[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Законодательство по СРП] [Законодательство Норвегии по нефти и газу]
 Законодательство Норвегии по нефти и газу
 Постановление о делегатах по охране труда 
и комитетах по условиям труда
Введено Королевским указом от 29 апреля 1977 г. в соответствии со Статьей 3, пункт 2, Статьями 23 - 26 и Статьей 29, пункт 2, Закона от 2 февраля 1977 г., 
регулирующего охрану труда и условия труда и пр. 
В последний раз изменения внесены Королевским указом от 30 июня 1995 г.
Москва, Эпицентр, 1999 год
Статья 1
Сфера действия

Настоящее постановление применяется к районам, указанным в Главе VII, Статьи 23 - 26 и Статья 29, пункт 2, Закона об условиях труда и к районам, указанным в Статье 1 постановления, регулирующего охрану труда и условия труда в нефтяной деятельности, за исключением Статьи 1, второй абзац, постановления, регулирующего  охрану труда и условия труда в нефтяной деятельности.

Статья 2
Выбор делегатов по охране труда

1.  Делегаты по охране труда должны выбираться из числа работников предприятия, которые известны своей профессиональностью и обладают опытом и знаниями в области условий труда.

Делегаты по охране труда должны избираться из числа работников предприятия работниками предприятия в каждом районе охраны труда. За исключением главного исполнительного лица предприятия все работники имеют право голоса. Группы работников, которые работают в более чем одном районе охраны труда, могут избирать своего собственного делегата по охране труда для районов, не подпадающих под сферу полномочий других делегатов по охране труда.

2.  Рабочие места разделяются на зоны охраны труда комитетом по условиям труда. На предприятиях, не имеющих комитетов по условиям труда, это осуществляется местным профсоюзом (“профсоюзом компании”) после того, как работодатель выскажет свое мнение. Предприятия, имеющие более одного местного профсоюза, должны разделяться на зоны охраны труда совместно этими профсоюзами после того, как работодатель выскажет свое мнение. Разделение осуществляется работодателем. Если профсоюзы не смогут прийти к согласию, предприятия, не имеющие местных профсоюзов, должны делиться на соответствующие зоны представителями работников после того, как работодатель выскажет свое мнение.

3.  В зонах охраны труда, где большинство работников объединены в один местный профсоюз, делегат по охране труда может быть назначен этим профсоюзом. 
В зонах охраны труда, где большинство работников представлены несколькими профсоюзами, но где ни один из них не представляет в отдельности большинство, делегат по охране труда может быть назначен этими профсоюзами совместно.

4.  Во всех иных случаях делегаты по охране труда должны избираться голосованием работников. Выборы должны проводиться избирательным комитетом на всем предприятии. Избирательный комитет назначается комитетом по условиям труда. На предприятиях, не имеющих комитета по условиям труда, избирательный комитет должен назначаться местным профсоюзом. Если на предприятии действуют два или более местных профсоюза, избирательный комитет должен назначаться этими профсоюзами совместно. Если эти профсоюзы не приходят к согласию, избирательный комитет назначается работодателем. На предприятиях, не имеющих местного профсоюза, избирательный комитет назначается работодателем.

Любой работник в данной зоне охраны труда и любой местный профсоюз, представляющий работников в данной зоне охраны труда, имеют право выдвигать кандидатов. Имена кандидатов вместе с именами тех, кто их выдвигает, должны быть обнародованы избирательным комитетом до выборов. Если голоса разделились поровну, дело решается жребием. Другие нормы выборов устанавливаются избирательным комитетом, если они уже не установлены комитетом по условиям труда предприятия.

Вместе с делегатами по охране труда могут выбираться их заместители. В этом случае соответствующие нормы, применимые к делегатам по охране труда, будут применяться и к их заместителям.

5.  Если работники отказываются выбирать делегата по охране труда, он должен быть назначен работодателем. Этот делегат по охране труда будет работать до выборов делегата по охране труда работниками в соответствии с вышеприведенными нормами, но не более двух лет в течение одного срока.

6.  Положения второго и последующих предложений пункта 2 настоящей Статьи и пятого и последующих предложений пункта 4 должны применяться к предприятиям, на которых требуется организация комитетов по условиям труда, но которые еще не сделали этого, до избрания таких комитетов.

 Статья 3
Срок работы делегатов по охране труда

Делегаты по охране труда избираются на два года. Делегат по охране труда, который уходит с предприятия или переходит на постоянную работу в другую зону охраны труда, должен оставить свой пост. В этом случае на место выбывшего тут же избирается другой делегат, если у выбывшего не было заместителя. Если заместитель есть, то он становится делегатом по охране труда на весь оставшийся срок.

Имена избранных делегатов по охране труда письменно сообщаются руководству предприятия. Нельзя считать работника делегатом по охране труда, пока не сделано такое письменное сообщение руководству предприятия. Пока об избрании нового делегата по охране труда не сообщено руководству, ранее избранное лицо считается делегатом по охране труда.

Статья 4
Обязанности делегатов по охране труда

Делегаты по охране труда стремятся осуществить цели Закона об условиях труда и в иных случаях выполняют свои обязанности в соответствии со Статьей 26 Закона об условиях труда.

Делегаты по охране труда имеют право тратить необходимое время для должного исполнения своих обязанностей. 
На предприятиях, не имеющих комитета по условиям труда, делегат по охране труда должен также:

 1)  составлять и представлять мнения о проблемах, указанных в Статье 24, пункт 2, Закона об условиях труда,
 2)  изучать отчеты, касающиеся профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, профессиональной гигиены и пр., как указано в Статье 24, пункт 3, Закона об условиях труда. Делегат по охране труда должен участвовать в поисках установления причины любого несчастного случая на производстве или любого производственного заболевания и должен добиться того, чтобы работодатель осуществил меры, исключающие повторения подобного.
В таких случаях делегат по охране труда имеет тот же самый доступ в Инспекцию по труду и к документам о полицейских расследованиях, что и комитет по условиям труда.

Статья 5
Старшие делегаты по охране труда

1.Старший делегат по охране труда может быть либо одним из делегатов по охране труда, либо иным работником, который занимал или занимает выборную должность на предприятии, см. Статью 25, пункт 3, Закона об условиях труда.

2.На предприятиях, где местный профсоюз представляет большинство работников, старший делегат по охране труда назначается профсоюзом.
На предприятиях, где два или более местных профсоюзов совместно представляют большинство работников, но где ни один из профсоюзов отдельно не представляет большинство, старший делегат по охране труда назначается профсоюзами совместно. Норма, изложенная в пункте 3, применяется в том случае, если они не сумеют достичь согласия.

3.В случаях, когда не выполняется условие пункта 2, старший делегат по охране труда должен избираться  делегатами по охране труда. Если голоса разделились поровну, дело решается жребием.

4.Вместе со старшими делегатами по охране труда должны выбираться их заместители. В этом случае соответствующие нормы, применимые к старшим делегатам по охране труда, будут применяться и к их заместителям.

5.Старший делегат по охране труда отвечает за координацию работы делегатов по охране труда. Вопросы, касающиеся двух или более районов охраны труда, должны решаться старшим делегатом по охране труда. Любой вопрос о том, какой из делегатов должен решать конкретную проблему, решается старшим делегатом по охране труда.

Во всех иных случаях соответствующие нормы, установленные для делегатов по охране труда, применяются к старшим делегатам по охране труда.

Статья 6
Избрание комитетов по условиям труда

1.На предприятиях, регулярно использующих более 50 работников, должны быть комитеты по условиям труда, состоящие из равного числа людей, представляющих работников и работодателя, см. Статью 23 Закона об условиях труда.

Решение о том, следует ли назначать комитет по условиям труда, должно основываться на среднем числе работников, занятых на предприятии в течение последнего календарного года. Определение числа работников должно учитывать тот факт, что работающим считается каждый, проработавший по крайней мере 20 часов в неделю.

2.Работодатель назначает своих представителей в комитет. Работодатель, лицо, управляющее предприятием от имени работодателя, или же, в случае больших предприятий, лицо из верхнего эшелона руководства обязательно входит в комитет по условиям труда.

3.Старший делегат по охране труда является одним из представителей работников в комитете и имеет право голоса. Если имеется два или более старших делегатов по охране труда, они выбирают общего представителя. Если на предприятии имеется только один делегат по охране труда, он/она является членом комитета. Работники выбирают других представителей большинством голосов. Могут быть избраны только работники предприятия.

За исключением лица, которое управляет предприятием от имени работодателя, все работники имеют право голоса.

4.Голосование должно быть в письменном виде и тайным. Выборы должны проводиться комитетом, как это предписано Статьей 1, пункт 4.
Кандидатов могут выдвигать все работники и местные профсоюзы. Имена кандидатов вместе с именами тех, кто их выдвигает, должны быть обнародованы избирательным комитетом до выборов.

Избирательные бюллетени готовятся избирательным комитетом. Голоса могут быть поданы за предполагаемое число представителей работников и их заместителей (см. Статью 5, пункт 7). Голосовать можно только за выдвинутых кандидатов.

Получившие наибольшее число голосов избираются в порядке убывания числа поданных за них голосов. В случае равного числа поданных голосов дело решается жребием.

5.На предприятиях, имеющих несколько местных профсоюзов, два или более профсоюзов, которые вместе представляют большинство работников, могут согласиться о пропорциональном представительстве или о том, чтобы  представители работников назначались в комитете по условиям труда профсоюзом. Если профсоюзы не смогут прийти к единому мнению, выборы должны проходить по простому большинству голосов.

Отступления от этого положения должны быть одобрены Инспекцией по труду.

6.Персонал, связанный с охраной труда, и медицинский персонал, см. Статью 30 Закона об условиях труда, не может быть избран в качестве представителей работодателя или работников. Сотрудник, отвечающий за охрану труда, и сотрудник, отвечающий за производственную медицину, являются постоянными членами комитета. Комитет далее решает, включать ли в его члены рядовой персонал, связанный с охраной труда, и медицинский персонал (к примеру, инспекторов, физиотерапевтов, младший медицинский персонал компании). На предприятиях, не имеющих сотрудников, отвечающих за охрану труда, и сотрудников, отвечающих за производственную медицину, рядовой персонал, связанный с охраной труда, и медицинский персонал могут быть постоянными членами комитета, если они имеются в компании.

7.Вместе с членами комитета по условиям труда избираются их персональные заместители. Член высшего руководства предприятия должен быть назначен заместителем работодателя. Заместители представителей работников должны избираться/назначаться в соответствии со Статьей 5, пункты 4 и 5. При проведении выборов представители работников и их заместители должны выбираться вместе. Члены и их заместители избираются в порядке поданных за них голосов.
Заместитель, получивший наибольшее число голосов, будет личным заместителем члена комитета с наибольшим числом поданных за него голосов и т. д.

8.Если стороны не могут прийти к согласию о том, кто в первый год будет председателем - представитель работодателя или работников, дело решается жребием.

9.Если рассматриваемое комитетом по условиям труда дело касается группы работников, не представленных в комитете, представители этой группы должны быть приглашены на рассмотрение. Эти представители будут иметь право высказывать свое мнение и выдвигать предложения, но не голосовать. Эта норма применима также к группам, указанным в Статье 3, пункт 2, Закона об условиях труда (см. также Статью 13).

Статья 7
Отношения с несколькими комитетами на одном предприятии

1.  На предприятиях, имеющих несколько производственных подразделений, комитет по условиям труда может принять решение о том, чтобы в каждом подразделении был избран свой местный комитет по условиям труда. Комитет по условиям труда всего предприятия должен установить обязанности и круг полномочий местного комитета по условиям труда. В иных случаях применяются нормы, установленные в настоящем постановлении о комитетах по условиям труда.

2.  Комитеты по условиям труда могут назначать подкомитеты для решения специальных проблем (например, комитет по реабилитации, комитет по эргономике и пр.). Подкомитеты обладают совещательными полномочиями по отношению к комитету по условиям труда. Тем не менее комитет по условиям труда может наделить отдельный подкомитет полномочиями принятия решений. 

Статья 8
Срок полномочий

Члены комитетов по условиям труда должны избираться на двухлетний срок. Любой член комитета, увольняющийся с предприятия, должен оставить свой выборный пост. В этом случае на оставшийся срок членом комитета становится его заместитель. 

Статья 9
Обязанности комитетов по условиям труда

Комитет по условиям труда является полномочным и совещательным органом по применению законодательства об условиях труда на предприятии.

Кроме обязанностей, специально установленных в Статье 24 Закона об условиях труда, комитет по условиям труда должен исполнять следующие обязанности:

-  комитет должен участвовать в подготовке программы работ по охране труда и безопасности окружающей среды на предприятии, 
-  комитет или представители комитета должны проверять предприятие для выявления и оценки необходимых мер по обеспечению охраны труда и безопасности окружающей среды, Делегаты по охране труда и мастера отдельных участков предприятия должны принимать участие в проверках участков, которые они представляют как делегаты по охране труда или мастера,
-  комитет должен консультировать по вопросам приоритетности планов предприятия, относящихся к условиям труда, и может сам предлагать новые меры,
- комитет должен издать руководство для введения вновь нанятых работников в проблематику охраны труда и безопасности окружающей среды на предприятии и должен обеспечить, чтобы работодатель организовал обучение новых работников в кратчайшие сроки,
-  комитет должен содействовать тому, чтобы работники предприятия имели представление о проблемах, связанных с условиями труда, и должен искать их содействия в работе по обеспечению охраны труда и безопасности окружающей среды, 
В случаях, упомянутых в Статье 24, пункт 3, Закона об условиях труда, комитет в нормальном случае должен иметь доступ к документам Инспекции по труду и полиции. Инспекция по труду и полиция устанавливают степень, в которой эти документы могут быть доступны. Вся информация, полученная комитетом от Инспекции по труду или от полиции, должна быть использована исключительно в той степени, в какой это необходимо для определения причины производственного несчастного случая.

В случае сомнения относительно того, следует ли плановые изменения помещений, промышленных процессов, оборудования и пр. рассматривать в качестве изменений, о которых следует докладывать в Инспекцию по труду в соответствии со Статьей 19, второй абзац, Закона об условиях труда, необходимо запросить мнение комитета по условиям труда. 

Статья 10
Процедуры работы комитета по условиям труда

Комитет по условиям труда сам устанавливает периодичность своих заседаний. В нормальном случае в год проводится четыре заседания. Заседания комитета по условиям труда должно проводиться всякий раз, когда этого требуют по крайней мере две трети его членов.

Вопросы рассматриваются комитетом по собственному усмотрению или по запросу делегата по охране труда. С проблемами условий труда в комитет может обратиться любой из работников.

Комитет сначала обсуждает рассматриваемую проблему с целью достичь общего согласия. Если члены комитета к согласию прийти не могут, вопрос ставится на голосование.

Заседания комитета по условиям труда должны протоколироваться. При проведении голосования протоколируются точки зрения как большинства, так и меньшинства. 

Статья 11
Обязанность соблюдать конфиденциальность

Делегаты по охране труда и члены комитета по условиям труда обязаны сделать все возможное, чтобы третьи стороны не имели доступа или не получили сведений, полученных первыми в результате исполнения своего долга и касающихся:

 1) личных обстоятельств любого лица или
 2) технических средств, производственных методов, промышленных анализов, вычислений и иных производственных секретов, когда природа сведений такова, что они могут быть использованы другими в их производственной деятельности.
Обязанность соблюдать конфиденциальность не применяется, если делегаты по охране труда и члены комитета по условиям труда получили согласие заинтересованного предприятия или лиц на обнародование соответствующих сведений или когда это необходимо для оповещения заинтересованных работников или членов органов на предприятии о несчастных случаях или угрозе здоровью на этом предприятии.

Комитет по условиям труда может принять решение о соблюдении режима секретности. В этом случае применяются соответствующие исключения из обязанности соблюдать конфиденциальность, указанные во втором абзаце.
В случае, если делегат по охране труда или член комитета по условиям труда сомневается, следует ли обнародовать некие сведения, он должен проконсультироваться с заинтересованным лицом.

Статья 12
Обучение делегатов по охране труда и членов комитета по условиям труда

1.  Делегаты по охране труда и члены комитета по условиям труда должны получить обучение, необходимое им для осуществления своих обязанностей удовлетворительным образом, см. Статью 29, пункт 2, Закона об условиях труда. Подобное обучение должно: 

 а)  включать в себя введение в то, каким образом должна вестись работа по охране труда и обеспечению безопасности окружающей среды,
 b)  давать знания эргономики, проблем шума, освещения, кондиционирования воздуха и мер, обеспечивающих здоровье работников,
 с)     давать знания о том, как предохраняться от несчастных случаев, включая знания о превентивных мерах, использовании личного защитного оборудования и пр.,
 d)    дать введение и общее представление о Законе об условиях труда и других действующих законах и постановлениях в этой области.
Если на производстве используются химические вещества, указанные в Статье 11 Закона об условиях труда, упомянутые лица должны получить знания о том вреде здоровью, которые могут принести эти вещества.

2.  Более существенное обучение должно быть осуществлено по тем предметам, упомянутым в пункте 1, которые особенно важны для условий труда на соответствующем предприятии в той степени, в какой это необходимо делегатам по охране труда и членам комитета по условиям труда для надлежащего выполнения своих обязанностей.

Более того, делегаты по охране труда, чьи зоны охраны труда связаны с особенно трудными проблемами условий труда, должны получать специальное обучение: старшие делегаты по охране труда должны получить по меньшей мере то же самое обучение, что и другие делегаты по охране труда на предприятии, и, кроме того, обучение, необходимое для выполнения ими обязанностей в соответствии со Статьей 4 настоящего постановления.

3.  Практические проблемы, связанные с осуществлением обучения, должны решаться в результате сотрудничества между работодателем и выборными представителями или по соглашению между организациями работодателей и профсоюзами, имеющими право рекомендации в соответствии со Статьей 11 Закона о трудовых спорах. На предприятиях, где не имеется выборных представителей, подобные проблемы должны решаться работодателем и теми, кому предстоит пройти обучение.

4.  Обучение должно вестись в течение как минимум 40 часов. Может быть согласован период обучения короче 40 часов, если заинтересованные стороны совместно придут к заключению, что это вполне удовлетворительно, принимая во внимание природу и объем проблем.

Если обстоятельства требуют более интенсивного обучения, чем то, что планируется на предприятии для делегатов по охране труда и членов комитета по условиям труда, Инспекция по труду может распорядиться, чтобы работодатель выполнил это требование. Более того, Инспекция по труду может установить минимальные требования к обучению на предприятиях некоторых отраслей и типов промышленности.

5.  Делегаты по охране труда и члены комитетов по условиям труда от работодателя должны иметь право пройти требуемое обучение на курсах, проводимых организациями работодателей.

6.  Обучение должно пройти как можно скорее после выборов, предпочтительно в рабочее время. Затраты на обучение должен нести работодатель. Когда обучение происходит в рабочее время, участникам должно быть предоставлено соответствующее оплачиваемое время отдыха. Когда обучение проводится в нерабочее время, участники должны получать обычную оплату, как за рабочее время, без оплаты сверхурочных за реальное время обучения.
7.  В случаях, когда обучение не планируется или не проводится, Инспекция по труду может потребовать от работодателя провести обучение в соответствии с настоящей статьей и установить содержание и объем такого обучения.

Статья 13
Предприятия, имеющие другие совместные органы

На предприятиях, уже имеющих совместный орган, работодатель и местный профсоюз, совместно представляющие большинство работников, могут прийти к согласию о том, что этот орган будет исполнять роль комитета по условиям труда.

На предприятиях, не имеющих местного профсоюза или на тех, где профсоюз представляет меньшинство работников, работники могут назначить представителей, которые самостоятельно или в сотрудничестве с профсоюзом должны заключить подобное соглашение с работодателем.

Подобные иные совместные органы для того, чтобы выполнять роль комитета по условиям труда, должны удовлетворять следующим требованиям:

 а)  Работодатель и работники должны иметь равное число представителей в комитете. Если в комитете представлены другие группы, их представители не имеют права голосовать по вопросам, имеющим отношение к условиям труда.
 b) Работодатель должен быть представлен, как это предписано в Статье 5, пункт 2.
 с) Старший делегат по охране труда должен быть одним из представителей работников, см. Статью 5, пункт 3.
 d) В комитете должны быть представлены без права голоса сотрудники, связанные с охраной труда, и медицинские работники, см. Статью 5, пункт 6.
Если возможно удовлетворить эти требования, расширив комитет, он может исполнять роль комитета по условиям труда при условии его расширения.

Статья 14
Специальные группы

Для принятия положений, регулирующих, каким образом группы, указанные а Статье 3, пункт 2, Закона об условиях труда (студенты, военные, лица, проходящие альтернативную службу вместо военной, обитатели монастырей, пациенты больниц и пр.), могут участвовать в работе по охране труда и обеспечении безопасности окружающей среды, могут быть изданы дополнительные постановления.

Представители этих групп не могут избираться делегатами по охране труда или членами комитета по условиям труда, если только это не предусматривается специальным постановлением. Они также не имеют право голоса на выборах делегатов по охране труда и  комитетов по условиям труда, равным образом они  не учитываются при подсчете численности работников предприятия, когда определяется достаточное число работников для организации комитета по условиям труда, если только иное не предусматривается специальным постановлением.

Статья 15
Вступление в силу

Настоящее постановление вступает в силу в тот же день, что и Глава VII Закона об условиях труда.

Москва, Эпицентр, 1999 год
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Законодательство по СРП] [Законодательство Норвегии по нефти и газу]

info@yabloko.ru