[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Законодательство по СРП] [Законодательство Норвегии по нефти и газу]
 Законодательство Норвегии по нефти и газу
 Постановление о системах управления, обеспечивающих выполнение законодательных требований в отношении безопасности, условий труда и защиты окружающей среды в нефтяной деятельности
Введено Королевским указом 27 июня 1997 г. во исполнение Закона от 29 ноября 1996 г. № 72, регулирующего нефтяную деятельность, Статьи 10 - 18, см. также Статью 10-1, Закона от 4 февраля 1977 г. № 4, регулирующего охрану труда и условия труда и пр., Статья 16А, см. также Статью 2, пункт 3, абзацы 1 - 4, и Закона от 13 марта 1981 г. № 6, регулирующего защиту от загрязнения и обращение с отходами, Статья 9, пункт 3
Москва, Эпицентр, 1999 год
ГЛАВА I
ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1
Цель

Цель настоящего постановления состоит в том, чтобы:

 а)Способствовать систематическому управлению собственной деятельностью с тем, чтобы добиваться максимальной безопасности для персонала, для окружающей среды и для экономических ценностей, которые представляют собой суда и установки; максимальной защиты окружающей среды от загрязнения и неправильного обращения с отходами, а также совершенно удовлетворительных условий труда в соответствии с требованиями и целями, содержащимися в законодательстве, как это указано в Статье 2 настоящего постановления.
 b)Постоянно способствовать улучшениям в нефтяной деятельности. Обеспечивать надежную и скоординированную систему контроля в нефтяной деятельности.
Статья 2
Сфера действия

Настоящее постановление применяется к разработке и последующему развитию систем управления, обеспечивающих выполнение требований в нефтяной деятельности в областях, подпадающих под действие:

 а)  Закона от 29 ноября 1996 г. № 72, регулирующего нефтяную деятельность, Статьи 1-4, в отношении безопасности, но не добычи и транспортировки нефти, добываемой из подводных месторождений, на сушу, и не морского дна, подпадающего под действие прав частной собственности.
 b)  Закона от 4 февраля 1997 г. № 4, регулирующего охрану труда и условия труда, Статья 2, пункт 3, абзацы 1 - 4, см. также постановление от 27 ноября 1992 г. № 870, регулирующее охрану труда и условия труда и пр. в нефтяной деятельности, Статья 1.
 с)  Закона от 13 марта 1981 г. № 6, регулирующего защиту от загрязнения и обращение с отходами, Статья 4.
Статья 3
Определения

Система управления: Организация, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для обеспечения выполнения требований, установленных законодательством, упомянутым в Статье 2, или принятых в соответствии с ним.

Статья 4
Вступление в силу

1.  Настоящее постановление вступает в силу 1 июля 1997 г.
2.  С той же самой даты теряет силу постановление, регулирующее внутренний контроль обладателем лицензии в нефтяной деятельности и пр., Королевский указ от 28 июня 1985 г. № 1216.
3.  Отдельные административные решения, принятые в соответствии с настоящей статьей, пункт 2, остаются в силе до их отмены или изменения Норвежским директоратом нефти.

ГЛАВА II
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 5
Ответственность в соответствии с настоящим постановлением

Ответственный орган или лицо, как это следует из законодательства, указанного в Статье 2, должен разработать, поддерживать в рабочем состоянии и развивать систему управления в соответствии с положениями, установленными в этом законодательстве или в соответствии с ним, и должен обеспечить, чтобы все это осуществлялось в сотрудничестве с работниками и их представителями.
Работники должны принимать участие во внедрении систем управления и поддержании их в рабочем состоянии.

Статья 6
Контролирующие органы

Норвежский директорат нефти, Государственный орган по контролю за загрязнением и Норвежский совет по здравоохранению или любой, уполномоченный Норвежским советом по здравоохранению, осуществляют контрольные функции в нефтяной деятельности в соответствии с принципами, изложенными в Королевском указе от 28 июня 1985 г. № 3388 о системах контроля безопасности и пр. в нефтяной деятельности.

Норвежский директорат нефти в сотрудничестве с Норвежским советом по здравоохранению и Государственным органом по контролю за загрязнением в их соответствующих областях ответственности контролирует системы управления, внедренные согласно настоящему постановлению, и принимает решения, необходимые для выполнения положений, установленных настоящим постановлением или принятых в соответствии с ним.

Страховые делегаты и выборные представители работников должны оповещаться о принятых административных решениях.

Статья 7
Изъятия

Норвежский директорат нефти может делать изъятия из настоящего постановления, если это по каким-либо причинам необходимо или целесообразно.
Подобные изъятия должны оформляться в письменном виде.

ГЛАВА III
Положения, регулирующие систему управления

Статья 8
Система управления

1.  Ответственное лицо согласно законодательным актам, указанным в Статье 2 настоящего постановления, устанавливает специальные требования к внедренным системам управления.

2.  В систему управления, среди прочего, должны быть включены следующие элементы:

 а) Описание целей, применимых к нефтяной деятельности в таких областях, как безопасность, условия труда, защита окружающей среды от загрязнения и обращение с отходами.
 b) Обзор соответствующих норм и постановлений и описание того, как предприятие модернизируется в связи с введением новых или измененных законов и постановлений.
 с) Спецификации требований, которые дополняют законодательные требования в таких областях, как безопасность, условия труда, защита окружающей среды от загрязнения и обращение с отходами в нефтяной деятельности, и составляют также основу для планирования, разработки и поддержания в нормальном состоянии нефтяной деятельности.
 d) Организация предприятия и те виды деятельности, которые необходимо ввести в нефтяную деятельность, включая описание, которое разъясняет  распределение ответственности, полномочий и обязанностей.
 е) Штатное расписание и круг обязанностей работников.
 f) Описание документации и информационных систем, а  также требование к ним.
 g) Процедуры, инструкции и другие методические материалы, описывающие планирование и внедрение различных видов деятельности, необходимых для достижения целей, поставленных перед предприятием.
 h) Процедуры или инструкции, описывающие, что делать в случае отклонений от законодательных требований, а также отклонений от собственных требований.
 i) Планы функционирования и дальнейшей модернизаций системы управления.
3.  Система управления должна служить инструментом управления в различных видах и фазах, составляющих нефтяную деятельность, а также между ними и должна быть приспособлена к обстоятельствам, оказывающим влияние на безопасность, условия труда, защиту окружающей среды от загрязнения и обращение с отходами.

4.  Система управления обладателя лицензии должна содержать исчерпывающее описание требований к системам управления, внедренным другими участниками нефтяной деятельности.

Статья 9
Проверка системы управления

Для обеспечения того, чтобы система управления функционировала в заданном режиме, а также развивалась и улучшалась, система должна проверяться самым внимательным, планируемым и систематическим образом.

Лицо, ответственное за систему управления, которая внедрена в соответствии с настоящим постановлением, Статья 5, должно подготовить план проверки системы управления и выделить достаточные ресурсы.

Обладатель лицензии должен оценить системы управления, внедренные другими участниками нефтяной деятельности в соответствии с настоящим постановлением или другими норвежскими законодательными актами, и принять участие в проверке этих систем. Обладатель лицензии должен обеспечить, чтобы возможные недостатки в системах управления других участников нефтяной деятельности были устранены и чтобы были сделаны необходимые исправления.

Статья 10
Документация системы управления

Лицо, ответственное за систему управления, которая внедрена в соответствии с настоящим постановлением, Статья 5, должно обеспечить составление необходимой документации для системы управления. В соответствии с настоящим постановлением или другими норвежскими законодательными актами документация должна иметь ссылки на другие имеющие отношения к делу документы или системы управления.

КОММЕНТАРИИ 
К Постановлению о системах управления, обеспечивающих выполнение законодательных требований в отношении безопасности, условий труда и защиты окружающей среды в нефтяной деятельности

К Статье 1
Цель

Настоящее постановление устанавливает требования к систематической оценке отдельного предприятия и к разработке мер в результате такой оценки. Тем самым настоящее постановление представляет собой осмысленную попытку самого предприятия обеспечить безопасность, нормальные условия труда, защиту окружающей среды от загрязнения и правильное обращение с отходами, а также постоянную оценку и модернизацию системы управления на основе опыта ее использования. Это должно делаться  в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательными актами, указанными в настоящем постановлении, Статья 2, или в силу их. Вопросы безопасности включают в себя и проблемы здоровья людей.

Настоящее постановление, следовательно, помогает обеспечить постоянные улучшения на предприятии.

Термин “предприятие” в настоящем постановлении понимается как деловое начинание, компания и пр. в противоположность нефтяной деятельности или деятельности, осуществляемой как часть нефтяной деятельности.
Термин “предприятие” - хорошо устоявшийся термин, среди прочего, и в Законе об условиях труда.

К Статье 2
Сфера действия

Закон о нефти, Закон об условиях труда и Закон о контроле за загрязнением различаются по сферам применения. Дается ссылка на соответствующие законы и их юридическую историю в отношении того, как следует понимать их сферы применения.

Настоящее постановление через Закон о нефти применимо к соответствующим областям полномочий как Министерства местного самоуправления и труда, так и Министерства социальных проблем. Настоящее постановление также применимо к защите от загрязнения и к обращению с отходами в сфере полномочий Министерства окружающей среды.

Настоящее постановление пересекается с соответствующими постановлениями, регулирующими аналогичную деятельность на суше, с постановлением от 6 декабря 1996 г., регулирующим систематическую оздоровительную работу, работу в сфере безопасности и защиты окружающей среды на предприятиях и с постановлениями в рамках морского законодательства, с постановлением от 28 июня 1985 г. об обязанности владельца проводить внутренний контроль.

Взаимоотношения с системами управления, разработанными в соответствии, среди прочего, с вышеупомянутыми постановлениями, рассматриваются в Статье 9 настоящего постановления.

К Статье 3
Определения

Нет комментариев.

К Статье 4
Введение в действие

Настоящее постановление заменяет существующее постановление о внутреннем контроле, Королевский указ от 28 июня 1985 г.

К Статье 5
Ответственность в соответствии с настоящим постановлением

Обязанность разработать и поддерживать в нормальном состоянии систему управления лежит на том, кто отвечает за предприятие. Кто отвечает - зависит от различных законов, составляющих юридическую основу для настоящего постановления. Даже если система управления реализуется на всех уровнях предприятия, основная ответственность за организацию работы лежит на высшем уровне предприятия. Настоящая статья подчеркивает, что внедрение и эксплуатация систем управления должны осуществляться в сотрудничестве с работниками, комитетами по условиям труда, страховыми делегатами и/или выборными представителями работников там, где они существуют.

Первый абзац является новым, поскольку настоящее постановление адресовано не только обладателю лицензии, но также и другим участникам нефтяной деятельности. Это следует из Закона, Статья 10-6, который обязывает любого соблюдать положения Закона, принимая необходимые систематические меры. Под другими участниками понимаются те, кто участвует в нефтяной деятельности, не будучи обладателями лицензии. Это могут быть владельцы или пользователи установок или оборудования, а также те, кто оказывает услуги в связи с осуществлением нефтяной деятельности. Это положение, следовательно, касается обладателей лицензии, операторов, подрядчиков, других владельцев, арендодателей или пользователей установок, оборудования и т. п., других работодателей, а также загрязнителей согласно Закону о защите от загрязнения, см. комментарии к Закону о нефти, Статья 10-6, в Предложении Одельстингу (Ot prp) № 43 (1995 - 96).
Обладателю лицензии и оператору определения  даны в Законе о нефти, Статья 1-6.
Обладатель лицензии в соответствии с Законом о нефти, Статья 10-6, второй абзац, и постановлением об условиях труда, Статья 7, второй абзац, несет особую ответственность за то, чтобы любой, работающий на него персонально, через работодателей, через подрядчиков или субподрядчиков, соблюдал нормы соответствующих законов или нормы, принятые в соответствии с этими законами.
Обладатель лицензии должен с помощью своей системы управления обратить особое внимание на эту обязанность, обеспечивая, чтобы все сотрудники были достаточно компетентны и квалифицированы для осуществления нефтяной деятельности до, во время и после заключения контракта, и в то же время он должен обеспечить надежный контроль за сотрудниками во время выполнения ими работы.

Отдельный работник не подпадает под действие обязательства внедрять и эксплуатировать систему управления, он связан только долгом участия в ней.

Обязанность участвовать во внедрении и эксплуатации системы управления следует также из общих отношений работник/работодатель и составляет в этом отношении часть рабочих обязанностей. Что касается страховых делегатов и членов комитетов по условиям труда, их участие в разработке и эксплуатации систем управления специально оговаривается в Законе об условиях труда, Статьи 24 и 26. Кроме того, работники и их выборные представители в соответствии с Законом об условиях труда, Статьи 12 и 13, имеют право участвовать в системах управления и планирования. Такое участие необходимо для того, чтобы система управления могла эффективно контролировать вопросы безопасности условий труда, защиты окружающей среды от загрязнения и обращения с отходами. Более того, такое участие создает более высокую степень уверенности в том, что меры уважаются, процедуры выполняются, а это является основной предпосылкой для постоянного улучшения положения на предприятии, см. комментарии к постановлению о систематической оздоровительной работе, работе по охране окружающей среды и обеспечению безопасности на предприятиях (постановление о внутреннем контроле), Статья 4.

Ответственный за предприятие обязан обеспечить такое участие.

К Статье 6
Контролирующие органы

Настоящее постановление имеет дело с системами управления, которые внедряются для обеспечения и документирования соблюдения требований, содержащихся в законах, указанных в настоящем постановлении, Статья 2.

Королевский указ от 28 июня 1985 г., регулирующий контрольную деятельность по отношению к безопасности и пр. в нефтяной деятельности, еще глубже развивает принцип координации контроля, выполняемого властными органами в соответствии с нормами и постановлениями, указанными в настоящем постановлении, Статья 2, в которых Норвежский совет здравоохранения и Государственный орган по контролю за загрязнением осуществляют контрольную деятельность на основе своих сфер ответственности и норм и постановлений каждого органа. Соответствующий контрольный орган определяет объем и содержание контроля и принимает необходимые административные решения. Норвежский директорат нефти был наделен координирующей ролью в отношении внедрения контрольной деятельности и формального отправления административных решений.

Контроль за системой управления, организованной для соблюдения требований настоящего постановления, осуществляется Норвежским директоратом нефти в сотрудничестве с Норвежским советом здравоохранения и государственным органом по контролю за загрязнением.

Соответственно Норвежский директорат нефти в сотрудничестве с другими контролирующими органами принимает необходимые административные решения. Это делается для обеспечения того, чтобы один орган формально был связан с системами управления компаний.

К Статье 7
Исключения

Под исключением понимается такое положение, когда контролирующие органы могут на определенных условиях облегчить требования, предъявляемые в рамках настоящего постановления, или, если это применимо, принять другие эквивалентные решения.

Контролирующие органы не могут в смысле настоящей статьи сделать изъятия из системной обязанности, которая следует из законодательных актов, указанных в Статье 2 настоящего постановления.
Рассмотрение заявлений на исключения должно проводиться в соответствии с теми же самыми процедурами координации между властными органами, как это следует из Статьи 6 настоящего постановления и комментариев к ней.

К Статье 8
Система управления

Настоящая статья содержит требования к основным элементам, которые должна включать в себя система управления:

К подпункту а)

Цели должны выражать устремления отдельного предприятия в отношении безопасности, условий труда, защиты окружающей среды от загрязнения и обращения с отходами. Цели, по возможности, должны время от времени пересматриваться.

К подпунктам b) и с)

В целом ряде областей отдельное предприятие формулирует свои собственные требования, исходя из того, как следует выполнять законодательные требования. При функциональном подходе к нормам и постановлениям требования предприятия занимают практически центральное положение, и для того чтобы систематически вести нефтяную деятельность, необходимо пересматривать собственные требования предприятия.

Система управления в соответствии с настоящей статьей должна также содержать описание того, как предприятие модернизируется под воздействием новых законодательных актов и как ответственное лицо решает, являются ли юридические нововведения существенными для предприятия.

К подпункту d)

Под организацией предприятия понимается организация каждого индивидуального бизнеса. Под организацией деятельности в этом контексте понимаются, среди прочего, производственная деятельность или рабочие процессы, направленные на производство специфических товаров или услуг.

Все функции в рамках предприятия, включая операционные функции, технические функции и различные вспомогательные функции, должны способствовать реализации целей системы управления.

Ответственность, властные полномочия,  разделение обязанностей и коммуникационных линий - все это должно быть ясно определено и понятно. Также должно быть прояснено, как подсобные функции, имеющие отношение к системе управления, должны быть представлены в общей организационной структуре. Должны быть разработаны, изданы и, при необходимости, пересмотрены рабочие процедуры для координации различных видов деятельности. Эти процедуры должны иметь статус ссылочной документации.

К подпункту е)

Согласно настоящему постановлению для обеспечения выполнения законодательных требований должны быть предусмотрены достаточные и необходимые ресурсы, и, как следствие, лицо, отвечающее за предприятие, должно определить необходимую степень компетентности работников, потребность в практике и обучении.

Заинтересованный персонал должен пройти обучение  работе с системой управления, а также получить информацию о результатах обследований, аудита системы и пр., оказывающих влияние на персонал.

Кроме того, Закон об условиях труда, Статья 12, пункт 3, устанавливает, что работники и их выборные представители  должны пройти обучение, позволяющее им работать с такими системами, и должны принимать участие в их разработке.

К подпункту f)

Нет комментариев.

К подпункту g)

Процедуры должны обеспечить, чтобы различные виды деятельности, включая рабочие процессы, выполнялись в соответствии со специальными требованиями и тем самым предотвращали отклонения. В то же самое время процедуры и рабочие процессы должны обеспечить необходимую координацию различных видов деятельности, входящих в систему управления. Процедуры должны быть простыми, легко и однозначно понимаемыми и должны указывать методы, которые необходимо использовать, и требования, которые необходимо выполнять.

К подпункту h)

Нет комментариев.

Кроме того, существует значительное число международных стандартов, которые регулируют создание систем управления. Они могут быть использованы при создании и проверке систем управления в соответствии с настоящим постановлением.

К Статье 9
Проверка системы управления

Настоящая статья содержит требования к проверке системы управления. Ответственные должны разработать и принять план проверки и активно участвовать в самой проверке.

План проверки должен первоначально включать оценку риска и других аспектов, важных для осуществления индивидуальной деятельности.

Такая проверка может, например, заключаться в проведении аудитов системы, т. е. систематических и независимых исследований, призванных проверить, как  административные меры и связанные с ними результаты согласуются с планами. Подобные исследования, кроме того, приведут к оценке необходимости принятия административных мер, они очень удобны для достижения целей, соблюдения законодательных требований.

Другими формами проверки могут служить выверка, инспекция, самооценка и различные типы отчетов типа управленческих и текущих отчетов, а также отчетов в связи с определенным видом деятельности, включая рабочие процессы.

Под выверкой в этой связи понимается систематическое и независимое исследование того, как система управления, ее отдельные элементы и связанные с ними результаты согласуются с планами и, в конечном итоге, с законодательными требованиями.

В дополнение к планируемым проверкам могут потребоваться особые проверки, которые могут вызываться организационными изменениями, обратной связью с властными и иными органами, отчетами об отклонениях от заданных процедур и результатами ранее проведенных аудитов.

Все элементы системы должны подвергаться внутренней проверке и оценке. В этой связи особое внимание должно быть обращено на то, насколько данный вид деятельности нуждается в первостепенной проверке, см., например, вышеупомянутую оценку риска. Проверка системы управления должна планироваться и осуществляться в соответствии с настоящим постановлением и призвана определить, осуществляется ли деятельность в соответствии с законодательными и своими внутренними требованиями, а также убедиться, что система управления хорошо разработана и эффективно функционирует.
Лица, осуществляющие внутреннюю проверку, должны обладать соответствующей компетенцией и в зависимости от типа проверки должны быть независимыми по отношению к организации или линии субординации в том, что касается специальной проверяемой области. Предыдущее требование о том, что подобной проверкой должно заниматься специальное подразделение, в настоящее постановление не включено. Вместо него было включено требование о том, чтобы для этой работы выделялось достаточно ресурсов.

Ответственный за предприятие, кроме того, должен обеспечить независимый анализ всей системы управления через регулярные промежутки времени. Подобный анализ может быть или ограничен системой управления предприятия на высшем уровне, и/или включать отдельные элементы управления, связанные, например, со специальными видами деятельности. Ответственный за предприятие должен через регулярные промежутки времени подвергать анализу политику и цели управления предприятием, а, к примеру, элементы системы управления могут анализироваться лицом, которое является ответственным за систему управления.

Должны быть проанализированы системы управления других участников нефтяной деятельности с тем, чтобы убедиться, что они отвечают законодательным требованиям, см. последний абзац настоящей статьи. Такой анализ может проводиться как самим обладателем лицензии, так и третьей стороной. В случаях третьей стороны должны быть согласованы используемые методы анализа.
Результаты проверки систем управления должны быть документированы и, при необходимости, следует предпринять меры для улучшения системы, чтобы достичь максимально возможного уровня безопасности, условий труда, защиты окружающей среды от загрязнения и обращения с отходами.

В последнем абзаце настоящей статьи рассматривается взаимоотношение между системой управления обладателя лицензии и системами управления других участников, включая системы управления, разработанные в соответствии с другими законодательными актами. При рассмотрении общей перспективы обладатель лицензии должен в соответствии с настоящей статьей анализировать другие системы до, во время и после заключения соглашения, а также во время осуществления деятельности. Другими норвежскими законодательными актами могут быть постановление от 6 декабря 1996 г., регулирующее систематическую оздоровительную работу, работу по обеспечению нормальных условий труда и охране труда на предприятиях, и постановления в рамках морского законодательства, см. Постановление от 28 июня 1985 г. об обязанности владельца проводить внутренний контроль.

Обладатель лицензии должен в максимально возможной степени  основывать свою собственную систему управления на системе управления других участников. Однако, в соответствии с настоящим положением обладатель лицензии должен оценить пригодность этих систем управления в свете тех видов деятельности, которые предстоит осуществлять, и должен решить, нужно ли вносить исправления.

К Статье 10
Документация системы управления

Все элементы системы управления, которую выбрало отдельное предприятие, и все требования к такой системе должны систематически и тщательно документироваться. Ответственный за предприятие должен обеспечить подготовку и выполнение планов в отношении каждого продукта и каждого вида деятельности,  включая процессы.

Содержание документов должно быть адаптировано к природе предприятия и осуществляемой деятельности.

Москва, Эпицентр, 1999 год
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Законодательство по СРП] [Законодательство Норвегии по нефти и газу]

info@yabloko.ru