[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ]
 ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ
   Выводы и предложения
 Москва, Эпицентр, 2003 год

I. Предприятия ядерного топливного цикла, расположенные на территории Российской Федерации, не готовы к приему на переработку и хранение 20 тыс. т зарубежного отработавшего ядерного топлива по следующим причинам:
  • они не располагают унифицированной (ввиду различия изотопного состава, глубины выгорания и других характеристик ОЯТ) технологией, позволяющей перерабатывать как свое, так и зарубежное ОЯТ (кроме ОЯТ с АЭС с ВВЭР-440, построенных по советским проектам);
  • Горнохимический комбинат (Красноярск-26), Сибирский химический комбинат (Томск-7) не имеют лицензий Госатомнадзора России на эксплуатацию пунктов подземного захоронения жидких радиоактивных отходов из-за отсутствия документов, обосновывающих ядерную и радиационную безопасность указанных видов деятельности. Причем подобное обоснование отсутствует с начала использования на комбинатах указанного способа захоронения радиоактивных отходов (например, для Томска-7 – начиная с 1961 г.). ПО «Маяк» не имеет лицензии на эксплуатацию водоемов– хранилищ жидких радиоактивных отходов (Теченский каскад водоемов и водоемы В-9 и В-17 эксплуатируются в нарушение положений «Водного кодекса Российской Федерации» и статьи 18 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды»);
  • в связи с недостаточным финансированием Федеральной целевой программы «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1995–2005 гг.» выполнение данной программы на предприятиях ЯТЦ России практически сорвано. Необходимы срочная разработка концепции по прекращению подземной закачки ЖРО на СХК, ГХК, НИИАР и другим вопросам обращения с РАО, а также принятие мер по созданию систем утверждения РАО. Кроме этого, необходимы проведение комплексного обследования хранилищ и могильников, состояния защитных барьеров многочисленных прошлых захоронений РАО в земляных траншеях и каньонах и принятие мер по проектированию и сооружению дополнительных барьеров безопасности;
  • продолжающиеся инциденты на предприятиях ЯТЦ, сопровождающиеся, как правило, выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду, происходят из-за грубых нарушений технологии и технологических регламентов, недостаточной профессиональной подготовки и низкой технологической дисциплины отдельных специалистов и операторов, недостаточности технологических и неэффективности организационных мер по обеспечению безопасного ведения технологических процессов, неудовлетворительного технического состояния оборудования и систем объектов предприятий ЯТЦ России, невыполнения графиков замены ядерно-опасного оборудования, ухудшения обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты;
  • на предприятиях отсутствуют достаточные мощности по утилизации радиоактивных отходов всех уровней активности;
  • свободные объемы для долговременного хранения ОЯТ при дополнительном ввозе его из-за рубежа на предприятиях ЯТЦ будут исчерпаны в течение 1–1,5 года. Ввод новых хранилищ в ближайшее время (в течение 2–5 лет) невозможен.

II. C ввозом зарубежного ОЯТ будет приостановлена программа переработки (утилизации) отечественного ОЯТ с АЭС с реакторными установками типа ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Тем самым существенно повышается риск возникновения аварийных ситуаций от накопления ОЯТ на площадках АЭС названных типов в Европейской части Российской Федерации. Кроме этого, прекращается вывоз ОЯТ с атомных подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов, где и так ситуация с ОЯТ является критической.

III. Широкомасштабный ввоз зарубежного ОЯТ с использованием железнодорожного транспорта неминуемо приведет к аварийным ситуациям ввиду того, что многие маршруты литерных проездов проходят по аварийным отделениям железных дорог Российской Федерации.

IV. С ввозом зарубежного ОЯТ возрастает риск проведения диверсионных и террористических актов, шантажа и вымогательства на предприятиях ЯТЦ и транспорте.

V. Ввоз зарубежного ОЯТ на переработку и хранение крайне опасен с точки зрения соблюдения режима нераспространения ядерных расщепляющихся материалов.

VI. В связи с тем что основным поставщиком свежего ядерного топлива является США, ввоз ОЯТ приведет к нежелательным политическим последствиям для России.

VII. На сегодняшний день отсутствует достаточное технико-экономическое обоснование необходимости приема на переработку и хранение зарубежного отработавшего топлива. Необходимо проведение сравнительной экономической оценки эффективности замкнутого и разомкнутого топливного цикла.

VIII. Выбросы, связанные с работой предприятий ЯТЦ, представляют собой наиболее крупный источник радиоактивного загрязнения территории Российской Федерации. И в прошлом, и в настоящем времени нарушение технологии обращения с радиоактивными отходами радиохимических производств приводит к значительным выбросам в окружающую среду. Улавливание таких радионуклидов, как Kr85, С14 и Н3, не производится.

IX. Решение многоплановых задач выхода из кризисной экологической ситуации в районах деятельности предприятий ядерного топливного цикла, расположенных на территории Российской Федерации, представляет собой беспрецедентную по сложности научно-техническую, экологическую и инженерно-экологическую проблему, не имеющую аналога в мировой науке и практике. Продолжение переработки ядерного топлива не является необходимым ни с точки зрения национальных интересов России, ни с точки зрения экономической целесообразности (замыкание топливного цикла тепловых реакторов экономически невыгодно, т.к. затраты на смешанное урано-плутониевое топливо примерно в 8 раза выше, чем на стандартные урановые ТВС), ни с точки зрения безопасности захоронения отходов. Деятельность предприятий ЯТЦ должна быть приостановлена, как минимум, до тех пор, пока не будут израсходованы имеющиеся запасы оружейного урана и плутония. Наиболее предпочтительный вариант – сворачивание перерабатывающих производств и разработка технологии непосредственного захоронения отработавшего ядерного топлива. Персонал перерабатывающих предприятий ЯТЦ должен использоваться для очистки зараженных местностей, обеспечения хранения отработавшего ядерного топлива и захоронения радиоактивных отходов.

X. Исходя из осознания общественностью определяющего значения проблемы обращения с РАО и ОЯТ для дальнейшей приемлемости и возможности практической реализации любых радиационных (ядерных) технологий, а также в связи с необходимостью принятия мер глобального характера по снижению рисков накопления долгоживущих радионуклидов и сепарации плутония в биосфере, необходимо признать, что безопасное обращение с РАО и ОЯТ является первоочередной задачей использования атомной энергии в целом.

XI. Для создания условий ускорения подготовки и принятия Международной конвенции по безопасной утилизации РАО и для стимулирования создания на общей концептуальной основе национальных законодательных и нормативно-правовых актов в области РАО и ОЯТ нужно признать необходимым осуществление под эгидой МАГАТЭ разработки странами-участницами взаимосогласованного документа «Концепция безопасного обращения с РАО и ОЯТ».

XII. Необходимо способствовать приверженности международно-признанным стандартам по безопасности при проектировании, строительстве (сооружении, внедрении) и эксплуатации любых радиационных (ядерных) технологий. При этом необходимо признать, что использование таких технологий не допускается или немедленно прекращается в случае отсутствия в составе их проекта специальных требований этих стандартов либо когда их функционирование осуществляется с несоблюдением стандартов по безопасности соответствующих систем обращения с РАО и ОЯТ.

XIII. Необходимо способствовать заключению под эгидой ООН международного договора «О полном запрещении производства плутония в промышленных масштабах, об уничтожении его запасов и запрете накопления долгоживущих трансурановых элементов», исходя из потенциальной опасности их накопления в биосфере и наличия неопределенностей в оценке уровня опасности и сроков причинения ущерба человеку и окружающей среде.

XIV. Необходимо способствовать международным действиям по разработке эффективного механизма национальной ответственности в области обращения с РАО и ОЯТ, предусматривающего гарантии и адекватную компенсацию ущерба в случае трансграничного радиоактивного воздействия, выходящего за пределы государственных границ отдельно взятой страны.

     Таблица

Перечень атомных электростанций, расположенных
на территории СССР
Название АЭС
Номер блока
Тип реактора
Дата начала эксплуатации
Причина вывода
из эксплуатации
АЭС с реакторными установками типа ВВЭР
Армянская
1
ВВЭР-440
28.12.76
Остановлен в 25.02.89 г.
Сейсмическая
опасность
2
ВВЭР-440
31.12.79
Запущен в
эксплуатацию в
июле 1995 г.
Балаковская
1
ВВЭР-1000
20.12.85
 
2
ВВЭР-1000
27.10.87
3
ВВЭР-1000
31.12.88
4
ВВЭР-1000
20.12.94
Запорожская
1
ВВЭР-1000
26.12.84
 
2
ВВЭР-1000
31.10.85
3
ВВЭР-1000
31.12.86
4
ВВЭР-1000
31.12.87
5
ВВЭР-1000
14.08.89
6
ВВЭР-1000
31.12.95
Калининская
1
ВВЭР-1000
10.05.84
 
2
ВВЭР-1000
31.12.86
Кольская
1
ВВЭР-1000
15.08.73
 
2
ВВЭР-1000
21.12.74
3
ВВЭР-1000
24.03.81
4
ВВЭР-1000
11.10.84
Нововоронежская
1
ВВЭР- 210
30.12.64
Остановлен
06.08.84 г.
2
ВВЭР- 365
15.12.69
Остановлен
29.08.90 г.
3
ВВЭР- 440
24.12.71
 
4
ВВЭР- 440
24.08.72
5
ВВЭР-1000
30.05.80
Ровенская
1
ВВЭР- 440
22.12.80
 
2
ВВЭР- 440
22.12.81
3
ВВЭР-1000
31.12.86
Хмельницкая
1
ВВЭР-1000
31.12.87
 
Южно-Украинская
1
ВВЭР-1000
31.12.82
 
2
ВВЭР-1000
05.01.85
3
ВВЭР-1000
20.09.89
Волгодонская АЭС
1
ВВЭР-1000
30.03.2001
 
АЭС с канальными и другими реакторами
Белоярская
1
АМБ-100
26.04.64
Остановлен в
1981 г.
2
АМБ-200
31.12.67
Остановлен
31.12.90 г.
3
ОК -505
08.04.80
 
Билибинская
1
ЭГП-6
14.01.74
 
2
ЭГП-6
27.12.74
3
ЭГП-6
23.12.75
4
ЭГП-6
27.12.76
Игналинская
1
РБМК-1500
08.01.84
 
2
РБМК-1500
30.08.87
Курская
1
РБМК-1000
19.12.76
 
2
РБМК-1000
28.01.79
3
РБМК-1000
17.12.83
4
РБМК-1000
21.12.85
Ленинградская
1
РБМК-1000
07.01.74
 
2
РБМК-1000
18.10.75
3
РБМК-1000
28.12.79
4
РБМК-1000
10.02.81
Смоленская
1
РБМК-1000
25.12.82
 
2
РБМК-1000
31.05.85
3
РБМК-1000
31.12.89
Чернобыльская
1
РБМК-1000
26.09.77
Остановлен в
1997 г.
2
РБМК-1000
21.12.78
Остановлен в
1997 г.
3
РБМК-1000
03.12.81
Остановлен в
2000 г.
4
РБМК-1000
22.12.83
Авария 26.04.86

XV. Необходимо способствовать совместным действиям стран, владеющих ядерными технологиями, по разработке и промышленной реализации технологий по демонтажу и переработке снимаемых с эксплуатации ядерных энергетических установок и предприятий ядерного топливного цикла, признавая, что не все страны в состоянии осуществить создание такой промышленности в одиночку. С этой целью целесообразно организовать под эгидой МАГАТЭ разработку проектов комбинатов по демонтажу и промышленной переработке снимаемых с эксплуатации ядерных установок.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Организационно-технические задачи при транспортировке]
[ЯДЕРНАЯ ОПАСНОСТЬ]

info@yabloko.ru