ли изменения группа - после выхода из правительства России?

У нас работает человек 25. Группа, конечно, претерпела изменения. Мы создавались как общественное объединение, и нас  было 10 человек. За прошедшее время  выросли. Но, подчеркну ещё раз: мы - не  коммерческая организация. Живем и работаем за счёт спонсоров. Нам помогают ряд бирж. Помогал нам, в частности, и президент Казахстана Н. Назарбаев.

Все мои коллеги - научные сотрудники. Старшие, ведущие - здесь тоже классификация какая-то есть, хотя и носит несколько условный характер.

- Успехов вам в вашей нетрадиционной работе!
 

Беседу вел Вячеслав Гончаров 
«Куранты», 6 мая 1992 года, № 87, с. 5
 
Обсуждение статьи

См. также: С.Иваненко, Приватизация в России
 

[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации]
info@yabloko.ru