В. Ф. ПИСИГИН "ПОСОЛОНЬ"

ЧАСТЬ II. А Н А Д Ы Р Ь..

Письмо двадцать третье.
19 декабря. Анадырь

Москва, ЭПИЦентр
2001 год

Вероника! Это письмо - вдогонку.

Меня измучила совесть от того, что я так и не побывал в отдаленных районах Чукотки. Едва ли еще предоставится такой шанс. Думаю: пусть не отыщу младенца, зато хоть где-нибудь побываю. Но оказалось, что с рейсами внутри Чукотки просто беда. Нет таких, чтобы, вылетев, я через два-три дня вернулся в Анадырь. Возвратиться можно не раньше, чем через две недели, когда уже настанет Новый год. Что же делать в какой-нибудь дыре полмесяца? И только в один поселок можно вылететь и через неделю вернуться - в Лаврентия. И то, если вылечу завтра. Это конец света и, по утверждению многих, не только в прямом смысле. Меня заклинали туда не соваться. Целый день ходил в раздумье: лететь или нет, и от безысходности пошел в администрацию, где набрел на симпатичных женщин из транспортного отдела. Прознав, зачем я на Чукотке, они пристыдили меня и убедили обязательно лететь. Говорят, что настоящая Чукотка находится именно в Лаврентия, а не в уютных городах, вроде Анадыря или Билибино. Так что настоящей Чукотки я, оказывается, еще не видел!

Они позвонили в аэропорт и забронировали для меня билет. Затем начальник этого отдела связался с Лаврентия и договорился, чтобы меня приютили. Таким образом, меня буквально вытолкали в Лаврентия. Теперь уже некуда деться и я собираю вещи.


Из книги В.Н.Жука "Мать и Дитя", С.-Петербург, 1981, сс.208-209.

"...Читателю, можетъ быть, не безынтересно будетъ узнать, откуда произошло названiе: "счастливые дети"? Въ случаяхъ, когда передъ самымъ началомъ изгнания плода не происходитъ разрыва пузыря, или же онъ разрывается въ другомъ месте, только не на головке - если она предлежитъ, тогда сокращения матки выталкиваютъ ребенка съ кускомъ яйцевыхъ оболочекъ. Въ этомъ, въ сущности совершенно естественномъ, хотя и редкомъ явленiи, народная фантазiя нашла признакъ чего-то таинственнаго, какого-то особаго счастья, ниспосылаемаго на новорожденнаго, а лоскутъ яйцевыхъ оболочекъ получилъ названiе сорочки. Древнiе германцы считали ее одеждой, подаренной добрыми феями (Nornen), которыя, стоя у колыбели рождающагося, даютъ ему свой поясъ, вследствiе чего и роды оканчиваются благополучно. И теперь еще въ прирейнскихъ провинцiяхъ ее прячутъ въ ладонку и надеваютъ на ребенка при крещенiи, а въ былое время ее бережно хранили, украшали золотомъ, жемчугомъ и драгоценными камнями, въ полной уверенности, что этимъ еще более обезпечиваютъ счастiе ея владельца. Поверье это существуетъ у всехъ народовъ Евпропы. Такъ, немцы эту "сорочку" называют "Gluckshaube", у французовъ существуетъ поговорка: "etre ne coiffe", какъ признакъ особеннаго счастiя. Валлоны называютъ ее "Hamellette", откуда произошло названiе амулета, такъ какъ высушенный пузырь зашивали въ ладонку и носили на шее. Впрочемъ, его и теперь еще носитъ буршъ въ Ольденбурге, надеясь быть счастливымъ въ любви. Везде, въ Богемiи, Венгрiи, Швейцарiи, равно какъ и въ северныхъ земляхъ народъ веритъ въ силу этого дара неба; не даромъ же Кольцовъ съ такою тоскою воскликнулъ:

"Охъ, въ несчастный день,
"Въ безталанный часъ,
"Безъ сорочки я
"Родился на светъ".

...Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый рок настиг -
И мы, в борьбе, с природой целой
Покинуты на нас самих;

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали...

Федор Тютчев Бессонница

 

Письмо двадцать второе
В. Писигин - Посолонь
Письмо двадцать четвертое
2001-2003 (C) Москва,
эпицентр