[Начальная страница] [Карта сервера] [Рейтинги и голосования] [Публикации]
Экспресс-опрос политологов
"Яблоко" в зеркале оценок
Независимая газета - Сценарии, 12 мая 1999 года
Редакция "НГС" обратилась к ведущим российским политологам с просьбой ответить на вопросы о нынешнем состоянии движения "Яблоко" и его перспективах на декабрьских парламентских выборах. Вопросы и ответы на них приводятся ниже.

1. Может ли "Яблоко" в этом году войти в структуры высшей исполнительной власти и взять на себя часть ответственности за выход из кризиса?

2. Может ли руководство "Яблока" предложить соответствующую сегодняшним условиям антикризисную программу, альтернативную той линии, которую проводит нынешнее правительство?

3. Сможет ли "Яблоко" на предстоящих выборах в Госдуму сплотить вокруг себя большинство либерально ориентированного электората?

4. На какой процент голосов может рассчитывать "Яблоко" на выборах в Госдуму?

Сергей Шаповал
 

Алексей Салмин, руководитель Российского общественно-политического центра

1. Любой человек (а "Яблоко" - это человек-лидер в окружении людей) обладает свободой воли и, следовательно, способен на непредсказуемые поступки. Вместе с тем ничто из совершенного "Яблоком" до сего дня не позволяет заподозрить его в готовности делить ответственность за что бы то ни было серьезное с кем бы то ни было влиятельным.

2. "Яблоко" всегда предлагает программы, альтернативные правительственным. Вопрос не в экономической обоснованности такой и любой другой программы, а в ее политической "тяжеловесности" или легковесности.

3-4. Это зависит не столько от "Яблока", сколько от его соседей-соперников по либеральному лагерю. Именно их раздробленность, вялость, предполагаемая бесперспективность (с точки зрения "взятия" избирательного барьера) приводят часть либерально настроенного электората к "Яблоку". "Яблочный" электорат состоит из ядра - "протестантов-идеалистов" - и периферии, то есть тех, кто голосует от отчаяния, боясь просто потерять свой голос. Обычно "Яблоко" получает меньше голосов, чем ему обещают опросы, и это происходит от того, что периферия в последний момент все же предпочитает близких по духу прагматиков, если у тех есть хоть малейшая возможность победить, или же таких неблизких, которые делают успокаивающие либералов заявления. Буду удивлен, если на этот раз все окажется по-другому.

Сергей Мндоянц, генеральный директор Фонда развития парламентаризма в России

1. Ответ на вопрос о вхождении или невхождении "Яблока" в структуры исполнительной власти будет зависеть, с одной стороны, от судьбы нынешнего правительства, а с другой - от электоральных планов самого "Яблока". Если будет принято решение о радикальной смене кабинета, то можно предположить, что Григорий Явлинский получит очередное предложение войти в правительство и сформировать его экономический блок. На мой взгляд, в такой ситуации руководство "Яблока" повторит ту линию поведения, которая характерна для него в последние несколько лет: будут долгие переговоры по поводу полномочий, фигур, постов, и в конечном итоге будет принято решение не в пользу вхождения в правительство.

2. На мой взгляд, вопрос об экономических программах превратился в миф, который возник с появлением программы "500 дней". Он используется разными политическими силами для политической, а вовсе не экономической аргументации. Объективно ситуация у нас сейчас такова, что любое правительство оказывается в достаточно узком коридоре возможных макроэкономических решений. Поэтому если представить, что "Яблоко" должно будет принимать реальные решения, то я не думаю, что оно сможет предложить что-то радикально отличающееся от того, что сегодня делает правительство Евгения Примакова. Главная проблема "Яблока" заключается в полном отсутствии дееспособной команды - лишь Явлинский и его заместитель Иваненко могли бы работать в оперативном режиме в исполнительной власти. Так что главная проблема "Яблока" - это проблема не теории, а практики.

3. Стратегия, которой в последние годы придерживался Григорий Явлинский (прежде всего нежелание участвовать ни в каких совместных проектах с президентскими и правительственными структурами), помогла ему создать определенный кредит доверия. Но вряд ли можно говорить о сплочении вокруг "Яблока" всего либерально ориентированного электората, потому что часть его голосов получит "Правое дело", часть - НДР, часть - "Отечество". "Яблоку", без сомнения, удастся преодолеть 5-процентный барьер и сформировать достаточно серьезную фракцию в будущей Думе.

4. Выступать с прогнозами, когда до конца неясно, кто выйдет на выборы, очень сложно. Думаю, "Яблоко" может получить от 6 до 10% голосов. Все будет зависеть от той конфигурации сил, которая сложится перед выборами.

Андрей Федоров, директор Фонда политических исследований

1. "Яблоко" сможет войти в структуры высшей исполнительной власти только при следующих условиях: во-первых, Явлинский получит возможность полностью сформировать правительство; во-вторых, в проведении экономического курса он не будет зависеть от президента и его администрации; и в-третьих, в случае конфликта с Госдумой президент обеспечит правительству свою поддержку. Но сразу оговорюсь: Явлинский - непроходная кандидатура. Он может быть премьером в ситуации разразившегося политического кризиса, когда Дума распускается, а Явлинский призывается во спасение нации. Но такой вариант очень маловероятен.

2. Программа у "Яблока" есть. Она основана на чисто либеральном подходе к экономике и очень тесно состыкована с теми требованиями, которые выдвигают МВФ и другие финансовые институты Запада. Программа "Яблока" как теоретическое построение правильна, но на практике не реализуема. Под такую программу собрать политическую поддержку в нашей стране практически невозможно. Но реально работать в правительстве "Яблоко" могло бы. У Явлинского нет полной команды, но есть ее костяк. К тому же у него есть возможность пригласить многих умных людей, которые пойдут с ним работать, несмотря на его тяжелый характер. Что касается степени расхождения "Яблока" с нынешним правительством, то ее можно охарактеризовать так: 45 градусов правее. Речь идет о смене вектора, но не курса.

3. Не сможет. Либеральный электорат расколот, его голоса распределятся между разными объединениями - НДР, "Правым делом" и т.д. Эти объединения не имеют шансов на преодоление 5-процентного барьера, тем не менее они заберут у "Яблока" потенциальные голоса. Но "Яблоко", с моей точки зрения, сможет на выборах добиться хорошего результата: оно будет вторым. 

4. 14%. Если выборы будут досрочными, то на 5% больше.

Владимир Гулиев, доктор юридических наук, профессор

1. Гипотетически может, но не в лице Явлинского. Для того, чтобы Явлинский вошел в правительство, нужен очень серьезный политический кризис, когда к нему обратятся как к очередному спасителю Отечества. Такой вариант я считаю крайне маловероятным. Явлинский прежде всего заявил о себе как о хорошем парламентском оппозиционере, но не как о хорошем "правительственном человеке". Вспомним: первые же сложности правительства Силаева - и Явлинский уходит в отставку. Я не думаю, что характер человека меняется на пятом десятке лет. Но я допускаю, что отдельные представители "Яблока" (например, Лукин, Арбатов) вполне могут войти в правительство.

2. "Яблоко", в отличие от других партий, представленных в парламенте, имеет экономическую программу. Но программа эта не очень реализуема, потому что до последнего времени она была слишком радикальна по отношению к предшествующему курсу правительства, как бы он ни менялся при различных премьерах. Если программные установки "Яблока" не изменятся, полноценное вхождение партии в правительство невозможно. Явлинский против всех: против Гайдара, против Чубайса, против Черномырдина, сейчас против Примакова. Его позицию можно охарактеризовать словами генерала де Голля: оборона по всем азимутам. Очень показательно, что в последнее время прекратились разговоры о возможном союзе Явлинского с Лужковым, - думаю, потому, что Лужков оказался более гибким политиком. К тому же Явлинский не пользуется серьезной поддержкой в регионах.

3. Не сможет. "Яблоку" предстоит довольно острая конкуренция с "Правым делом", "Новой силой" и более мелкими формированиями либерального толка. Есть и еще одна серьезная причина: не очень ясное отношение к коммунистам. "Яблоко" постоянно декларирует свой антикоммунизм, но во время многих голосований по серьезным вопросам оказывается вместе с коммунистами. Это его не красит в глазах либеральной интеллигенции. "Яблоко" напоминает левую социал-демократию, склонную к союзу с коммунистами. После того, что коммунисты сделали с нашей страной и не покаялись за это, им нельзя - в политическом смысле - подавать руку. "Яблочники" же делают это очень часто, правда, после этого разражаются трибунными антикоммунистическими инвективами.

4. За "Яблоко" голосует определенное количество беззаветно преданных ему людей, поэтому, думаю, оно может рассчитывать на 7-9% голосов.

Андрей Рябов, эксперт фонда Карнеги

1. При президенте Ельцине "Яблоко" никогда не войдет в структуры исполнительной власти. Явлинский понимает, что для осуществления действительно серьезных экономических реформ требуется большая политическая самостоятельность. В рамках нынешней политической системы самостоятельность правительства невозможна по определению.

2. Думаю, "Яблоко" вполне в состоянии предложить такую программу. На мой взгляд, проблема заключается в другом: значительные слои российской финансовой и политической элиты не заинтересованы в кардинальном обновлении существующего экономического порядка. А опереться на гражданское общество, которое теоретически могло бы выступить в качестве основной опоры этой программы, "Яблоко" не может просто из-за отсутствия гражданских инициатив. В этом заключается драма "Яблока" как политического объединения. "Яблоко" имеет серьезную экономическую программу и команду для ее реализации, но ничего не может сделать, поскольку реализация такой программы затрагивает очень серьезные экономические интересы, ориентированные на консервацию существующих моделей - и экономической, и политической.

3. Не сможет, поскольку есть и другие центры консолидации этого самого электората. Это и "Правое дело", и "Новая сила". Наличие разных центров свидетельствует о том, что либеральный электорат давно уже не един, и, на мой взгляд, совершенно бессмысленно ставить задачу его объединения. Если радикальные демократы объединяют, как правило, людей, преуспевших в реформах, а также значительную часть маргинальных слоев населения, создавших в конце 80-х гг. миф о реформах западного типа, то у "Яблока" совершенно другой электорат. Он разделяет идеи политической демократии и свободной рыночной экономики, но считает, что нынешний экономический и политический порядок ни в коей мере не соответствует этим стандартам. Более того, электорат "Яблока" - это в значительной части люди, не выигравшие от реформ последних лет. Когда мы говорим об объединении электората, мы применяем категории начала 90-х гг., когда предполагалось, что существует некое размытое демократическое движение, которое ориентировано на одни и те же ценности и под которым находится однородная социальная структура. Сейчас социальная структура размыта, поэтому разные группы электората, ориентированные на демократические преобразования, имеют совершенно разные социальные интересы.

4. Если ситуация будет благоприятствовать "Яблоку", то оно сможет получить около 12% голосов. При неблагоприятных условиях (плохо организованная предвыборная кампания, усиление реставраторских настроений и пр.) - 6-7%.
 

ИЗ ДОСЬЕ "НГ"
Общественное объединение "Яблоко" было создано в январе 1995г. В роли учредителей выступили представители региональных общественных объединений из 53 субъектов РФ.

Создание объединения было инициировано фракцией "Яблоко" Государственной Думы, сформированной депутатами, которые прошли в парламент по спискам избирательного объединения "Блок: Явлинский-Болдырев-Лукин" осенью 1993 г.

На декабрьских выборах 1993 г. блок получил 7,86% голосов, что обеспечило ему 20 мест в Думе по общефедеральному округу. Еще 7 депутатов были избраны в территориальных округах.

На II съезде Общественного объединения "Яблоко" (сентябрь 1995 г.) были приняты программные документы движения (политическая платформа, экономическая программа "Реформы для большинства", декларация). Съезд определил место движения в спектре политических сил страны - оно находится в конструктивной демократической оппозиции существующей власти и выражает интересы среднего класса России.

По итогам выборов 17 декабря 1995 г. Общественное объединение "Яблоко" получило 6,89% голосов, при этом оно провело в нижнюю палату парламента 46 депутатов. 31 место было получено по общефедеральному округу и 15 мест - по одномандатным округам. Таким образом, по сравнению с выборами декабря 1993 г. "Яблоко" расширило свой электорат и вошло в четверку партий, преодолевших пятипроцентный барьер.

На III съезде объединения (февраль 1996 г.) Григорий Явлинский был утвержден кандидатом в президенты от демократической оппозиции. Несмотря на многочисленные и значительные нарушения избирательных прав граждан, "Яблоко" в лице его кандидата на пост президента Григория Явлинского получило дополнительную поддержку по сравнению с выборами 1993 и 1995 гг. Прирост составил 12% в год с 1993 по 1996 г. В экономике такой показатель означал бы ситуацию бума. За последние три года число избирателей - сторонников движения увеличилось на 1 млн. 300 тыс. человек (в 72 регионах из 89). В 1996 г. за "Яблоко" впервые проголосовала провинция.

На внеочередном IV съезде (июнь 1996 г.), посвященном определению позиции объединения перед вторым туром выборов, "Яблоко" не сочло возможным поддержать кандидатуру Бориса Ельцина на пост президента РФ. Справочное голосование на съезде выявило, что 57% участников высказалось против обоих кандидатов, вышедших во второй тур, 41% - в поддержку Ельцина, что соответствовало настроениям "яблочных" избирателей на тот момент. Окончательное решение этого вопроса было передано на усмотрение региональных организаций. 

На V съезде (ноябрь 1996 г.) объединение приняло решение о постепенной трансформации в партию. Первый этап (введение регистрации всех участников) был завершен к концу 1997 г. Второй этап (полное исключение коллективного и двойного членства) вряд ли удастся завершить раньше, чем в последние месяцы 1999 г.

VI съезд (март 1998 г.) поставил задачу подготовки к парламентским и президентским выборам, которые должны надолго определить развитие страны.

"Яблоко" имеет значительное и расширяющееся влияние в представительных органах власти на местах. Наиболее широко "Яблоко" представлено в Санкт-Петербурге, Ростове, Москве, Карелии, Ярославле. Члены движения возглавляют законодательные органы двух субъектов Федерации - Ярославской и Сахалинской областей, занимают руководящие посты в ряде исполнительных органов, на уровне мэров и вице-мэров городов, глав администраций районов. В правительстве РФ Общественное объединение "Яблоко" не представлено.

Объединение "Яблоко" строится по федеративному принципу со значительной самостоятельностью структурных подразделений. Сейчас оно состоит из 72 региональных и 4 территориальных организаций.

Руководящим органом объединения является съезд. Центральный совет (ЦС) избирается на съезде на срок в 2 года и руководит работой объединения в период между съездами. ЦС возглавляется председателем объединения и в настоящее время состоит из 44 человек.

Председатель объединения - Григорий Алексеевич Явлинский. Вице-председатели: первый - Владимир Петрович Лукин; по партстроительству - Вячеслав Владимирович Игрунов; по работе фракции в Госдуме - Сергей Викторович Иваненко.
 

"НГ-Сценарии", №5 (39), 12 мая 1999 года
См. также: Рейтинги и голосования

[Начальная страница] [Карта сервера] [Рейтинги и голосования] [Публикации]
info@yabloko.ru