[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации]
Григорий Явлинский
Вместо референдума нужен временный конституционный акт
"Известия",   20 февраля 1993 года, № 33 
За последние два года набрали силу два мощных фактора кризиса: высокая инфляция в сочетании с общим спадом производства и дезинтеграция страны, граничащая с угрозой ее распада. Исключительно опасно именно сочетание этих двух кризисных явлений.

Чтобы остановить разрушительную для экономики инфляцию, метастазы    которой затронули уже все сферы общественной жизни и  даже нравственности, нужна сильная политическая   власть,   нужны политическая   инфраструктура, работоспособные властные институты. Иначе говоря, - необходимо государство.

Для прекращения дезинтеграции, которая ослабляет государственную власть, хаотически ее перераспределяет, порождает разного рода конфликты, необходим не только ясный  политический курс, но и хотя бы минимальные экономические успехи. Нужны дееспособная финансовая, кредитная и денежная система, приостановка   общего   спада производства,   разумная   социальная политика. Иначе говоря, необходима рациональная экономическая организация.

Сложность ситуации заключается в том, что сегодня у нас ни с той, ни с другой стороны нет достаточных  точек опоры. Хуже того - у меня, например,  нет оснований полагать, что наши, как сейчас принято говорить, ветви власти в полной мере   осознают эту проблему.

Об этом свидетельствует, в частности, то, что при обсуждении   возможности  заключения между ними конституционного соглашения речь по-прежнему идет не о содержании  в смысле «что делать», а о  разделе   сфер влияния в смысле «кто главный».

Но позволительно задать  вопрос: главный над чем? Инфляция и спад производства разваливают экономику, а дезинтеграция,  как мы уже убедились,  может  привести к окончательному   распаду страны.      

Если упадет ствол - государственность и экономика, - то и его ветвям нечего   делить. Они превратятся в хворост, годный лишь на то, чтобы разжечь костер на пепелище.

Я убежден: любые резкие движения - референдум, учредительное   собрание,  другие «всенародные» политические акции - в сегодняшней ситуации нашей стране противопоказаны. Они не приведут  ни к каким позитивным результатам, поскольку   дальнейший курс в целом неясен, но зато могут еще более усилить политизацию общества.

Такие основополагающие ценности, как законы, парламент, конституция,  демократия,    выборы,  референдум, «круглый стол» и учредительное собрание, наше общество тяжело выстрадало. Сегодня мы их выхолащиваем,  растранжиривая непродуманно и безответственно. Мы уже почти все из этого арсенала   использовали, а ситуация все хуже.

Нужно остановиться. А это значит - сказать себе и другим: при   прежней   системе власти невозможно было выработать сколько-нибудь реалистичные    представления о будущем. Решать все это на ходу не получается, значит, следует признать необходимость целого периода, который станет как бы мостом от прошлого к будущему. Это может быть и три года, и пять лет. За 500 дней теперь не справиться. За это время следует решить две   основные задачи: приостановить дезинтеграцию важнейших систем жизнеобеспечения  и   создать условия для   неспешной,   но глубокой и всесторонней подготовки всего того, что составит   конституционно-законодателькую основу новой страны и вступит в действие   одновременно с  приходом новой власти на основе иных законов, отражающих     стратегические интересы российского народа.

Что же касается необходимых срочных мер, то я предлагаю следующее:

1. Конституционному суду рассмотреть вопрос о законности решения  о референдуме, приняв во внимание процедурные неточности одобрения на VII съезде народных депутатов соответствующего постановления  (вопрос был проголосован не квалифицированным, а простым  большинством).

2. Подготовить с участием всех наиболее значимых политических сил страны (возможно, в форме настоящего, а не бутафорского «круглого стола») временный    Конституционный акт, который на период трех (или пяти) лет заменит собой в той части, которая в нем будет содержаться,   действующую Конституцию. В этом документе:

- абсолютно ясно и конкретно очертить те сферы, в которых на действия всех участников политического процесса накладываются ограничения, направленные на недопущение    каких-либо   односторонних шагов, а также двусторонних договоренностей, способствующих  дальнейшей дезинтеграции.   Формулировать эти сферы нужно проблемно, а не институционально. Соподчинение структур и  властей должно  определяться только конкретными задачами  замораживания  дезинтеграции экономики, системы безопасности (во всех смыслах), территориального, государственного и правового устройства. Например, я предлагаю договориться о том, что никто не в праве принимать  решений, нарушающих единое денежное обращение в стране, ограничивающих свободу торговли между регионами России, подрывающих   бюджетное устройство, осложняющих   борьбу с преступностью, угрожающих коллективной   безопасности, нарушающих права граждан - в первую очередь на жизнь   и собственность.             

Это и будут на ближайшие годы главные и прямые задачи федеральной исполнительной власти; 

- определенно сформулировать задачу подготовки проекта Конституции, пакета законов договоров в рамках СНГ, к разработке которых следует незамедлительно приступить при изначальном понимании того, что действовать на их основе будут уже не нынешние власти, а другие,   новые, которые придут вслед за ними. Имеется в виду тем самым снять вопрос о личных политических амбициях, доминировании и попытках обустроить свою личную жизнь на уровне законодательства страны. Необходимо в принципе устранить спешку в подготовке этих документов, наладить широчайший переговорный процесс со всеми без исключения политическими силами (учитывая, что к моменту вступления в силу этих актов и региональные республиканские лидеры также исчерпают свои полномочия), привлечь лучших ученых.

Подготовленные   документы будут приняты через три (пять) лет перед новыми выборами, а введены в действие сразу после прихода новой власти, т. е. в 1996 или 1998 году.

Это и должно составить основную задачу законодательной власти на новый период:

- предусмотреть также возможность перевыборов президента и парламента до окончания действия  временного Конституционного акта (например, в конце 1994 года или начале 1995 года) в том случае, если станет очевидным, что нынешние власти в их персональном составе не способны вести процессы, предусмотренные   временным Конституционным актом. Решение о назначении таких всеобщих выборов мог бы принять Конституционным суд через год после введения в силу временного Конституционного акта на основе, например, специального рассмотрения вопроса о его выполнении. Такое условие сделает действия властей в определенной мере подконтрольными.

3. Принять этот временный Конституционный акт по рекомендации альянса  («круглого стола») политических сил, его подготовивших, на очередном съезде   народных депутатов, включив в повестку съезда один этот вопрос. Если реально в подготовке   этого документа примут участие основные политические силы, такие, как: реформаторы-радикалы, центристы, оппозиция, представители регионов, и он будет представлен съезду как их согласованное предложение - нет сомнений, что он будет принят. Аргументом в пользу такого предположения является и то, что любым политическим силам, будь то коммунисты, демократы, либералы, националисты или кто угодно еще, нужно ведь не только прийти к власти, но и иметь страну, где они собираются властвовать.

Отдельный вопрос - программа действий в экономике на эти ближайшие три -пять лет и содержание   политико-правового процесса. Но это уже следующий шаг. Многое станет возможным, если будут созданы хотя бы минимальные предпосылки. На мой взгляд, первейшая из них - принятие временного Конституционного акта. Без него уже просто бессмысленно вновь рисовать любые   экономические программы.

Если политический процесс в нашем стране получит развитие в указанном направлении, можно надеяться на то, что мы создадим основу (и пока только основу) для замораживания распада, получим столь необходимое нам, в том числе и для выработки новой Конституции федеративного государства, время.

Разумеется, никакой   документ, как бы он не назвался -  Конституционный акт или даже Конституция, - сам по себе ничего не будет значить. Он станет значимым только в том случае,  если исполнительная и законодательная власти под контролем общественных сил, подготовивших его, приложат усилия для его реализации.

Предложенную логику можно принимать или не принимать, но и власть, и оппозиция должны признать проблемы, наличием которых предопределяется именно такое решение.

Если через полгода или год в очередном раз, не приняв и не поняв, правители прядут к чему-нибудь похожему, сделать это будет неизмеримо сложнее. Не исключен вариант, что этого не удастся сделать вообще. Несерьезно будет тогда оправдывать себя, как сейчас, тем, что «ничего другого и нельзя было сделать». Можно было, и можно сегодня.
 

Григорий Явлинский
"Известия",   20 февраля 1993 года, № 33
Обсуждение статьи

См. также:  Г.Явлинский

[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации]
info@yabloko.ru