[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ]
 ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ
   Выполнение международных соглашений Российской Федерацией и СССР по приёму ОЯТ
 Москва, Эпицентр, 2003 год

В 1970–1980 гг. при техническом и финансовом содействии СССР в странах СЭВ (Болгария, Венгрия, ГДР, ЧССР), а также в Финляндии интенсивно развивалось строительство атомных электростанций с реакторами проектов ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Было начато и впоследствии заморожено строительство АЭС в Польше и на Кубе. Советский Союз также оказывал помощь социалистическим и развивающимся странам в сооружении исследовательских реакторов.

В советском природоохранном и внешнеторговом законодательстве, в частности в Законе РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР», отсутствовала регламентация порядка ввоза ОЯТ зарубежных АЭС. Сотрудничество в области сооружения АЭС, поставок для них свежего ядерного топлива и вывоза ОЯТ базировалось на двусторонних договорах СССР с вышеуказанными странами. Однако и эти соглашения не всегда содержали конкретные положения, регламентирующие вывоз ОЯТ, предоставляя право решать этот вопрос в рамках внешнеторговых контрактов между соответствующими государственными организациями СССР и страны-партнера. Контракты на обращение с ОЯТ заключались специализированными внешнеторговыми объединениями. Согласно указанным контрактам, ОЯТ возвращалось на переработку в СССР, причем образовавшиеся в результате продукты переработки (уран, плутоний и РАО) оставались в Советском Союзе. Это способствовало строгому соблюдению со стороны СССР режима нераспространения ядерного оружия.

Геополитические изменения (прекращение существования СЭВ и СССР, образование новых государств, объединение Германии, разделение Чехословакии) в начале 90-х гг. привели к распаду сложившейся системы по обращению с ОЯТ.

В 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», в статье 50 которого был установлен запрет на ввоз в Россию радиоактивных материалов и отходов в целях хранения и захоронения. Данная формулировка не обязывала возвращать образовавшиеся после переработки продукты и радиоактивные отходы в страну, поставившую ОЯТ. Поэтому российские предприятия продолжали деятельность по переработке ОЯТ зарубежных АЭС, построенных при содействии СССР на прежних условиях, т. е., не возвращая уран, плутоний и радиоактивные отходы.

21 апреля 1993 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 472 «О выполнении Российской Федерацией межправительственных соглашений о сотрудничестве в сооружении атомных электростанций за рубежом», подтвердивший выполнение Россией обязательств по межправительственным соглашениям, заключенным СССР до 1991 г. В этом Указе впервые в российском законодательстве появилась норма, предписывающая при подготовке новых межправительственных соглашений по вопросам эксплуатации АЭС за рубежом исходить из положения о возврате в страну, поставившую на переработку в Россию ОЯТ, образовавшихся в результате этого радиоактивных отходов. В связи с этим ряд международных соглашений был пересмотрен.

Реестр международных соглашений СССР и Российской Федерации, предусматривающих вывоз в Россию ОЯТ российского производства, приведен в Приложении 1.

Всего на настоящий момент вне территории России эксплуатируются 7 реакторов типа ВВЭР-1000, 25 реакторов типа ВВЭР-440, 19 исследовательских реакторов.

Ниже приведен краткий обзор состояния международного сотрудничества России в области обращения с ОЯТ российского производства (по странам).

Всего за период с 1992 по 2001 г. на ПО «Маяк» и ФГУП «Горнохимический комбинат» было вывезено 2030 т т.м. ОЯТ, из них 1608 т т.м из Украины.

Обзор состояния международного сотрудничества России в области обращения с ОЯТ российского производства (по странам)

Болгария

На территории Болгарии работают 6 энергоблоков АЭС «Козлодуй», из них 2 блока реакторов типа ВВЭР-1000 и 4 блока реакторов типа ВВЭР-440. Производство электроэнергии на АЭС составляет 45% от общего количества вырабатываемой в стране электроэнергии. Принято решение о закрытии первых двух блоков ядерных реакторов.

На основании Соглашения между Правительствами СССР и НРБ в период 1980–1988 гг. из Болгарии осуществлен вывоз ОЯТ реакторов типа ВВЭР-440 на ПО «Маяк» (всего в количестве 304 т т.м.) без последующего возврата продуктов переработки, включая РАО.

В связи с изменением российского законодательства о порядке приема ОЯТ зарубежных АЭС подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария о сотрудничестве в области атомной энергетики от 19 мая 1995 г. Соглашение предписывает возврат в Республику Болгария высокоактивных остеклованных отходов после переработки ОЯТ на согласованных условиях.

В 1998 и 2001 гг. на ПО «Маяк» и ФГУП «Горнохимический комбинат» было вывезено ОЯТ АЭС «Козлодуй» в количестве 68,9 т т.м.

Следует принять во внимание трудности с осуществлением транзита ОЯТ АЭС «Козлодуй» через территории сопредельных государств. Кроме того, в настоящее время Европейское Сообщество обсуждает возможность выделения Болгарии кредита для осуществления строительства хранилища сухого типа для долгосрочного хранения ОЯТ.

Предварительные консультации с болгарской стороной показали, что в случае готовности Российской Федерации к сотрудничеству на условиях переработки облученного топлива без последующего возврата в Болгарию продуктов переработки, включая РАО, Болгария готова к заключению долгосрочного контракта на вывоз ОЯТ в Российскую Федерацию.

Венгрия

На территории Венгрии функционируют 4 энергоблока реакторов типа ВВЭР-440 АЭС «Пакш». Доля атомной энергии в общем производстве электроэнергии в стране составляет 40%. Принято принципиальное решение о продлении срока службы ядерных реакторов.

До 1989 г. вывоз ОЯТ в Российскую Федерацию не производился.

В период 1989–1998 гг. осуществлен вывоз ОЯТ реакторов типа ВВЭР-440 на ПО «Маяк» (всего в количестве 269 т т.м.) без последующего возврата продуктов переработки, включая РАО. Основанием явилось соглашение между правительствами СССР и ВНР от 28 декабря 1966 г.

В настоящее время на АЭС «Пакш» введено в эксплуатацию сухое хранилище ОЯТ модульного типа, построенное по западной технологии.
     Венгерская сторона проявляет заинтересованность в продолжении сотрудничества с Российской Федерацией в области обращения ОЯТ, однако только на условиях окончательного вывоза ОЯТ АЭС «Пакш» без последующего возврата продуктов переработки, включая РАО.

Чехия (ЧССР)

На территории Чехии функционируют 4 энергоблока реакторов типа ВВЭР-440 на АЭС «Дукованы» и готовятся к вводу 2 новых энергоблока реакторов ВВЭР-1000 на АЭС «Темелин» (поставку ядерного топлива будет осуществлять американская фирма «Вестингауз»). Доля атомной энергии в стране с вводом новых блоков составит около 40%.

В период существования ЧССР в 1983–1990 гг. был осуществлен возврат ОЯТ реактора типа КС-150 ранее закрытой АЭС «А-1» в количестве 64 т т.м. и ОЯТ реактора типа ВВЭР-440 в количестве 80 т т.м, без последующего возврата продуктов переработки, включая РАО в ЧССР.

После распада ЧССР вывоз ОЯТ в Российскую Федерацию не осуществлялся.

Существует межправительственное Соглашение между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики о сотрудничестве в области атомной энергетики от 4 декабря 1994 г. Соглашение предписывает возврат образующихся продуктов переработки и РАО в Чехию.

Дальнейшие перспективы вывоза ОЯТ АЭС Чехии определяются решениями Чехии по концепции обращения с ОЯТ. С одной стороны, Чехия встала на путь осуществления концепции «отложенного решения» по обращению с ОЯТ. Хранение топлива осуществляется в специальных сухих хранилищах типа «САSТОК». Ведутся исследовательские работы по возможному окончательному захоронению ОЯТ в бывших урановых шахтах в западной Моравии. С другой стороны, существует вероятность согласия чешской стороны на сотрудничество на условиях вывоза ОЯТ без последующего возврата продуктов переработки, включая РАО.

Словакия

На территории Словакии функционируют 4 энергоблока реакторов типа ВВЭР-440 на АЭС «Богунице» и 4 энергоблока реакторов типа ВВЭР-440 на АЭС «Моховце». Обсуждается вопрос о строительстве 2 новых энергоблоков на АЭС «Моховце». Доля атомной энергии в стране составляет 47%.

В 1996–1999 гг. по ранее заключенному контракту с ЧССР было окончательно вывезено облученное топлива реактора типа КС-150 ранее закрытой АЭС «А-1» на ПО «Маяк» в количестве 20 т т.м. без последующего возврата продуктов переработки, включая РАО. Основанием явились соглашения между Министерством РФ по атомной энергии и Министерством экономики Словацкой Республики от 4 июня 1993 г. и между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики от 31 октября 1995 г.

Вывоз ОЯТ с действующих реакторов производился в 1996–1999 гг.

В Словакии эксплуатируется хранилище «мокрого» типа. Ведутся активные консультации с шведской фирмой «АВВ» по технологии прямого захоронения ОЯТ на территории Словакии.

Словацкая сторона проявила интерес к изменениям в российском законодательстве в области обращения с ОЯТ зарубежных ядерных реакторов и готово к широкомасштабному сотрудничеству на условиях вывоза ОЯТ без последующего возврата продуктов переработки, включая РАО.

Финляндия

На территории Финляндии функционируют 4 энергоблока АЭС, в том числе 2 энергоблока реакторов типа ВВЭР-440 АЭС «Ловиза».

В период 1981–1996 гг. был осуществлен вывоз ОЯТ на ПО «Маяк» в количестве 312 т т.м. без последующего возврата продуктов переработки, включая РАО, в Финляндию. Основанием явились соглашения между Правительством СССР и Правительством Республики Финляндия от 14 мая 1969 г. и 16 декабря 1974 г.

В 1994 г. финский парламент принял специальную поправку к национальному «Закону об атомной энергии», согласно которой все ядерные отходы (включая облученное топливо), полученные в результате производства энергии на территории Финляндии, должны быть захоронены в стране. Следствием принятия данной поправки явилось прекращение в 1996 г. вывоза ОЯТ в Российскую Федерацию.

В Финляндии законодательно принята концепция «прямого захоронения ОЯТ» в глубинные геологические породы. В связи с этим перспективы сотрудничества Российской Федерации и Финляндии в данной области видятся маловероятными.

ГДР

В период 1980-1985 гг. был осуществлен вывоз ОЯТ реакторов ВВЭР-440 АЭС «Норд» на ПО «Маяк» в количестве 235 т т.м. Основанием явился Протокол от 30 января 1970 г. к Соглашению об оказании СССР технической помощи ГДР в строительстве атомной электростанции от 17 июля 1956 г.

После объединения Германии АЭС «Норд» по решению Правительства ФРГ была закрыта по соображениям безопасности.

На территории АЭС «Норд» осталась часть облученного топлива. Однако, принимая во внимание решение Германии о переходе к концепции «прямого захоронения ОЯТ», перспектива сотрудничества Российской Федерации и Германии в данной области видится маловероятной.

Украина

На территории Украины действуют 11 энергоблоков реакторов типа ВВЭР-1000 и 2 энергоблока реакторов ВВЭР-440. Доля атомной энергии в общем производстве электроэнергии в стране составляет 47%.

Основанием для приема ОЯТ в Российскую Федерацию является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о научно-техническом и экономическом сотрудничестве в области атомной энергетики от 14 января 1993 г.

Всего за период действия соглашения по действующим контрактам вывезено 1264 т т.м. ОЯТ реакторов типа ВВЭР-1000 на ФГУП «Горнохимический комбинат» и 345 т т.м. ОЯТ реакторов типа ВВЭР-440 на условиях последующего возврата РАО в Украину.

В настоящий момент вывоз ОЯТ Украины является основным источником получения валютных средств для ФГУП «Горнохимический комбинат», несмотря на то что цены установлены ниже мировых.

Вместе с тем Украина разрабатывает стратегию развития собственной инфраструктуры по обращению с ОЯТ с постепенным отказом от вывоза ОЯТ в Российскую Федерацию. Введено в эксплуатацию сухое хранилище на Запорожской АЭС. Рассматривается вопрос о строительстве «могильника» радиоактивных отходов, в том числе хранилища ОЯТ на территории Чернобыльской АЭС. В настоящее время Украина является крупнейшим партнером Российской Федерации в области обращения с ОЯТ.

Узбекистан

На территории Узбекистана действует один исследовательский реактор советского производства.

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 22 декабря 1997 г., Российская Федерация имеет обязательства по приему ОЯТ с последующим возвратом радиоактивных отходов в Узбекистан.

Вывоз ОЯТ исследовательского реактора в Российскую Федерацию не производился по причине отсутствия средств у узбекской стороны. В настоящее время Узбекистан и США ведут переговоры о финансировании со стороны США вывоза ОЯТ в Российскую Федерацию на ПО «Маяк».

Казахстан

На территории Казахстана действовал один реактор на быстрых нейтронах БН-350 советского производства, в настоящее время он остановлен.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 23 сентября 1993 г., Российская Федерация имеет обязательства по приему ОЯТ с последующим возвратом радиоактивных отходов в Казахстан.

Вывоз ОЯТ реактора БН-350 в Российскую Федерацию не производился ввиду сложностей с финансированием данного вывоза со стороны Казахстана.

Армения

На территории Армении действует один энергоблок реактора типа ВВЭР-440.

До 1989 г. ОЯТ по принятой практике перерабатывался на ПО «Маяк».

После распада СССР вывоз ОЯТ не осуществлялся. На территории АЭС введено в эксплуатацию сухое хранилище ОЯТ. В случае принятия решения о возврате ОЯТ в Российскую Федерацию могут возникнуть трудности в осуществлении транспортировок через страны транзита.

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 25 сентября 2000 г. не определены условия обращения с ОЯТ АЭС Армении.

Китай

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории КНР атомной электростанции и предоставлении Россией КНР государственного кредита от 18 декабря 1992 г., ОЯТ остается в КНР для последующего хранения и переработки.

В соответствии с Дополнением от 21 июня 1998 г. к Соглашению между СССР и Республикой Индия о сотрудничестве в сооружении в Индии атомной электростанции от 20 ноября 1988 г., ОЯТ остается на территории Индии для последующего хранения и переработки.

Иран

В соглашении между Правительствами Российской Федерации и Ирана о строительстве на территории Ирана АЭС «Бушер» вопрос об обращении с ОЯТ данной АЭС отсутствует. Идут переговоры о возврате ОЯТ в Российскую Федерацию.

Начиная с 1999 г. и по настоящее время международное сотрудничество Российской Федерации в области оказания услуг по обращению с ОЯТ осуществляется только с Болгарией и Украиной.

Статистика ввоза ОЯТ в Россию в данный период приведена в
таблицах 17 и 18
.

Подводя некоторые промежуточные итоги, необходимо отметить следующее:
  • для обеспечения регулирующей основы приема из-за рубежа ОЯТ необходимо дополнительно принять «Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами», а также разработать и ввести в действие установленным порядком ряд федеральных норм и правил, регулирующих безопасность при транспортировании ОЯТ, его хранении, переработке, а также при обращении с продуктами переработки ОЯТ и в случае аварийных ситуаций при обращении с данными материалами;
  • для создания необходимых административных возможностей следует на законодательном уровне решить вопрос о регулировании отношений в области обращения с радиоактивными отходами, в том числе об экономической основе этих отношений;
  • на заводе РТ-1 ПО «Маяк», где в настоящее время осуществляется промышленная переработка ОЯТ, отсутствуют технические возможности, обеспечивающие надлежащее обращение с радиоктивными отходами в соответствии с установленными законодательными и нормативными требованиями в области использования атомной энергии, радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды. Продолжение сброса жидких радиоактивных отходов в поверхностные водоемы без наличия лицензий надзорных органов и отсутствие необходимых установок по обработке и отвердению радиоактивных отходов (печь остекловывания неудовлетворительно проходит этап испытаний) являются подтверждением невозможности приема зарубежного ОЯТ для переработки без существенной модернизации завода РТ-1.

Финансово-экономические показатели текущей деятельности российских предприятий по хранению и переработке ОЯТ.

Цены действующих российских контрактов по обращению с ОЯТ показаны в таблице 19.

     Таблица 19

Страна
Контракт
Цена (в долл. США за кг т.м.)
Венгрия
№ 85-042/43900
от 25.07.86 г.
660–750
в зависимости от партии ОЯТ
Словакия
№ 08843672/90257-09Д
от 24.09.99г.
700
Болгария
№ 08843672/80011-09Д
от 16.06.00г
620
Украина
№ 45 от 30.01.98 г.
№ 235/98-01 от 01.06.98 г.
333–343

Анализ рынка ОЯТ зарубежного производства

Общий мировой объем выгруженного к настоящему времени из реакторов АЭС ОЯТ превышает 220 тыс. т. Сегодня существуют следующие концепции по обращению с ОЯТ:
  • переработка ОЯТ с целью последующего использования природных и искусственных делящихся материалов, образующихся при работе ядерных реакторов (концепция «замкнутого» ядерно-топливного цикла). Приверженцы этого подхода в настоящее время – Россия, Франция, Великобритания, Япония, Китай, Индия;
  • долговременное хранение ОЯТ с целью его кондиционирования и окончательного захоронения в геологические формации (концепция «открытого» ядерно-топливного цикла). Такой концепции сегодня придерживаются США, Финляндия, Швеция;
  • долговременное хранение ОЯТ на национальной территории с принятием окончательного решения по его утилизации в отдаленной перспективе (концепция отложенного решения). Такой концепции сегодня придерживаются Бельгия, ФРГ, Швейцария и ряд других стран.

Следует отметить схожесть второй и третьей концепций, т.к. практической (промышленной) реализации прямого захоронения не осуществляется, а тенденция повышения цен на урановые материалы может повлиять на пересмотр национальной концепции в сторону переработки. Такие мнения уже высказывались рядом руководителей США.

Основными зарубежными поставщиками услуг на рынке переработки ОЯТ являются компании Франции и Великобритании. Суммарный объем мощностей по переработке в этих странах в настоящее время составляет около 4 тыс. т т.м. в год. Этот показатель существенно превышает объем заказов, в связи с чем значительная часть мощностей является незагруженной. Такой дисбаланс между спросом и предложением может увеличиться в связи с планируемым в середине текущего десятилетия пуском в эксплуатацию нового завода по переработке ОЯТ в Японии. Следует подчеркнуть, что за все время в мире было переработано около трети общего объема выгруженного из реакторов ОЯТ. В результате объем накопленного (выгруженного, но непереработанного) ОЯТ составляет около 150 тыс. т.

Международный рынок услуг по переработке ОЯТ с последующим возвратом заказчику продуктов переработки и РАО имеет тенденцию к сокращению. Наибольший интерес для потенциальных партнеров представляют услуги по вывозу ОЯТ для переработки без последующего возврата РАО. Спрос возможен также на услуги по временному хранению ОЯТ.

Анализ текущей ситуации в мире показывает, что помимо традиционных российских партнеров (страны Восточной Европы и СНГ) возможный интерес к сотрудничеству с Россией в области обращения с ОЯТ могут проявить следующие группы стран:
– государства, придерживающиеся концепции «отложенного решения», в силу экономических, политических и географических причин, испытывающие сложности с организацией долгосрочного хранения ОЯТ (например, Южная Корея, Тайвань, Словения);
– государства, придерживающиеся концепции «закрытого» цикла на своей территории, но не располагающие достаточными мощностями для хранения и переработки всего объема накопленного ОЯТ. Таким государством является Япония, имеющая контракты на переработку ОЯТ во Франции и Великобритании, планирующая к пуску собственный комплекс по хранению и переработке, однако испытывающая серьезные трудности с вводом в эксплуатацию данного комплекса;
– государства, свернувшие национальные программы в области развития атомной энергетики и к сегодняшнему моменту не принявшие решения в отношении окончательной утилизации накопленного ОЯТ (например, Италия);
– государства, находящиеся в стадии переходного периода от концепции «замкнутого» цикла к концепции «отложенного решения», имеющие контракты на переработку ОЯТ за рубежом, но уже принявшие решение и частично реализующие национальные программы создания хранилищ для промежуточного долговременного хранения ОЯТ (например, ФРГ, Швейцария, Бельгия, Испания).

Внешнеполитические и международно-правовые проблемы выхода России на рынок обращения с ОЯТ зарубежного производства

Несмотря на заинтересованность ряда стран в сотрудничестве с Россией в области обращения с ОЯТ, существует комплекс проблем принципиального характера, нерешенность которых является серьезным препятствием для подписания Российской Федерацией межправительственных соглашений, необходимых для заключения и реализации внешнеторговых сделок в данной области.

Препятствие принципиального характера для выхода Российской Федерации на мировой рынок по обращению с ОЯТ заключается в том, что ввоз в Россию ОЯТ зарубежного происхождения практически невозможен без политического диалога с США. Вызвано это тем, что США на основании заключенных в соответствии со своим законодательством международных договоров контролируют движение около 80% мировых объемов ОЯТ. Ядерное топливо становится подконтрольным США, если тепловыделяющая сборка или любой из ее компонентов были произведены в США, а также если в ее производстве были задействованы урановые материалы американского происхождения или такая тепловыделяющая сборка была облучена в реакторе американского производства.

В соответствии с официальной позицией США ввоз в Россию подконтрольного им ОЯТ в целях длительного хранения и переработки будет возможен только при наличии российско-американского «Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии». В течение длительного времени США обусловливают вопрос о заключении такого соглашения отказом России от ядерного сотрудничества с Ираном.

Кроме того, вопрос о переработке такого ОЯТ в России потребует отдельных переговоров с США, в том числе по вопросам нераспространения ядерных материалов – продуктов переработки ОЯТ.

Необходимо отметить, что Россия также может столкнуться с аналогичными проблемами, хотя и меньшего масштаба и сложности, в отношении ядерного топлива, для производства которого использовался природный уран канадского и австралийского происхождения (более 50% добываемого в мире природного урана). В этом случае понадобятся специальные разрешения от правительств Канады и Австралии.

Другим серьезным препятствием для успешной деятельности российских предприятий на мировом рынке обращения с ОЯТ является неурегулированность ответственности за ядерный ущерб. Россия в 1995 г. подписала Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб, принятую в 1963 г. Однако уже шесть лет внесенная Президентом Российской Федерации Венская конвенция находится на рассмотрении в Государственной Думе. Чуть меньше, с 1997 г., на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона «О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении», необходимый для ее реализации.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Cостояние здоровья персонала предприятий ЯТЦ]
[ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ]
[Обращение с РАО и ОЯТ на предприятиях ЯТЦ]

info@yabloko.ru