[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Публикации]
Выступление Григория Явлинского в программе «Точка зрения»
Взгляд на сегодняшнюю ситуацию в стране и в правительстве
Радиостанция "Маяк", 23 мая 1999 года
Ведущий: Григорий Алексеевич, какова позиция фракции "Яблоко" к назначению нового премера России?

Григорий Явлинский: Политическая позиция фракции не расходится с моей позицией. Наша общее решение таково, что мы может оказать Степашину условную поддержку, мы можем на 50% надеяться на то, что у него и у этого правительства получится. Нам до сих пор совершенно непонятно каков будет состав правительства, мы не знаем, какая будет программа, мы не представляем себе, что он собирается делать с государственным строительством, мы не можем оставить без внимания то, что он работал в правительстве, которое, с нашей точки зрения, было весьма коррумпированным, а он был министром внутренних дел и ничего не изменялось в этом правительстве. 

Мы на днях, как вы знаете, проголосовали солидарно, 81% членов фракции, проголосовали за отрешение президента от должности в связи с развязыванием войны в Чечне. Степашин же был одним из архитекторов этой войны и сыграл определенную роль в том, как она началась, причем, существенную. Все эти соображения вместе взятые, они привели к тому, что половина фракции не поддерживает Степашина, потому что не может сказать от кого он политически зависит, и на что можно рассчитывать, когда он - премьер. С другой стороны, мы думаем, что будучи министром внутренних дел он не занимался личным обогащением. Мы полагаем, что его роль в событиях в Буденновске была положительной, потому что он практически спас всю эту больницу от взрыва, который вслед за этим мог бы быть приписан чеченцам, тогда все бы погибли там, и помог спасти заложников, то есть, избавил нас от огромных жертв, и мы это тоже не забываем. Мы думаем, что его позиция во второй части войны сильно изменилась по отношению к первой. Оценив все это вместе, и считая, что если конечно ему разрешат делать то, что нужно, если ему позволят выработать правильную программу, если уволят кого надо и назначат других, которые нужны в правительстве, и его самого не уволят через три недели, тогда есть надежда, что что-нибудь из этого получится. 

Мы сказали, что экономика не ждет, время терять больше невозможно и, что мы готовы во всем с ним сотрудничать. На этом мы и остановились пока, никаких кадровых обсуждений у нас не было и никаких предметных обсуждений по должностям или по постам мы с ним не вели. У нас много разной работы, чем нам заниматься, мы не сидим и не ждем никаких предложений. Достаточно заметно, что мы оставили свою дверь наполовину открытой своим голосованием. Мы впервые голосовали именно таким способом именно для того, чтобы оставить наполовину открытой дверь, чтобы премьер мог к нам зайти, если он найдет нужным, этого достаточно. А дальше мы уже идем на выборы, мы уже готовы к выборам. Для нас очень важно было, что нам удалось выдержать единую позицию по импичменту, а теперь для нас следующий вопрос - это уже выборы.

Ведущий: А личные отношения Григория Явлинского со Степашиным?

Явлинский: Мы не настолько близко знакомы, я его знаю давно, но у нас никогда не было никаких личных междусобойчиков, чтобы я мог что- нибудь сказать о нем в смысле личных отношений. Мое личное отношение будет в определяющей степени зависеть от того, как он закончит расследование дела Юдиной. Он все время только обещает, что он доведет это дело до конца, а мы об этом не забыли, скоро будет год, и известен уже ему и заказчик. Следствие там довели почти до конца, известны убийцы. Мы настаиваем на том, чтобы заказчик был предан суду, для этого нужно политическое решение. Его теперь уже, полностью его. Мое личное отношение к нему будет во многом зависеть хватит ли у него мужества довести это дело до конца.

Ведущий: Как известно, Примакова в правительство предлагало Яблоко, и тогда проголосовали практически все. За Степашина - чуть больше половины депутатов из Яблока.

Явлинский: У Примакова была совершенно определенная задача, вовсе даже не экономическая. Примаков получил правительство в условиях такого кризиса, что требования к нему были совсем другие, от него ожидалось совсем другое. От него ожидалось, чтобы Конституцию не нарушили, чтобы не уничтожили вообще все мало-мальски сохранившиеся основы рыночной экономики, чтобы не было расправы над реформаторами- неудачниками, вот что ожидалось от Примакова. Он все свои задачи выполнил, выполнил на 100%. 

Со Степашиным совсем другая история. Кстати, для того, чтобы закончить с Примаковым, нужно сказать правду в экономической сфере и в политической сфере, позднее он допустил очень глубокие промахи и это закончилось его отставкой. А вот что касается Степашина, у него исходная ситуация совсем другая. Я был бы удовлетворен, если бы Степашин, например, держал все в рамках конституционного порядка. Если бы он понял, что никакого государственного союза в одно государство, о слиянии государства с Белоруссией не может идти речи, что всяк, кто еще к этому союзу добавляет еще и Югославию, то с этим человеком вообще просто... ему нужно как бы отдохнуть и прийти в себя. Для нас очень важно, чтобы Степашин помнил, что экономический союз с Белоруссией нужен, а никакого слияния государств не нужно. Для нас очень важно, чтобы он нормально провел выборы, чтобы эти выборы были равны для всех, чтобы он обратил внимание, и здесь, мне кажется, Степашин мог бы быть очень полезным, чтобы он обратил особенное внимание на ядерную безопасность, на экологическую безопасность, на безопасность на транспорте. Я утверждаю, что там очень опасная ситуация во всех трех направлениях, там очень тонко уже все, накануне того, что может порваться. Это очень опасно. И человек с таким чутьем, все-таки работавший в МВД долгое время, ФСБ, мог бы почувствовать, что там происходит что-то особенное, а там уже давно нет никакого порядка, нет никакой нормальности. 

Мы ожидаем от Степашина, что он, может быть, большую и более правильную роль сыграл в конфликте на Балканах со стороны России, чтобы Россия уже наконец сообразила, что пора прекратить заискивать с националистическим режимом Милошевича и прекратить там изгнание беженцев, и это будет началом прекращения бомбардировок. Может быть более внятную, более четкую позицию занял бы и по странам НАТО в этой связи. 

Еще у него есть очень важная работа, называется эта работа - экономика, включая переговоры с МВФ. Здесь мы надеемся, что и возраст, и отдаленность от экономических проблем, позволит Степашину четко и внятно объяснить Международному валютному фонду, что накануне выборов поднимать цены на водку и на бензин - эта вещь, которую он не будет делать, ясно и понятно, и объяснить, как это можно сделать иначе все, то что они хотят. Но мне кажется, что есть такой большой круг задач, но есть еще и задачи по экономике. Сергей Степашин, опять-таки, не будучи абсолютно погруженным в разные витиеватости экономической науки, может просто взять и решить, что налоги надо снизить процентов до 10. Пусть потом все экономисты ему скажут, что это такое, а через год-полтора все увидят, что это было совершенно правильно, и главное, своевременное решение. Будет он этим всем заниматься, значит будет ему с нами о чем разговаривать. Поэтому и 50%. Кстати, я думаю, что мы проголосовали так, как бы проголосовал наш народ.

Ведущий: О так и не состоявшемся импичменте, где Яблоко голосовало за отрешение президента от власти в связи с войной в Чечне.

Явлинский: Я хотел бы пояснить, что солидарное голосование для Яблока, это голосование, при котором все члены фракции голосуют либо так, как решила фракция, либо не участвуют в голосовании. Мы же не какая-то там тоталитарная секта, которая всем выламывает руки и все делают одинаково. Для нас солидарное голосование состоялось тогда, когда больше трех четвертей проголосовало. В данном случае, больше трех четвертей фракции - 81% - проголосовали за отрешение президента от должности по факту развязывания чеченской войны, по тем ста тысячам жертв, которые там случились. Поэтому фракция знала, что будет такой результат, что мы на это шли. В то же время, у нас был сложный момент, заключавшийся в том, что мы действительно очень глубоко и серьезно обдумывали наше голосование, как правовое голосование, и как сугубо политическое. Как правовая, наша позиция заключалась в том, что мы не можем не призвать власть к ответственности, политическая же позиция наша заключалась в том, что мы ни при каких условиях не хотели отдавать коммунистам ощущение реванша, что они могут, пользуясь Конституцией и законными процедурами получить просто возможность отыграть реванш, и кроме того еще судить президента за какие-то вещи, в которых они виноваты безусловно сами, как геноцид, например. Кроме того, мы понимали, что мы в каком-то смысле все являемся вместе заложниками, которых держит в заложниках сам Борис Николаевич, потому что никто не мог бы ответить на вопрос, как он себя поведет в случае, если вдруг импичмент состоится. 

Учитывая все эти различные обстоятельства и проходило наше голосование. И то, что нам не хватило 17 голосов для того, чтобы осудить действия президента в Чечне, лишь говорит о том, что это очень серьезное предупреждение власти, особенно будущей власти, что раньше или позже за преступления перед собственным народом ее будут судить. Для нас политические последствия - это уверенность наших избирателей в том, что тогда, когда Яблоко придет к власти, оно само не будет нарушать права граждан и законы России, и Конституцию России, и другим не позволит, и будет защищать и честь и достоинство, не даст никого унизить - это и есть главные политические последствия. 

Расписание эфиров программы "Точка зрения" с Г.Явлинским на радиостанции "Маяк":

понедельник 7.35-7.40
среда 14.21-14.25
пятница 18.21-18.25
воскресенье 14.21-14.25, 14.33-14.38
 

Радиостанция "Маяк", 23 мая 1999 года
Обсуждение выступления

См. также: Импичмент Президента РФ, Правительственные кризисы в России (1998-1999гг.), Г.Явлинский

[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru