3.2 Прогноз и стратегия

 

Приоритетные проблемы

Развитие ситуации в Нижегородской области определяется наложением общих кризисных тенденций на некоторые специфические особенности области, среди которых следует выделить: 
    - продовольственную проблему; 

    - зависимость области от межрегиональных связей; 

    - высокую долю оборонных производств; 

    - крупный размер предприятий; 

    - высокий удельный вес городского населения.

Исходя из норм рационального потребления, область за счет собственных ресурсов всего лишь наполовину удовлетворяет свои потребности в мясных и молочных продуктах, менее чем наполовину - в зерне. 

Высокая доля оборонных производств в промышленности области в условиях резкого сокращения военных заказов и неопределенности по многим из них порождает целый круг проблем, связанных с необходимостью изменения профиля предприятий при отсутствии финансовых средств на техническое перевооружение. Дополнительную проблему при инвестировании и акционировании представляет крупный размер предприятий. 

Область относится к числу наиболее высокоурбанизированных в России и вследствие этого имеет наиболее высокую среди соседних областей и республик долю населения старше трудоспособного возраста. Особенно трагична ситуация в сельской местности. 

Развитие ситуации в Нижегородской области, как и в целом по России характеризуется также и обвальным ускорением кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, первые признаки которых наметились за несколько лет до этого. Так, падение научно-технического уровня в промышленности, старение оборудования наблюдается на протяжении всех 80-х годов, снижение сельскохозяйственного производства - с 1987-88гг., численности населения - с 1989 года. Можно сказать, что уже к началу реформ область вошла в число депрессивных регионов, подобных Среднему Уралу. 

Повышение цен на энергоресурсы, отсутствие оборонной концепции, программы конверсии и условий для инвестирования окончательно поставили крест на возможностях развития и осуществления структурной перестройки энергопотребляющей, в значительной мере ориентированной на выпуск военной продукции и стремительно технически устаревающей промышленной базы области. Встала задача выживания предприятий в условиях неупорядоченного становления рыночных отношений и высокой инфляции. 

К сожалению, следует констатировать, что промышленность области оказалась не готова к переходу на рыночные отношения. Диспропорциональность структуры (лишь 16% продукции промышленности составляют товары народного потребления), обилие предприятий-гигантов государственной формы собственности, перегруженных объектами социальной инфраструктуры и высокая степень зависимости от жестко закрепленных поставщиков являются главными трудностями в решении задачи их самовыживания и функционирования в условиях рынка. 

Проведенные расчеты в рамках создания динамической модели функционирования экономики Нижегородской области также подтверждают крайнюю уязвимость ее промышленной структуры в новых условиях (см. ниже). 

Пока не будет решена проблема стабилизации рубля, экономические отношения будут строится на подкреплении финансовых расчетов прямым товарообменом (бартерная экономика). Здесь на первый план выступают товары-стабилизаторы, из которых в Нижегородской области выделяется продукция нефтепереработки и автомобильной промышленности. Эти производства, в первую очередь являются “опорными” в период преодоления кризиса. 

В целом область с большим трудом преодолевает кризисный для всей России период. Хотя не только на сегодняшний момент, но и на ближайшую перспективу (с подготовкой областного потребительского займа) разрешен кризис наличности, а объем промышленного производства сократился всего на 8,5% (против 13,5% по стране), отмечается дальнейшее нарастание негативных явлений в производственной, потребительской и социальной сферах. Так, за январь-май прибыль по всем видам хозяйственной деятельности выросла лишь в 5,3 раза против 8,5 раз по России, что еще раз свидетельствует о нерациональной структуре промышленной базы области для рыночных условий при данной системе цен. Соотношение роста денежных доходов населения и сводного индекса цен составило за полугодие 0,63 (по стране - 0,67), т.е. реальные доходы населения снижаются более стремительно. Устойчиво растет безработица. 

Сохраняется потенциал углубления кризиса в экономике и неуверенность в будущем у населения. Наиболее критическое положение сложилось в сельском хозяйстве, которое не обеспечивает потребности населения области. Развал механизма обязательных централизованных поставок и запреты на вывоз сельхозпродукции в отдельных областях и республиках крайне обострили эту проблему. 

Руководство области в такой ситуации делает все возможное для создания экономического буфера стабилизации путем развития двухсторонних и многосторонних горизонтальных связей с другими регионами России и республиками СНГ, развития новых форм экономики (приватизация, земельная реформа, акционирование предприятий, стимулирование предпринимательской активности, поддержка малого предпринимательства, проведение месячника свободной торговли и т.п.), при одновременной подготовке к широкомасштабной структурной перестройке и созданию саморазвивающейся рыночной экономики. К последней группе мер относится подготовка к конверсии социальной инфраструктуры и активизация деятельности по привлечению иностранных инвестиций в экономику Нижегородской области.

 

Основные сценарии

Решения и меры, предпринимаемые областным руководством следует разделить на: 
    - оперативные, направленные на временное элиминирование существующих неблагоприятных последствий макроэкономических процессов на региональном уровне; 

    - тактические, предусматривающие придание экономике области постоянного “иммунитета” против действия уже существующих неблагоприятных факторов; 

    - стратегические, закладывающие основы долговременного устойчивого бескризисного социально-экономического развития области в неустойчивой общеэкономической среде.

Сложившаяся ситуация настолько нова и быстро меняется, что областное руководство (как и во всех регионах) сосредоточило внимание на оперативных мерах, действуя в режиме “пожарной команды”. Задача состоит в иницировании стратегического мышления в контексте прогноза общего развития ситуации в стране. 

Если ничего не предпринимать и не проявлять политической воли, то прогноз общей ситуации крайне тревожен: усиливающаяся инфляция, спад производства, безработица, деиндустриализация, резкое ухудшение в работе транспортных систем, беженцы. 

Развитие области как социально-экономической системы в любой момент времени характеризуется определенным функциональным состоянием. Можно выделить 4 основных состояния: кризисное, неустойчивое, стабильное, динамичное. Каждое из этих состояний описывается системой индикативных параметров (показателей) процессов, имеющих определенные “точки перелома”, - перехода системы по данному параметру из одного состояния в другое. В качестве таких показателей-индикаторов были выбраны: темпы роста (падения) объема производства, уровень безработицы (либо темпы ее роста), темпы инфляции, соотношение темпов роста доходов населения и индекса потребительских цен (реальных доходов). 

Анализ этих параметров показал, что экономика Нижегородской области находится в ситуации перехода от стабильного к неустойчивому состоянию. Продолжается спад производства, устойчиво растет уровень безработицы и темпы инфляции, темпы роста цен на потребительские товары и услуги более чем в полтора раза опережают темпы роста доходов населения. 

Такому развитию событий следует противопоставить действенную стратегию опережающего реагирования на изменение ситуации: предпринимать упреждающие меры при появлении тенденций к ее ухудшению, одновременно закладывая основы для развития ситуации в позитивном направлении. 

Исходя из начального состояния экономики области, тенденций ее развития и при отсутствии значительных внешних возмущающих воздействий (государственный переворот, бунт, гражданская война и т.п.), желательная последовательность позитивной стратегии областного руководства такова (по перечисленным временным этапам): 

1. “Стабилизация”: (кризис углубляется, переход системы в неустойчивое состояние) - основное внимание социальной защите, поддержание минимального уровня производства, разукрупнение предприятий, сворачивание оборонных производств, максимальная (принудительная) экономия энергоресурсов, развитие сельского хозяйства и народных промыслов. Безработица при сильной социальной защите. Опора на собственные ресурсы и возможности. Бартерная экономика. Политика общественного согласия. Подготовка условий для создания благоприятного предпринимательского климата. Налаживание действующей системы экологического мониторинга и накопление информации по экологической обстановке. Развитие двухсторонних связей с другими регионами России и стран СНГ. 

2. “Стимулирование” (стратегия возврата системы в стабильное состояние): ориентация промышленности на внутренние рынки без крупных капиталовложений на модернизацию, постепенная структурная перестройка (в том числе, конверсия оборонных предприятий) в сторону создания производств для обслуживания АПК; привлечение внутренних инвестиций (из регионов России и СНГ); стабилизация уровня безработицы; постепенное создание привлекательного инвестиционного климата, оживление коммерции, завоевание надежной репутации, снижение преступности, превращение Нижнего Новгорода в общепризнанный центр торговли. “Зона свободной торговли” (свободного предпринимательства). Регулируемая рыночная экономика. Формирование элементов гражданского общества. Разработка и начало реализации областных и межрегиональных экологических программ. Выделение области как “ядра кристаллизации” для поволжских регионов. 

3. “Форсированное развитие”: быстрая структурная перестройка на основе широкомасштабного привлечения российских и иностранных инвестиций под гарантии местной власти, создание исключительно благоприятного инвестиционного климата и особого внешнеэкономического режима, развитие новых технологий, производство конкурентноспособной на внешнем рынке продукции, начало создания инфраструктуры международного уровня. Прогрессирующее улучшение экологической обстановки. Рыночная экономика. Гражданское общество. Завоевание Нижним Новгородом репутации культурного центра общероссийского значения. 

Основное содержание стабилизационной политики на областном уровне состоит прежде всего в создании устойчивой экономической базы, построенной на соблюдении следующих принципов: 

1. Состязательность форм собственности в одних и тех же сферах деятельности, прежде всего, в сельском хозяйстве, торговле, строительстве. 

2. Надежность ресурсного обеспечения производства, по возможности - опора на местные ресурсы (сельскохозяйственные, лесные, рекреационные, местные строительные материалы, основные фонды, квалификация трудовых ресурсов и др.). 

3. Разнообразие видов деятельности на основе максимального использования ресурсов (законченность технологических цепочек и безотходность производств), их комплексирования и выгод транзитного положения района. 

4. Динамичность экономической базы, “быстрота реакции” на внешние изменения, в значительной степени за счет наличия малых предприятий. 

5. Конкурентноспособность выпускаемой продукции и оказываемых услуг. 

6. Соблюдение экологических требований. 

7. Управляемость на областном уровне посредством создания единого координирующего хозяйственного органа и ликвидации “экстерриториального” статуса отдельных хозяйствующих субъектов в части налогообложения. 

Кроме названных, следует быть готовым к внезапному возникновению сценария “Чрезвычайной ситуации” (переход из неустойчивого в кризисное состояние), в рамках которого действия областных властей имеют не только экономическое, но и политическое содержание, поскольку такой переход всегда сопровождается всплеском преступности и иных противоправных действий. 

“Критическими точками”, которые могут иницировать переход к такой ситуации могут стать: 

    - перебои в продовольственном обеспечении населения, особенно городов; 

    - внезапное резкое (кратное) повышение цен на основные продукты питания (хлеб и молоко); 

    - обвальный рост безработицы в результате банкротства предприятий, отсутствия заказов, сырья, топлива или электроэнергии; 

    - выход из строя систем жизнеобеспечения городов (транспорт, водопровод, отопление, канализация); 

    - крупные катастрофы на экологически опасных промышленных предприятиях.

Не допустить критического перелома вполне по силам областным и городским властям, постоянно отслеживающим ситуацию в области, городах и районах и действующим в упреждающем режиме в сотрудничестве с руководством предприятий и ведущими постоянный диалог с представителями общественных организаций и социальных групп. Принимаемые меры должны заключаться в избыточной упреждающей закупке товаров-стабилизаторов (зерна и топлива), сдерживании роста цен на “критические” виды продуктов, заблаговременная подготовка компенсационных рабочих мест, постоянный контроль за технологическим состоянием предприятий и систем жизнеобеспечения городов, а также принятие особых мер по контролю за криминогенной обстановкой. Причем, отслеживание “критичности” ситуации должно проводиться не только в целом по области, но и по каждому городу и району с целью недопущения появления внутриобластных “кризисных зон”.
 

Межрегиональные связи

C помощью созданной в ЭПИцентре информационно-поисковой системы было выявлено более 800 альтернативных производителей в СНГ 35 наиболее дефицитных для предприятий Нижегородской области видов сырья, топлива, материалов и комплектующих изделий и даны рекомендации по переориентации экономических связей области. 

Помимо остро необходимых мер по снижению энерго- и ресурсопотребления, основными направлениями совершенствования межрегиональных связей по снабжению, на наш взгляд, являются: 

    - развитие собственного производства того, что возможно и экономически целесообразно производить в области (строительные материалы, поваренная соль, продукция органического синтеза, отдельные виды сельскохозяйственной техники, электроэнергетика на местном сырье - торфе, производство тканей и других изделий легкой промышленности); 

    - постепенная переориентация хозяйственных связей на внутрироссийские регионы (черные металлы - с Урала, Западная Сибири, титан - из Красноярского края, сельскохозяйственная техника - из Центрального экономического района и Западной Сибири, радиодетали - из Центрального района и Республики Марий-Эл); 

    - поиск альтернативных поставщиков для ликвидации зависимости от регионов-монополистов (нефть, уголь, газ - Астраханская, Оренбургская области, Туркменистан, Казахстан).

Последние два направления целесообразно подкрепить инвестициями, технической и материальной помощью в развитии и расширении необходимых для области производств в других регионах. Такие шаги уже сделаны администрацией области в отношении Калининградской области (развитие рыболовного флота). Аналогичные действия могут быть предприняты и в отношении Волгоградской области по строительству наливных судов типа “река-море”. 

С точки зрения возможной реинтеграции очень важна наметившаяся связка потенциальных “ядер кристаллизации”: Нижний Новгород - Самара (в ассоциации “Большая Волга”) - Новосибирск (двустороннее соглашение) - Краснодар (личные контакты губернаторов, двусторонние связи, создание торгового дома “Нижний Новгород-Екатеринодар”).

 

Проблемы построения модели

Отсутствие в экономических системах механизмов саморегулирования, приемлемых с точки зрения человеческого фактора, с неизбежностью привело к проблеме государственного регулирования экономики - поиску его совершенных форм. 

В свою очередь, совершенство того или иного способа управления, как оказалось, во - многом зависит от способности просчитать последствия принимаемых решений на достаточно длительных интервалах времени, предопределяя тем самым стратегию развития экономической системы. 

Еще раз в свою очередь, сам факт осуществления таких расчетов потребовал не столько инструментального, сколько идеологического оформления, которые в настоящее время представлены идеологией системного анализа и методологией системно-динамического моделирования. 

Мощное влияние системного анализа как идеологического направления сугубо практического характера особенно сильно стало проявляться в экономических исследованиях после утверждения принципа взаимосвязи структурных элементов системы через действие обратных связей. Именно понятие “обратной связи” позволило объяснить закономерности развития и функционирования самого широкого класса систем, в том числе и экономических (что не смогла сделать используемая в этих целях эконометрическая наука), и послужило фундаментом созданной в рамках системного анализа научной дисциплины под названием “системная динамика”. 

Не касаясь общетеоретического аспекта системной динамики, отметим лишь, что системно-динамическое моделирование по существу является математической формализацией всего комплекса исходных положений системной динамики и позволяет непосредственно получать уже конкретные, применимые к действительности, результаты. Конкретность в данном случае буквально означает набор чисел, отображающий будущую динамику изменения всех параметров модели в табличной или графической форме.

 
Например.
Графики на рисунках 1 и 2 демонстрируют качественно различные результаты моделирования двух простых процессов регулирования, которые отличаются друг от друга только численным значением одного единственного параметра. 

Этим процессам можно дать и экономическую интерпретацию, но здесь гораздо важнее возможность сделать вывод о том, что даже очень незначительные различия в системах с самой тривиальной алгоритмической и структурной организацией приводят к их качественной нетождественности поведения. 

Рассмотренный только что пример проиллюстрировал актуальность применения системно-динамического моделирования в повседневной жизни с позиции общесистемных подходов. Вряд ли управление, игнорирующее приведенный факт, обладает высокой степенью совершенства. 

Что касается экономических систем, то ничего нового в своем поведении они не содержат, и этот тезис легко доказывается построением модели, имитирующей функционирование, к примеру, экономики Нижегородской области. 

Для наглядности, следуя правилу "от простого к сложному", - приводятся три варианта модели.

 
Вариант №1
Будем считать, что производство совокупного продукта Нижегородской области регулируется следующей логикой: 
    - если спрос превышает предложение (ситуация дефицита), то происходит уменьшение спроса и увеличение предложения; 

    - если спрос меньше предложения (ситуация перепроизводства), то увеличивается спрос и уменьшается предложение; 

    - если спрос равен предложению, никаких изменений не происходит.

По данным межотраслевого баланса области за 1987 год стоимость произведенного областью совокупного продукта была равна 10133873.3 тыс.рублей; спрос на этот же продукт составил 6861277.7 тыс.рублей. 

Результаты моделирования приведены на рисунке 3. 

Классическая, чисто теоретическая идиллия.

 
Вариант № 2
Усложним модель. Пусть экономика Нижегородской области есть взаимосвязанное функционирование следующих производственных комплексов: 

1. Топливно-энергетического; 

2. Металлургического; 

3. Машиностроительного; 

4. Химико-лесного; 

5. Промышленности строительных материалов; 

6. Легкой промышленности; 

7. Пищевой промышленности; 

8. Прочих отраслей промышленности; 

9. Сельского хозяйства; 

10. Прочих отраслей сферы материального производства. 

Данные о спросе и предложении по каждому комплексу взяты из межотраслевого баланса за 1987 год и сведены в таблицу “Спрос и предложение”. 

Таблица “Спрос и предложение” (тыс.рублей)
Наименование комплекса Предложение Спрос 

топливно-энергетический 1163547.4 1277158.3 

металлургический 737840.4 1013485.8 

машиностроительный 3578582.3 1147203.8 

химико-лесной 1532567.3 1153447.8 

промышленности 
строительных материалов 378508.9 128703.3 

легкой промышленности 1396836.0 765103.8 

пищевой промышленности 1425128.3 586028.1 

прочих отраслей 
промышленности 200935.6 70229.4 

сельское хозяйство 678191.7 678191.7 

прочие отрасли сферы 
материального производства 41685.7 41685.7 

Механизм регулирования данного варианта отличается от логики регулирования варианта №1 лишь следующим добавлением: 

- дефицитность или перепроизводство продукции в одном комплексе влияет на спрос и предложение всех комплексов. 

Результаты моделирования приведены на рисунке 4. 

Комментарий здесь уместен только один: “Это неклассические тенденции для классической экономики”.

 
Вариант №3
Хотя модельный вариант №2 еще слишком абстрактен для выработки на его основе каких-либо практических рекомендаций, не лишней будет попытка исследования его поведения, изменив (для простоты восприятия) одну из алгоритмических установок. Так как в предыдущем варианте самым сильным абсолютным колебаниям подверглось производство машиностроительного комплекса, примем решение поддерживать это производство на постоянном уровне. 

Результаты такого воздействия приведен на рисунке 5. 

Конечно, нельзя сказать, что результаты моделирования всегда будут представлять собой какие-либо откровения. Анализ простых систем возможен и без применения средств динамического моделирования. Однако практически значимые результаты почти всегда требуют работы с системами повышенной сложности (вряд ли можно сказать, что реальная экономика - это простая система), и в этом случае эффективность применения средств динамического моделирования несоизмерима с эффективностью любых существующих альтернативных подходов.

 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форум] [Книга гостей] [Публикации]
 
Нижегородский пролог. Содержание. 
Далее -> Глава 4. ОПЫТ И ПРАКТИКА