[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
[Телевидение и радио]
Интервью Григория Явлинского программе «Герой дня»
Канал НТВ, 28 сентября 1999 года. Ведущая – Светлана Сорокина
С.С.  Здравствуйте. Как и ожидалось, сегодня Государственная Дума отклонила в первом же чтении проект бюджета 2000 года, который был предложен правительством. Ничего удивительного нет и в том, что фракция «Яблоко» в очередной раз солидарно голосовала против нового бюджета. Новое состоит в том, что на этот раз фракция «Яблоко» предложила свой, альтернативный вариант бюджета. Сегодня у меня в гостях Григорий Явлинский. Здравствуйте, Григорий Алексеевич.

Г.Я. Здравствуйте.

С.С. Действительно, это новость.  Вы на этот раз подошли профессионально и предложили свой вариант бюджета. Сегодня я несколько часов мучительно изучала ваш проект бюджета в Интернете и сравнивала его с тем, что предложило правительство. Скажите пожалуйста, как долго вы работали над ним?

Г.Я. Мы начали непосредственную работу над ним в феврале. Хотя основные принципы вырабатывались, когда  мы высказывали предложения к правительственному бюджету начиная с 1994 г. Уже тогда закладывались его основы. А собственно документ мы начали делать в феврале.

С.С. Известно, что вы встречались совсем недавно, несколько дней назад, с премьером Путиным. По-моему, вы беседовали несколько часов? 

Г.Я. Да.

С.С. И как он воспринял то, что вы ему предлагали?

Г.Я.  Он внимательно рассматривало вопросы, о которых мы говорили. На некоторых он заострил особое внимание: например, на вопросах приоритетов, на другом экономическом прогнозе, дал некоторые поручения. Но, однако, сегодня, выступая в Государственной Думе, он, естественно, поддерживал тот документ, который внесен. Мы очень надеемся, что в этот раз мы будем добиваться своего еще более активно и премьер все-таки обратит внимание на то, что бюджет, внесенный правительством, повторяет все предыдущие бюджеты, а следовательно, не может быть выполнен. И все это – продолжение ситуации банкротства и развала государственных финансов, который был раньше.

С.С. Григорий Алексеевич, а как быть с тем, что вы нарушаете правила игры? Ведь проект бюджета может только правительство предлагать. А на что вы рассчитываете?

Г.Я. Да, есть такая формальная запись, такое ограничение, что проект бюджета вносит только правительство. Это сделано потому, что правительство получает деньги от народа и оно только может внести план, как их расходовать. Мы внесли наш  альтернативный проект не в виде проекта закона, а в виде предложения  в правительственный бюджет. Поэтому мы тоже формально соблюли всю процедуру. Но по существу наши предложения представляют собой альтернативный закон. То есть это полностью весь закон, все приложения, все, что необходимо. Небольшая работа правительства с этим документом и он может быть превращен уже в  готовый бюджет.

С.С.  Для того, чтобы нас поняли, чтобы разобрались: в чем главное отличие вашего проекта бюджета от того, что предложило правительство? Чтобы это было только популярно.

Г.Я. Я постараюсь. Смотрите: начнем с того, какие главные цели ставит правительственный бюджет. Какие у него приоритеты? Первый приоритет: на что увеличиваются расходы? На что тратятся народные деньги?

С.С. Сегодня Путин сказал: оборона, милиция, безопасность.

Г.Я. Если вы возьмете бюджет, то увидите, что самые большие увеличения идут на следующие направления. Например: «государственное управление» – рост расходов на 44 процента.

С.С. Что имеется в виду под «государственным управлением»?

Г.Я. Например, содержание президента. Рост расходов – на 55 процентов. Вот первое отличие. «Яблоко» предлагает государственное управление не увеличивать: мы закладываем туда рост всего 3 процента. Не увеличивать расходы на президента – мы закладываем всего пять процентов вместо 51. Вот такая разница. Вы меня будете спрашивать: «Откуда взять деньги?». Эти деньги мы предлагаем расходовать на увеличение в два раза зарплаты военным, на специальную строчку бюджета по Северному Кавказу, на эксгумацию погибших еще в чеченскую войну, на компенсации,  и отдельной строчкой на работников спецслужб, которые сейчас находятся на Северном Кавказе.

С.С. Еще откуда деньги?

Г.Я. Пожалуйста, еще. Вторым приоритетом у правительства является «международная деятельность». Это ни много ни мало 49 миллиардов рублей.

С.С. А что имеется в виду?

Г.Я. Самые разные вещи. В том числе кредиты – СНГ, братским республикам, таким, как Белоруссия.

С.С. Извините, я вас перебью: а что это такое – привычка по традиции? Или действительно необходимость? Ведь, казалось бы, нам самим не до жиру. Кому мы можем кредиты давать?

Г.Я. Вот об этом и речь. Это такая политика. Она неправильная, она ошибочная. Мы считаем, что сегодня не нужно этого делать. У них 49 миллиардов расходов на международную деятельность – кстати, он включает всякие специфические вещи, которые должны идти по национальной обороне, а вовсе не здесь. А мы предлагаем, наоборот, получить по этой статье 5 миллиардов рублей в виде возвратов наших кредитов другим странам, Индии, например.  И не тратить 49 миллиардов. Мы считаем, что жить надо по средствам. И пускай Лукашенко учится жить по средствам. Мы сегодня находимся в такой ситуации, что мы должны  получать деньги за газ, за нефть. С нами должны все рассчитываться, неважно, у кого какие там обстоятельства. Сегодня Россия находится в таких обстоятельствах, что больше планировать такие расходы мы не можем.

Еще одно направление, оно, кстати, вам будет очень понятно. Предлагается увеличить расходы на государственные СМИ почти в два раза.

С.С. Это в государственном проекте бюджета? Предвыборный год, это понятно.

Г.Я. Да, предвыборный год. Это значит повысить в два раза расходы на те СМИ, которые обслуживают правительство, которые о нем хорошо говорят и хорошо его показывают.  Вы посмотрите, какие направления: государственные чиновники и президент, государственные СМИ, которые хорошо оформляют и рассказывают и  друзья за границей. Ну разве это приоритеты бюджета в предвыборный год?

С.С. Вы, наверное, немного упрощаете. СМИ, наверное, имеется в виду региональные, которые просто сами выжить не могут.

Г.Я. Как бы я ни упрощал ситуацию, приоритеты видны. Вы сами их видели в том же самом бюджете в Интернете. Сегодня я хочу упростить ситуацию совсем. Я предлагаю потратить эти деньги на вопросы образования. Мы не выстоим вообще, как страна, если не будем на это тратить достаточное количество средств сегодня.

С.С. Григорий Алексеевич, и еще я обратила внимание – у вас совершенно революционное предложение по шкале налогов.  Вы предлагаете сделать некую среднюю ставку в 10 процентов и взимать ее со всех.

Г.Я. Не среднюю.

С.С. Да, единственную.

Г.Я.   Единственную. Подоходный налог 10 процентов.

С.С. Я бы назвала это десятиной.

Г.Я. И представьте себе, при этом мы смогли сбалансировать бюджет. Показать, что если на следующий год от снижения налогов мы не получим достаточных доходов,  то через два-три года  это уже начнет работать. Люди захотят платить и жить как люди, если они платят всего 10 процентов. А сегодня, кстати, 45! Вот такие у  нас предложения. А теперь вы, конечно, должны задать главный вопрос: откуда эти деньги взять?

С.С. Но в принципе, мы про это и говорим.

Г.Я. А я думаю, что нужно добавить  очень важную вещь. Колоссальными источниками являются наши собственные границы.  Таможня. У нас огромная дыра, мы несем огромные потери от таможенного союза с Беларусью. Да, это ближайшая нам страна и мы с этими людьми прошли страшные годы и войны, и Чернобыля. Это ближайший для нас народ. Но мы не можем сегодня в эту дырку выбрасывать собственные деньги.  Иначе мы сами становимся, если можно так выразиться, негосударственноспособны.  Мы теряем наше государство. Значит, надо пересмотреть таможенные правила. Нельзя отдавать нашу границу в аренду всяким людям, которые на этом зарабатывают. Укрепление наших границ, таможни, снижение расходов на государственное управление, снижение расходов на «международную деятельность» - вот первые источники ближайшего времени.

С.С. Еще я обратила внимание, что один из источников рублевого пополнения  - это большие инфляционные ожидания, которые заложены в вашем бюджете. То ест вы и уровень инфляции больше берете, и доллар у вас оценивается выше, чем у правительства.  Почему вы так считаете?

Г.Я. Просто мы думаем, что экономическая ситуация  сегодня такая, что ожидать низкой инфляции в будущем году по-настоящему нельзя,  и роста валового продукта тоже нельзя. Мы стараемся сделать реалистичный бюджет. Потому что у нашего бюджета есть еще одно достоинство.  Это прозрачность. Почему завтра министерство финансов и правительство будут говорить, что бюджет «Яблока» нельзя принимать? Главным образом потому, что он написан по-другому. Там написано, сколько получит денег президент, сколько председатель Совета Федерации, сколько его заместители.  Сколько уходит на почтовые расходы, сколько на самолет президента, сколько на машины, сколько на канцелярские расходы. А не так – на «государственное управление» вообще. И эта прозрачность сделает из правительства исполнительный орган. Она заставит правительство тратить на карандаши и на письма столько-то. На мыло в Кремле сколько? Вот столько и ни копейкой больше.  И можно посчитать, сколько мыла купили в администрации президента за прошедший год. Так, как это написано сегодня, ничего проверить нельзя вообще. 

С.С. Я правильно поняла, что те же более высокие  цифры инфляции, если они состоятся, могут дать возможность правительству иметь так называемые сверхдоходы, неучтенные, которые  тоже можно распределять по-своему?

Г.Я. Нет. Неучтенные доходы появляются тогда, когда вы планируете низкую инфляцию, а она на самом деле высокая.

С.С. Так это в правительственном бюджете присутствует?

Г.Я. Да. А мы планируем  более высокую инфляцию и заранее хотим распределить все то, что от нее  получится. Это, конечно, большая болезнь – инфляция, но раз уж она есть… И я еще хотел обратить ваше внимание, что в Думе сегодня было очень мало депутатов. И вообще отношение к бюджету становится все более и более как к чему-то неважному. Политики сейчас соревнуются – кто сможет высказаться круче по бандитам и по Чечне. А на самом деле-то страна не сможет вести войну, если не будет иметь настоящего, реального бюджета.

С.С. В какой мере ваш бюджет учитывает эти реалии: что мы практически втягиваемся в очень серьезные и долговременные военные действия на Кавказе, что у нас беженцев уже десятки тысяч? И что наши переговоры провалились и  ближайшего транша нам не видать?

Г.Я. Прежде всего наш бюджет исходит из того, что мы не будем брать в долг в будущем году.  И если бы международные организации рассмотрели наш бюджет, с учетом того, что у нас дефицит в 10 раз меньше, чем у правительства и наш бюджет в этом смысле более реалистичен и надежен, то, может быть, по-другому бы сложились и переговоры. Но по крайней мере, он исходит из того, что мы замораживаем долг. Мы больше в долг не берем. Все, закончено. Мы и так уже взяли столько,  что никак не можем расплачиваться. Что же касается Северного Кавказа, то здесь особый вопрос. Как построить там линию обороны, если у вас нет денег, если у вас нереальный бюджет?

С.С. Вы учли это?

Г.Я. Мы учли это хотя бы даже в том, что мы подробно и абсолютно прозрачно расписали все на нужды обороны, чтобы до каждого солдата доходили деньги и можно было бы это проконтролировать. Кроме того, национальная безопасность для нас – самая приоритетная статья, мы выделили туда самую большую часть увеличения средств – и на зарплату, и на закупку вооружений, и детально прописали весь военный бюджет. Мы на это очень рассчитываем.

С.С. Беженцы.

Г.Я. Прежде всего, мы бы хотели сказать политически. К беженцам нужно относиться так, чтобы уже сегодня думать, что они будут делать зимой. Это все – граждане Российской Федерации и мы обязаны к ним отнестись с полным пониманием того, что там происходит. Теперь: такой огромный поток беженцев – с чем он связан? Он связан с тем, что у нас есть очень большие опасения, что в Чечне начинается ситуация 1994-95 гг. Что усилия военных зачастую будут направлены таким образом, что там могут погибать мирные граждане, могут попадать под обстрелы мирные объекты. И это совершенно недопустимо. Я хотел бы твердо сказать, что страдания мирного населения обязательно опять приведут к поражению. Мы не должны это допускать.

С.С. А мы вроде опять стоим на пороге наземной операции.

Г.Я. Вот все то, что связано с наземной операцией, с жертвами среди мирного населения, должно быть абсолютно недопустимо. Жесточайшее уничтожение бандитов и террористических формирований и исключительно бережное, как к согражданам, потерпевшим катастрофу,  отношение к мирному населению. Только в таком случае можно в конце концов добиться положительных сдвигов на Северном Кавказе.

С.С. Возвращаясь к бюджету, я обратила внимание, что вы рассчитываете на замораживание выплат долгов бывшего СССР. Как можно на это рассчитывать? Вряд ли на это согласятся.

Г.Я. Это привязано к тому, какую в целом мы проводим политику. Если мы будем, как только что стало известно, отказываться от сотрудничества в области разоблачения коррупции, в области объяснения того, куда деваются деньги, которые мы получали в качестве кредитов, то рассчитывать на это невозможно. И мы все время  будем находиться в положении банкрота, который не может выплачивать деньги. Нужно немедленно пересматривать эту политику. Нужны честные, открытые, мужественные, не заискивающие, а профессионально твердые отношения с нашими кредиторами.

С.С. Тогда можно рассчитывать?

Г.Я. Тогда можно рассчитывать, это может быть понято.

С.С. Григорий Алексеевич, коллеги по депутатскому корпусу, которые хоть и не проявляют сейчас большого интереса к бюджету, но все-таки его обсуждают – как они относятся к вашему варианту бюджета?

Г.Я. Мы представили наш бюджет уже несколько недель назад, он разослан во все депутатские объединения. Все понимают, что сегодня идеальный бюджет создать нельзя. И в нашем бюджете тоже есть места, которые вызывают дискуссии и напряженность. Но мы по крайней мере предлагаем несколько вещей, которые меняют ситуацию в принципе. Не берем долги. Приоритет – национальная безопасность. Образование. Снижение налогов до 10 процентов, налога на прибыль до 20 процентов. То есть там есть вещи, ради которых можно проголосовать бюджет. И самое главное – мы предлагаем такие налоговые инициативы, которые существенно будут уменьшать размеры теневой экономики. И это является принципиально новым в наших налоговых предложениях.

С.С. Это не утопия, Григорий Алексеевич?

Г.Я. Это нужно начинать делать. И тогда мы с вами увидим, до какой степени мы можем продвинуться в этом направлении.

С.С. Все-таки, знаете ли вы об отношении депутатов из других фракций?

Г.Я. Да, мы знаем. У нас есть поддержка части из них. Но есть и  лоббистские интересы, и другие интересы. С этим нужно работать. Но станет это реальностью только если правительство захочет рассматривать это всерьез.

С.С. Если все-таки правительство не учтет ваши предложения или учтет не полностью, вы будете голосовать за проект бюджета? Либо он должен учитывать все, что вы предложили?

Г.Я. Мы хотим помогать правительству как только сможем.  

С.С. То есть компромисс возможен?

Г.Я.  Компромисс возможен. Мы будем двигаться в этом направлении. Всякое улучшение в области бюджета будет нами приветствоваться. Мы только не дадим себя обманывать и никаких лукавых цифр не примем. Потому что бюджет нужен, чтобы страна могла выстоять в это тяжелое время.

С.С. Ваши впечатления: будет принят бюджет этим созывом, или уже нет?

Г.Я.   У нас новый премьер. Пусть он покажет, что он может сделать. Я думаю, что у него есть шанс на то, чтобы конструктивно работать. Бюджет разрабатывался тремя премьер-министрами, поэтому у него есть возможность пересмотреть ключевые позиции в направлении реального совершенствования бюджета.
 

Канал НТВ, 28 сентября 1999года. Ведущая – Светлана Сорокина
Обсуждение выступления

См. также: Г.Явлинский, Альтернативный бюджет-2000

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
[Телевидение и радио]
info@yabloko.ru