[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Беседовала Наталья АГАМАЛЯН
В начале жизни 
школу помню я...
Газета «Московское Яблоко», №6, 1-15 сентября 1999 года 
В канун нового учебного года мы обратились к известным деятелям нашей культуры с просьбой рассказать, какой запомнили они свою школу и что знают и думают о школе нынешней.

Сергей ЮРСКИЙ 
народный артист России

- Я свою  школу очень любил.  Мои сверстники  чаще жалуются на школьную систему, рассказывают о конфликтах  с ней. А мне было интересно, и я  хорошо учился. У нас были хорошие учителя. Поэтому школу вспоминаю только с радостью.
Люблю 1 сентября, для меня это хороший день  до сих пор. Это начало года, начало сезона, начало репетиций (и в этом году тоже). В общем — новый творческий год. 
Про современную школу не могу сказать что-то определенное. Моя  дочь закончила школу более десяти лет назад — это мое последнее непосредственное соприкосновение со школой.  А про сегодняшнюю школу и ее проблемы знаю только как и все — как читатель и телезритель. И конечно, то что показывают: насилие, преступность, наркомания — это, конечно,  очень страшно, ад настоящий. Надо что-то с этим делать...  

Никита БОГОСЛОВСКИЙ 
Композитор, народный артист СССР

- Я учился в очень хорошей  питерской школе. Очень любил уроки немецкого и французского языков. Французский я знаю свободно —  в моей семье на французском  говорили все. А вот немецкий, который я и сегодня понимаю, был заучен со школьной скамьи... Так тогда преподавали... Учителя были первоклассные, дореволюционной закалки.  Я не любил точные науки. Трудно  было подчиняться и общей дисциплине, нарушал я ее нередко. Но к учителям мы тогда относились с большим уважением и пиететом. С трех лет меня обучали еще и музыке. Я был последним учеником А.К. Глазунова. 

С однокашниками мы поддерживали отношения до последнего — многие уже умерли... Кстати, я закончил школу со строительным уклоном, и в характеристике у меня было указано, что имею способности к геодезии.

Что касается современной школы, то я очень далек от нее, но  знаю точно — классика сейчас не в почете. Она вычеркнута из жизни молодежи, и это касается всех направлений искусства.  А отсутствие знания классики, непричастность к ней  непоправимо портит вкус. Сегодня читают мало, в основном детективы, сочиненные непонятно кем на потребу дня — это, конечно, не имеет ничего общего с литературой. Слушают «попсу»,  в которой нет намека ни на мелодию, ни на содержание. Что ждать от детей, которые круглые сутки видят это и слышат? 

Паола ВОЛКОВА 
Искусствовед, директор Фонда Андрея Тарковского

- Я могу сказать только о своем опыте, который не нужно обобщать и относить к поколению в целом. Я училась в элитной  школе для девочек  внутри Садового кольца.  У нас были очень сильные педагоги. Но  школа не была для меня средой общения, сферой моих настоящих  интересов.  У нас не было единого коллектива, не было ощущения общности. Очень давила  комсомольская организация. Я ходила на уроки и сдавала экзамены — вот чем была для меня школа.

А мой брат, который учился в то же время в соседней школе для мальчиков, имел настоящий «лицейский» опыт. Мы с удовольствием ходили к ним на вечера, были по-настоящему дружны с ними. Практически все его однокашники сейчас очень известные люди науки и искусства.
С проблемами школьного образования я сталкивалась потом еще дважды: когда учились мои дети и внучка. На мой взгляд, школа всегда имела ряд  принципиальных недостатков: архаична, формальна и рутинна. Она оторвана  от реальной жизни поколения. Она архаична по своей методике, по своей форме, по тому уровню, на котором ведется преподавание, по требованиям, предъявляемым к педагогам, по перечню тех предметов, которые преподают детям. Катастрофически  низок уровень гуманитарного образования. Детям, по-моему, необходимо преподавать  историю философии, искусства, психологию, политологию. Почему так много написано о Царскосельском лицее? Это хороший пример того, как уровень образования соответствовал обществу, социальному уровню поколения, злободневности.           

Я считаю очень важной роль личности педагога.   Это человек, который должен не столько давать  знание предмета, сколько  вызывать к предмету любопытство и живой интерес. То же относится к тому, как складываются отношения в школьном коллективе: опять все зависит от заряда, который идет от учителя. 

Общество очень сильно изменилось со времени моего детства: я училась в школе вместе с детьми Хрущева, Буденного, Молотова. Мы не чувствовали разницы ни в отношении учителей к ним, ни в каких-то материальных привилегиях. А сейчас очень большое расслоение общества: дети сильно ориентированы на материальную составляющую жизни. Ребенок  рано усваивает, что можно ничего не знать, можно не учиться, но успешно заниматься бизнесом. 

Вопрос образования молодежи — главный вопрос любого общества. Очень важно,  чем заполняется внутреннее пространство молодого человека!  И в этом — основная функция образования. 

Газета «Московское Яблоко», №6, 1-15 сентября 1999 года
Обсуждение статьи

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru