[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]

III. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СССР И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА.

1. Политический процесс

Без проведения политической реформы не может быть экономической реформы. Без проведения экономической реформы не может быть политической реформы. Эти две реформы осуществляются вместе.

Советский Союз уже сделал важные шаги на пути к демократии: свободные выборы республиканских и местных органов власти, отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть, принятие законов, гарантирующих независимость печатных изданий, свободу вероисповедания и выезда из страны.

Определились два главных направления политических реформ в СССР:

  • трансформация государственного устройства СССР и
  • создание гражданского общества.
Часть властных полномочий уже передана с союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления. Проекты Союзного Договора предусматривают дальнейшее расширение полномочий республиканских органов управления и добровольную передачу ими центральным властям ответственности за ряд сфер государственного управления (оборона, безопасность, управление едиными системами транспорта, энергосетями, атомной энергетикой и др.).

Политическая система Советского Союза последовательно трансформируется в соответствии с принципом разделения властей, все более значительную роль в политической жизни играют средства массовой информации. Важнейшие решения принимаются на основе демократических, законодательно установленных процедур.

Но переход от тоталитарной системы к демократической выявил и многие общественные противоречия. Особая сложность проводимых реформ связана с многонациональностью страны. Каждый шаг в политических преобразованиях встречает сопротивление и дается с большим трудом.

Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991г. Без такого соглашения перед Советским Союзом, без сомнения, встала бы проблема усиливающегося гражданского конфликта и экономического хаоса. Достигнуто согласие относительно плана дальнейших преобразований политической системы, который предусматривает:

* завершение работы над новым Союзным Договором между суверенными республиками;

* в течении 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается новая Конституция Союза;

* за принятием новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти;

* признается право всех республик свободно определять свое членство в Союзе.

* запрещается дискриминация по национальному признаку.

Этот план позволит создать новый Союз на принципах добровольности, равноправия и защиты прав человека; переломить тенденцию дезинтеграции СССР. Лидеры Союза и республик наметили путь формирования правительства, которое могло бы эффективно управлять экономикой. Только такое правительство, встречающее поддержку своего народа может выполнить программу экономической реформы.

Заявление "9+1" также позволяет перейти от конфронтации политических сил к поиску баланса интересов, к политике общественного согласия, что также является необходимым условием для успеха экономических реформ.

Слова важны, но главное - действия. Исходя из чего мы можем сказать, продолжается ли политическая реформа? Какие показатели хода реформы можно ясно определить?

В соответствии с Заявлением "9+1" можно примерно представить график практической реализации этого Заявления и дальнейших шагов по демократизации общества:

* 12 июня 1991г. - проведение первых всенародных выборов Президента России.

* Конец лета 1991г. - подписание Союзного Договора по крайней мере девятью, а, возможно, и большим числом республик. Договор закрепит перераспределение властных полномочий в пользу республик, ответственность различных уровней государственного управления, порядок формирования новых союзных органов власти.

* осенью 1991г. было бы целесообразно заключить Экономический Союз, в котором объединяются как республики, подписавшие Союзный договор, так и республики, не подписавшие его.

* с республиками, не пожелавшими присоединиться ни к одному их этих двух договоров, заключаются соглашения, регулирующие:

- валютный и торговый (таможенный) режим во взаимоотношениях Экономического Союза и этих республик;

- участие в расчетах по внешнему и внутреннему государственному долгу СССР;

- статус военных баз, оборонных объектов, предприятий союзного значения;

- гарантии прав национальных меньшинств и др.

* летом 1991г. союзное и республиканские правительства станут инициаторами переговоров между всеми заинтересованными сторонами с целью урегулирования межнациональных конфликтов и ограничения возможностей применения силы. Регистрируются организации работников различных отраслей промышленности, с ними проводятся переговоры с целью достижения соглашений о забастовках, по ограничению роста оплаты труда, возможностях сокращения рабочих мест и др.

* весной 1992г. принимается новая Конституция СССР, основу которой составят Союзный Договор и Соглашение об Экономическом Союзе.

* летом 1992г. проводятся свободные многопартийные выборы в органы законодательной власти Союза, после чего формируются новые союзные органы исполнительной власти.

Прохождение каждого из этих этапов будет свидетельствовать о продолжении политической трансформации общества и создании условий для успеха экономических реформ, включая проблемы сотрудничества с развитыми странами. Экономическая

стабилизация, в свою очередь, укрепит институты

представительной демократии. Может потребоваться широкая техническая помощь в создании законодательных основ новой политической системы Союза со стороны мирового сообщества.

Демократия - это процесс, а не статическое состояние. Советский Союз не может за один день перейти к демократии, но на пути выполнения условий соглашения "9+1", он определенно будет двигаться к этой цели.

Заменяя конфронтацию процессом достижения согласия, советские лидеры предоставляют реальный шанс для проведения реформ. Если обязательства, записанные в соглашении "9+1" будут выполнены, то можно будет добиться превращения советского общества в демократическое.

2. Экономическая реформа

Правительства Союза ССР и республик определили главные направления перехода к рыночной экономике: стабилизация и либерализация экономики, приватизация собственности и интеграция в мировое хозяйство. Сегодня имеется многое, но нужна ясная, реалистичная и вызывающая доверие программа достижения этих целей. Наша задача - предложить набросок программы, которая может быть успешно осуществлена в СССР и поддержана индустриально развитыми странами.

Необходимость ускорения экономических реформ диктуется темпом, который набрали процессы спада производства, роста цен и огромным дефицитом платежного баланса. Экономика уже практически вышла из-под контроля административных рычагов управления и если в кратчайшие сроки не связать ее жесткими макроэкономическими ограничениями и радикальными структурными реформами - страну ожидает вхождение в полосу затяжной стагнации и гиперинфляции с резким обострением политической нестабильности и распадом государственных структур. Пути к воссозданию централизованной экономики отрезаны, радикальную экономическую реформу в стране нельзя откладывать. После необходимой политической подготовки (реорганизация союзных структур экономического управления, формирование Экономического Союза и др.) она должна быть начата немедленно.

ЦЕЛЬЮ программы экономических реформ является создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики.

Реформы должны быть глубокими и последовательными. Необходимо ориентироваться на формирование таких экономических структур, которые бы восприняли основные черты соответствующих структур в индустриально развитых странах. Предстоит принять универсальные принципы частной и государственной собственности на предприятия и землю, сопоставимые с принципами, действующими в большинстве западных стран. Системы торговли и финансов должны быть тесно связаны с мировой экономикой.

Цели, провозглашаемые программой, необходимо наглядно подкрепить РЕЗУЛЬТАТАМИ ее практической реализации к концу 1997 года. К этому времени экономика должна достигнуть финансовой стабильности, а структура форм собственности будет приближена к структуре, существующей в странах Западной Европы. К этому моменту намечается осуществить интеграцию страны в систему мировой торговли; поток товаров, капитала и услуг между Советским Союзом и другими странами с рыночной экономикой станет регулироваться сообразно общепринятым международным правилам. В итоге уровень жизни советских граждан будет приближаться к уровню жизни жителей промышленно развиты стран, укрепив уверенность в правильности выбранного курса.

У каждой нации есть свои исторические и культурные особенности, определяющие специфику организации экономики.

Существуют различия между законодательством Европейского Сообщества, с одной стороны, и США, с другой; между структурой форм собственности в Германии и в Великобритании; между организацией финансовой системы и финансовой политикой Японии и Франции. Рыночная экономика в Советском Союзе также будет отражать характерные особенности истории и культуры страны и в этом смысле она будет уникальна. Можно с уверенностью утверждать, что она не будет копировать ни американскую, ни шведскую, ни немецкую модель.

Уже сейчас необходимо говорить не только о специфике кризисных явлений в советской экономике, но и о большом потенциале страны, который может быть использован в ходе реформ:

* в Советском Союзе живет множество высокообразованных и квалифицированных людей, чей талант до сих пор оставался нереализованным;

* страна является одним из лидеров в ряде областей, в которых она специализируется - это космос, военная авиация, другие оборонные технологии, лазеры, некоторые области медицины и др.;

* частная собственность была практически запрещена в СССР. Поэтому можно достаточно быстро и значительно повысить жизненный уровень людей, просто предоставив им право частной собственности, в том числе и на землю;

* страна не имеет среднего класса(в традиционном понимании). Его формирование, развитие частной инициативы как важнейшей формы самовыражения личности станет мощным фактором роста производительности во многих отраслях экономики;

* по запасам практически всех основных природных ресурсов Советский Союз входит в первую тройку стран мира. Методы добычи и использования природных ресурсов в условиях командной экономики привели к экологическому опустошению целые регионы. Использование современных технологий позволит не только увеличить выпуск продукции (сейчас значительная часть природных ресурсов теряется при добыче), но и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Рост цен на сырье приведет к более эффективному его использованию и снижению спроса на природные ресурсы внутри страны.

* с ухудшением экономического положения советские люди во все большей мере вынуждены полагаться только на себя, обеспечивая жизнь своих семей. Изобретательность и предприимчивость, необходимая сегодня для получения средств к существованию; практика бартерных сделок на "серых рынках", формирует поведение, которое при легализации рыночных отношений послужит основой для динамичного развития будущей советской экономики.

Но признание исторических и культурных особенностей не должно давать повода для возникновения иллюзий о возможности некоего "третьего пути". Единственно приемлемой задачей для Советского Союза должно быть максимально быстрое создание рыночной экономики, в которой найдут свое отражение основополагающие принципы ее организации, присущие промышленно развитым демократиям мира - уважение права частной собственности, функционирование денежной системы, построенной на конвертируемой валюте, система свободной торговли с внешним миром и др.

Процесс предполагаемых реформ можно разделить на ДВА ЭТАПА:

* 1991-1993гг - период создания юридических и экономических институтов рыночной экономики, а также превращения значительной части государственной собственности в частную;

* 1994-1997гг - период структурной перестройки экономики, дальнейшего перехода от государственной к частной собственности, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами.

Трудность и многоаспектность процесса экономических преобразований требует тщательной координации каждого шага реформ с проведением политических преобразований в Советском Союзе, а также с возможной международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической стабилизации возможен лишь при условии формирования новых конституционных отношений между Союзом и республиками; надежной защиты права частной собственности; опоры на развитую систему демократических институтов в политической сфере на всех уровнях государственного устройства, построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой Конституции СССР.

С другой стороны, глубина и масштабы экономических преобразований, а также потенциальные социальные издержки предлагаемой программы делают необходимым подкрепление каждого принципиального шага своевременной и активной поддержкой промышленно развитых стран мира. Так, сбалансированная финансовая поддержка Запада необходима для стабилизации рубля и превращения его в платежное средство в международных торговых отношениях. Как для успеха экономических реформ, так и для уверенности Западав эффективном использовании его экономической поддержки, ее следует направить на конкретные мероприятия реформы и обусловить ими. Приток ресурсов в Советский Союз будет осуществляться в той мере, в какой реформы будут соответствовать намеченным планам; при этом реформы и их внешняя поддержка будут взаимно усиливать друг друга.

Политическая ситуация требует, чтобы реформы проводились в ускоренном режиме. Предотвращение ошибок, естественных при столь быстрых трансформациях было бы одной из основных задач международных финансовых организаций.

2.1. СОЗДАНИЕ ИНСТИТУТОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ:

1991 - 1993 годы.

В первые три года основные усилия будут направлены на создание институтов рыночной экономики. Преобразования первых трех лет нуждаются в продолжении фундаментальных правовых, экономических, конституционных и административных реформ. Этот период можно разделить на три стадии:

а. Подготовительная стадия - июнь-начало 1992г.

б. Макроэкономическая стабилизация и создание условий для формирования рыночных отношений - 1992г.

в. Упрочение стабилизации, расширение приватизации, начало структурных изменений - 1993г.

а. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ:

июнь - начало 1992 г.

До конца 1991 года будут достигнуты необходимые политические соглашения между республиками, а также между республиками и Союзом. Разрабатываются и подписываются соглашения о сотрудничестве между СССР и международными финансовыми институтами, а также с индустриально развитыми странами. Будут осуществлены правовые, экономические и институциональные изменения, необходимые для программы стабилизации и либерализации, которая вступит в действие в начале 1992 года.

В этот период должны быть заключены два основных политических соглашения: Союзный Договор и Соглашение об Экономическом Союзе. Переговоры по новому Союзному Договору проводятся летом 1991 года. В результате будут выработаны основные принципы разделения полномочий и ответственности на Союзном и республиканском уровнях. Одновременно Союз и республики организуют переговоры по урегулированию межнациональных конфликтов. Осенью 1991 года будет подписано Соглашение об Экономическом Союзе между республиками, входящими в Союзный договор, а также республиками, которые пожелают участвовать в Экономическом договоре. Для республик, не присоединившихся к Экономическому Союзу будет установлен специальный экономический режим, приближающийся к режиму отношений с иностранными государствами.

Эти два договора будут решающими для установления финансового и экономического базиса, на основе которого станет возможной стабилизация экономики и введение рыночных отношений. Они установят границы единого экономического пространства Союза, в рамках которого может осуществляться сотрудничество с Западом. Это экономическое пространство будет характеризоваться:

* единой валютой на всей территории Экономического Союза, которая будет единственным законным платежным средством;

* единой денежной политикой, проводимой независимым Центральным Банком;

* координацией бюджетной политики между отдельными республиками, а также между республиками и Союзом;

* ликвидацией внутренних таможенных барьеров и принятием единой таможенной политики по отношению к зарубежным государствам, а также общей торговой политикой по отношению к республикам, не участвующим в Экономическом Союзе;

* общим экономическим законодательством;

* согласованным минимумом мероприятий социальной политики, который может быть осуществлен в рамках единого экономического пространства.

Экономическое Соглашение определит источники налоговых поступлений для правительств разных уровней и установит четкую ответственность при осуществлении бюджетных расходов. Союзное правительство получит независимые источники доходов.

Экономическое Соглашение обеспечит координацию бюджетной политики между республиками и союзным правительством с целью ликвидации бюджетного дефицита (с учетом внебюджетных фондов). Государственный банк СССР будет реорганизован на принципах, схожих с принципами функционирования Федеральной Резервной Системы, и объединит центральные банки республик в институт, который обеспечит проведение единой денежной политики. Его руководящий орган - Совет центральных банков - будет сформирован летом 1991 года.

За исключением налоговой, денежной и торговой политики, другие сферы экономической политики (приватизация, аграрная и жилищная реформы и т.д.) будут определятся, главным образом, республиками; при этом Центр будет помогать им координировать свои действия. Ответственность за создание экономического законодательства распределится между Союзом и республиками в соответствии с разделением функций по управлению экономикой. Если республиканский закон противоречит союзному в тех сферах, права по управлению которыми делегированы Союзу, приоритет будет отдан союзному законодательству.

В соответствии с Соглашением об Экономическом Союзе будет создан Межреспубликанский Экономический Комитет (МЭК) в качестве исполнительного органа Экономического Союза. В нем примут участие представители от каждой республики.

Окончательная структура МЭК и других исполнительных органов Союза будет определена Союзным Договором и Соглашением об Экономическом Союзе. На МЭК будут возложены следующие функции:

* осуществление единой политики стабилизации и либерализации в рамках Экономического Союза;

* подготовка детальной программы экономических реформ (с участием представителей международных экономических организаций);

* Комитет будет нести полную ответственность за обеспечение условий, необходимых для проведения программы экономических реформ.

Представители республик примут непосредственное участие в подготовке программы реформ. Она будет представлена на рассмотрение в Верховный Совет и правительство Союза. Основные принципы программы должны быть ратифицированы парламентами Союза и республик.

К маю 1991 года уже приняты закон о банках и банковской деятельности, закон о валютном регулировании, новый таможенный кодекс, закон о въезде и выезде и ряд других законодательных актов. В настоящее время рассматриваются законы об иностранных инвестициях, об обращении ценных бумаг и др. Во второй половине 1991 года МЭК в сотрудничестве с международными институтами проведет экспертизу действующего и готовящегося экономического законодательства. Основное внимание будет уделено ключевым законам: законодательству о договорах, о компаниях, об инвестициях, о зарубежных инвестициях, о валютном регулировании, налоговому и таможенному законодательству, законодательству о труде, а также законодательству об охране окружающей среды. На основе этой работы соответствующими парламентами будут внесены необходимые изменения в действующее законодательство и приняты новые законы.

До того, как в начале 1992 года будет начата программа стабилизации и либерализации экономики, необходимо осуществить следующие важные экономические меры:

* сокращение субсидий (в реальном исчислении), в ходе дальнейшей либерализации цен во второй половине 1991г.;

* замораживание принятия новых социальных программ на союзном и республиканском уровнях и консолидация существующих программ впредь до урегулирования этого вопроса в рамках Экономического Союза на основе сбалансированного бюджета;

* сокращение других бюджетных расходов во второй половине года в ходе утверждения новых чрезвычайных бюджетов в республиках и Союзе;

* начиная с лета вводятся законодательные ограничения на кредитование Государственным банком СССР и центральными банками республик дефицита бюджетов Союза и республик;

* проводится политика ограничения кредитования предприятий; * быстрая либерализация цен на предметы роскоши и товары длительного пользования;

* увеличение доли валютных поступлений, остающихся в распоряжении предприятий и, обратно, сокращение обязательных валютных платежей государству;

* сокращение разрыва между коммерческим и рыночным курсами рубля на основе девальвации коммерческого курса;

* принятие ряда мер, ведущих к формированию валютного рынка, таких как: ликвидация ограничений на личное владение иностранной валютой; подготовка инфраструктуры для введения конвертируемости рубля; расширение возможностей предприятий приобретать валюту по рыночному курсу;

* принятие и быстрое введение в действие законодательства о приватизации мелких предприятий и основных фондов (например, предприятий торговли, общественного питания, услуг, грузового автомобильного транспорта);

* принятие законодательства о приватизации крупных предприятий, включая создание на союзном и республиканском уровнях Агентств (Фондов и Комитетов по управлению государственным имуществом), которые будут являться держателями акций государственных предприятий и нести ответственность за подготовку и осуществление программы приватизации начиная с 1992 года;

* продолжение мероприятий земельной реформы: дальнейшее перераспределение земли в пользу фермерских хозяйств, оценка земли и подготовка земельного кадастра; введение земельного налога; организация Земельного Банка. В течение 1991г. населению дополнительно выделяется около 5 млн. га. земли для увеличения размеров личных подсобных хозяйств, создания садоводческих кооперативов и товариществ;

* введение в действие во второй половине 1991 года механизмов частичной индексации доходов в связи с ускорением инфляции;

* создание фондов безработицы и формирование службы занятости по всей стране;

* реорганизация системы бухгалтерского учета и статистики (в сотрудничестве с международными финансовыми институтами и статистическими службами Европейского Сообщества);

* ликвидация сохранившихся в Уголовном и Административном кодексах ограничений на частную экономическую деятельность.

На подготовительной стадии понадобятся следующие ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ СО СТОРОНЫ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА. Прежде всего, необходима подготовка к вступлению в международные финансовые организации: СССР должно быть предоставлено право ассоциативного членства в Международном Валютном Фонде и Мировом Банке с возможностью стать полноправным членом, начиная с 1 января 1992 года. Статус ассоциированного члена позволил бы Советскому Союзу получать широкую техническую помощь от МВФ и Мирового Банка и подготовить необходимые для полноправного членства документы. Существующие в настоящее время ограничения на предоставление Европейским банком реконструкции и развития займов Советскому Союзу в результате соответствующих переговоров должны быть также изменены начиная с 1 января 1992 года, с целью облегчения возможностей предоставления необходимых займов развивающемуся частному сектору. Во второй половине 1991 года должны быть организованы технические миссии для проведения переговоров по программам займов, которые можно было бы получить в начале 1992 года, когда Советский Союз станет полноправным членом МВФ и Мирового Банка. Западу предстоит разработать механизм координации технической и финансовой помощи Советскому Союзу.

В ходе переговоров между официальными советскими представителями и международными экономическими институтами будут окончательно определены сроки реализации различных мероприятий программы реформ и ее возможной экономической поддержки.

Темпы экономических преобразований могут быть значительно ускорены, если уже на подготовительной стадии поступит крупномасштабная экономическая поддержка со стороны Запада.

Наличие такой поддержки, в частности, позволило бы, уже начиная с 1 октября 1991 года, либерализовать цены на широкий круг товаров, в том числе потребительских. Был бы девальвирован коммерческий валютный курс рубля, что наряду с другими мерами позволяет ввести внутреннюю конвертируемость рубля уже с 1 января 1992 года. В противном случае, ключевые экономические меры (такие, как широкая либерализация цен или унификация валютного курса) будут отложены и растянуты во времени.

Во второй половине 1991 года проводятся переговоры и заключаются торговые соглашения, снимающие торговые барьеры как с советской, так и с западной стороны. Советский Союз будет готов к почти полной либерализации торговли в 1992 году, включая ликвидацию большинства ограничений (лицензии и квоты), введение конвертируемости валюты, а также низких и единообразных таможенных тарифов. С учетом недавно принятого в СССР закона о въезде и выезде (и необходимого совершенствования соответствующего законодательства) США предоставит Советскому Союзу статус наибольшего благоприятствования в торговле в конце 1991 года. ЕС уже заявило о готовности предоставить Советскому Союзу статуса в торговле, аналогичного статусу восточноевропейских стран. Затем будет снят ряд ограничений на экспорт товаров высокой технологии в Советский Союз.

СССР введет в действие закон об иностранных инвестициях и заключит двусторонние соглашения по гарантиям для иностранных инвесторов.

Для подготовки либерализации цен, особенно на потребительские и продовольственные товары, экономическая помощь Запада должна включать в себя поставки продовольственных и медицинских товаров. За их счет к началу 1992г. будут пополнены резервные фонды для стабилизации цен при либерализации рынка товаров широкого потребления.

б. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

(1992 г.)

Весной 1992 года будет принята новая Конституция СССР, основанная на Союзном Договоре и Соглашении об Экономическом Союзе. Она обеспечит упрочение демократических основ политической структуры и децентрализацию власти с ясным определением функций и ответственности каждого уровня власти. Летом 1992 года пройдут свободные, многопартийные выборы в законодательные органы власти Союза и завершится реорганизация союзных институтов исполнительной власти. Будет установлена дата проведения выборов Президента Союза.

Программа экономической стабилизации и либерализации экономики будет направлена на устранение финансового дисбаланса и инфляционного давления в экономике; на установление цен на основе спроса и предложения; на введение свободной торговли, в основном соответствующей принципам международной торговли путем перехода к конвертируемости рубля и существенного сокращения административных и тарифных ограничений. Основными станут бюджетные и финансовые аспекты программы, а также ликвидация административного контроля над ценами на большинство товаров и девальвация коммерческого курса рубля с целью достижения его конвертируемости.

Программа войдет в силу с определенной даты в начале 1992 года, возможно, с 1 января, что будет зависеть от мер, принятых в конце 1991 года, а также договоренностей, достигнутых с международными финансовыми институтами и индустриально развитыми странами.

Сбалансированность системы государственных финансов, включая бюджет и внебюджетные фонды достигается путем сокращения расходов и увеличения правительственных налогов. Устанавливается запрет на кредитование Центральным банком правительственных расходов. Сокращение государственных расходов производится за счет ликвидации почти всех субсидий, путем сокращения военных расходов, помощи иностранным государствам (включая расходы, финансируемые за счет других статей бюджета) и др. Наряду с общим сокращением, структура военных расходов меняется путем уменьшения масштабов закупок вооружений и увеличения доли затрат на содержание армии и социальную инфраструктуру для военнослужащих. Субсидии сохранятся лишь на узкую группу жизненно важных продуктов и товаров (хлеб, молоко, растительное и сливочное масло, сахар, медикаменты, тарифы на общественный транспорт, квартплата и коммунальные услуги). Эти меры сократят бюджетные субсидии на величину, составляющую несколько процентов от валового национального продукта. Понизится удельный вес социальных расходов в бюджете и ВНП страны. Принимается новое налоговое законодательство, предусматривающее низкие предельные ставки налогообложения. Расширяется круг товаров, облагаемых налогом с оборота, ставки которого постепенно унифицируются и тем самым подготавливается введение налога на добавленную стоимость. Уточняются ставки рентных платежей. Ужесточается налоговый контроль. Использование внебюджетных фондов для финансирования государственных расходов жестко регламентируется.

Независимость системы Центральных банков от правительства будет достигнута на основе введения в действие нового законодательства о Центральном банке, которое позволит резко ограничить рост денежной массы в обращении. Для осуществления контроля за денежной массой Центральный банк использует рыночные механизмы, такие как операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, резервные требования для коммерческих банков, рефинансирование их операций, а не прямой административный контроль за кредитованием. Функции специализированных государственных банков по обслуживанию валютных операций постепенно будут передаваться коммерческим банкам.

Административный контроль за ценообразованием полностью снимается в начале 1992 года. Контроль над ценами сохранится лишь для небольшого числа специально оговоренных случаев. Помимо субсидий на товары первой необходимости сохранятся административные ограничения цен на топливно-энергетические ресурсы, а также тарифы на некоторые транспортные перевозки. Цены на энергоресурсы внутри страны останутся ниже цен мирового рынка. Разрыв между ценами на энергию на внутреннем и на внешнем рынке постепенно ликвидируется в течение трехлетнего переходного периода. Разница в ценах поддерживается системой налогов на экспорт и импорт. Процесс высвобождения цен будет происходить одновременно во всех республиках и основываться на общих принципах. Скачок цен в момент их либерализации смягчается поступлением товаров из государственных резервов. В случае достижения договоренностей о поддержке советской программы экономических реформ, госрезервы могут быть пополнены за счет поставок из индустриально развитых стран.

Одновременно вводится внутренняя конвертируемость рубля для торговых и других текущих операций. Для этого коммерческий курс рубля девальвируется до нового устойчивого уровня. В настоящее время рыночный курс рубля (курс валютной биржи) отличается от установленного коммерческого в 15-17 раз. Во второй половине 1991г. путем ужесточения кредитной политики, ряда последовательных девальваций коммерческого курса рубля и расширения объема продаж валюты государством на внутреннем рынке, эта разница будет значительно сокращена, а с началом программы макроэкономической стабилизации - ликвидирована. Конвертируемость и стабильность рубля будут поддерживаться последовательной денежной политикой независимого Центрального банка, а также при помощи фонда стабилизации рубля, который, при наличии соответствующих договоренностей, формируется за счет взносов от индустриально развитых стран. Все экономические агенты (как предприятия, так и отдельные граждане) получат право покупать валюту по коммерческому курсу для проведения международных торговых операций. Экспортеры смогут переводить валютную прибыль во Внешэкономбанк по коммерческому курсу. Валютный рынок для неторговых операций будет функционировать параллельно с коммерческой валютной биржей. Использование иностранной валюты в контрактах, заключаемых внутри страны, запрещается.

Отменяются существующие административные ограничения на внешнюю торговлю, ликвидируются лицензии и квоты на экспорт и импорт для большинства товаров. Система налогов на импорт и экспорт пересматривается и существенно упрощается. Вводятся единообразные и достаточно низкие тарифы на импорт; однако характер торговых ограничений, очевидно, определится в результате переговоров Советского Союза сего торговыми партнерами. Система таможенных пошлин будет единой и распространится на все без исключения республики, вошедшие в Экономический Союз.

Снимаются ограничения на изменение хозяйственных связей. Одновременно вводится система контроля за выполнением хозяйственных договоров и усиливаются санкции за их нарушение. Республиканские и союзное правительства не будут иметь права ограничивать свободное перемещение товаров внутри страны на коммерческой основе. Упраздняется система обязательных государственных заказов, за исключением предусмотренных союзным бюджетом военных заказов; государственные закупки переводятся на систему коммерческих контрактов, заключаемых по рыночным расценкам. Контракты на поставки продукции для государственных нужд размещаются через государственную контрактную систему, имеющую свои территориальные органы. Развивается широкая сеть коммерческих предприятий оптовой торговли. Режим обязательных государственных заказов временно сохранится в фармацевтической промышленности и в небольшом числе других секторов.

Либерализация рынка сельскохозяйственной продукции произойдет на основе снятия административного контроля за поставками продовольствия. Осуществляется приватизация всей системы хранения, транспортировки, оптовой и розничной торговли продовольственными товарами. Формируется региональная сеть сельскохозяйственных бирж. Однако, либерализация сельскохозяйственного рынка в части межрегиональных поставок будет зависеть от наличия соответствующего государственного резерва, который может быть использован для стабилизации рынка в начальный период либерализации цен. Эти резервы помогут гарантировать минимально необходимые поставки продовольственных товаров из сельскохозяйственных районов в крупные промышленные центры. Из-за недостаточного развития денежных отношений в сельскохозяйственном секторе экономики в первые несколько месяцев необходимо поддерживать систему поставок с помощью натурального налогообложения сельскохозяйственной продукции, при этом ставка такого налога не должна превышать 15 процентов от объемов производства (в настоящее время ставка натурального налога в сельском хозяйстве в ряде случаев доходит до 80 процентов от объема производства); в дальнейшем, по мере развития рынка сельхозпродукции, натуральный налог заменяется денежным.

В течение этого периода меняется и структура инвестиций. Финансирование части инвестиционных программ из госбюджета прекращается. Будет начата широкая продажа неустановленного оборудования и объектов незавершенного строительства на государственных стройках. Вызванное жесткой финансовой политикой снижение спроса на инвестиции в государственном секторе в сочетании с ростом процентных ставок по долгосрочным кредитам, позволят либерализовать цены на строительную продукцию и должны привести к росту частных капиталовложений.

Программа финансовой стабилизации и экономической либерализации будет сопровождаться проведением на всех уровнях государственного управления программы по ускорению приватизации мелких предприятий. Основной формой продажи мелкой государственной собственности станут аукционы. Информация о продаже государственной собственности должна быть широкой и общедоступной. Ответственность за приватизацию мелких предприятий, в основном, возлагается на местные органы власти: следует создать финансовые стимулы, которые побуждали бы их проводить приватизацию ускоренными темпами.

Крупные промышленные предприятия преобразуются в акционерные общества или компании с ограниченной ответственностью в качестве первого шага на пути к их полной приватизации. Первоначально держателями акций этих предприятий станут Фонды государственного имущества как на союзном, так и на республиканском уровнях. Отраслевые министерства и органы отраслевого управления в составе местных органов власти будут ликвидированы. До тех пор пока вновь созданные акционерные общества остаются в государственной собственности для управления ими образуются Советы Директоров, сформированные по профессиональному, а не по политическому принципу. При этом запрещается совмещение должностей в государственных органах власти и участие в Совете Директоров во избежание прямого государственного вмешательства в управление предприятиями и возможного конфликта интересов.

Приватизация крупных предприятий должна начаться как можно быстрее, несмотря на то, что этот процесс приобретет значительные масштабы только в третьей фазе программы экономических реформ, т.е. в 1993 году. В то же время очевидно, что для крупных предприятий процесс приватизации займет много лет.

Начнутся процессы частичного технического перевооружения ключевых секторов экономики. Особое внимание будет уделено интенсификации добычи и использования энергетических ресурсов, с учетом привлечения прямых иностранных инвестиций. Ускорится переход оборонной промышленности на выпуск гражданской продукции; куда также возможны значительные иностранные инвестиции.

Ряд важных мероприятий будет осуществлен в этот период в социальной сфере.

Первое. Вводится система продовольственных талонов для приобретения узкого круга продовольственных товаров: хлеба, молока, растительного и сливочного масла и сахара. Эта система позволит покупать ограниченный набор основных продуктов по субсидируемым ценам. Сверх установленных норм приобрести эти продукты можно будет по рыночным ценам. Расходы на субсидии предусматриваются в бюджетах различных уровней государственного управления, а их общая сумма зависит от сбалансированности государственных бюджетов.

Второе. Начнется реформа системы заработной платы, ориентированная на свободное определение размеров зарплаты на основе коллективных договоров (нужно заметить, что коллективные договора могут стать основной формой регулирования заработной платы лишь после приватизации существенной части крупных предприятий). На протяжении этой стадии программы экономических реформ государственное регулирование заработной платы будет ограничено установлением минимальной зарплаты и использованием налоговых методов контроля за ростом оплаты труда на предприятиях. Третье. Предприятия наделяются большей свободой в регулировании численности занятых, государство принимает меры для снижения масштабов и тяжести безработицы. Вводятся в действие новые пенсионные программы и выплата денежных пособий по безработице. Четвертое. Программа социального вспомоществования ориентируется на поддержку нетрудоспособных.

Действия по стабилизации и либерализации могут быть поддержаны широкомасштабной и своевременной помощью со стороны международных экономических организаций и правительств промышленно развитых стран. Поддержка необходима по следующим направлениям:

* создание фонда стабилизации рубля для обеспечения его конвертируемости;

* поддержка платежного баланса страны в форме поставок продовольствия, медикаментов, а также безвозмездных денежных поступлений;

* предоставление кредитов частному сектору;

* капиталовложения в инфраструктуру и различные сектора экономики;

* техническая помощь.

в. УКРЕПЛЕНИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ, РАСШИРЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ, РЕАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ:

1993 г.

Наиболее важны для этого периода два обстоятельства: продолжение жесткой финансовой политики, поддержание сбалансированности госбюджета и ограничение кредитов Центрального банка, а также создание условий для частных инвестиций - как советских, так и зарубежных. Возрастающее давление с целью изменения проводимой экономической политики будут оказывать многие политические силы, но курс на макроэкономическую стабилизацию должен быть выдержан твердо.

Продолжится процесс приватизации мелких предприятий, резко активизируется приватизация крупных предприятий. Главное внимание будет уделено широкому акционированию крупных и средних предприятий. Для ускорения продажи предприятий и их акций предусматривается 1) продажа акций на льготных условиях работникам приватизируемых предприятий и 2) продажа предприятий в рассрочку, через систему кредита или сдачи их в аренду.

Для ускорения процесса приватизации Фондам

государственного имущества может быть разрешено не рассматривать существующую балансовую стоимость в качестве минимальной границы цены продажи предприятия. В случаях, специально оговоренных программой приватизации на 1993 год, продажа предприятий (или их акций) может проходить даже по низким, почти символическим ценам, что может резко расширить спрос на них. Кроме того, могут быть существенно либерализованы правила участия иностранных инвесторов в приватизации крупных и средних предприятий. Наконец, будут рассмотрены и по возможности использованы другие методы приватизации, такие как передача акций государственных предприятий пенсионными различного рода взаимным фондам.

Одновременно активизируется антимонопольная политика, предпринимаются специальные меры по предотвращению недобросовестной конкуренции. На основе льготного налогообложения и кредитования стимулируется развитие мелкого и среднего предпринимательства. Расширение внешней торговли также будет способствовать созданию конкурентной среды в советской экономике.

Начиная со второй половины 1992 года реализуются специальные программы развития инфраструктуры рыночной экономики, при этом особое внимание уделяется банковской системе. Специалисты проходят курсы переобучения; банки, фондовые и товарные биржи, служба занятости и т.д. на союзном и республиканском уровнях оснащаются современным оборудованием в рамках программы сотрудничества с международными финансовыми институтами.

В начале 1993г. развертываются масштабные инвестиционные проекты развития инфраструктуры (транспорт, связь и телекоммуникации) при поддержке Мирового Банка и ЕБРР, а также в рамках договоров с правительствами индустриально развитых стран. С целью более широкого привлечения в страну иностранного капитала необходимо разработать соответствующий пакетбазовых мер, опирающихся на международную практику экономических отношений. Главными принципами, положенными в основание такой работы, должны стать конкурентность условий при выборе иностранными фирмами инвестиционных проектов в СССР и обеспечении последних необходимым капиталом, технологиями и ноу-хау. Эти вложения должны быть объектом нормального риска хозяйственной деятельности в условиях рынка. Там, где это необходимо, государственное вмешательство может включать создание международных финансовых организаций, предоставляющих как займы, так и гарантии частным инвесторам.

Соответствующие инвестиции, лицензии, совместные предприятия в таких отраслях как энергетика, пищевая, фармацевтическая промышленность, строительство позволят обновить технологии и оборудование.

Нет сомнений, что по мере стабилизации экономической и политической ситуации, страна станет более привлекательной для частных инвестиций из-за рубежа. Стимулированию иностранных инвестиций будут способствовать гарантии, закрепленные в соответствующих договорах и законодательных актах.

Наиболее солидный потенциал получения быстрой отдачи от вложенного иностранного капитала находится в разведке, разработке и экспорте природных ресурсов, включая энергетические и минеральные ресурсы. Сегодня вложения в эти сферы тормозятся системными недостатками советской экономики. В этой связи полномочные союзные органы власти могли бы разработать специальный пакет законодательных актов и обеспечить его практическое воплощение. Среди его основных принципов - принятие международной практики экономических отношений в этих областях, гарантии против национализации, ускоренная окупаемость затрат (особый порядок учета затрат, льготное налогообложение и т.д.) При наличии таких условий, по оценкам экспертов нефтяных компаний,объем дополнительных валютных доходов Советского Союза к третьему году реализации соответствующей программы сотрудничества может достигать 3-5 млрд. в расчете на год и свыше 15 млрд. ежегодно на пятом году и далее.

Еще более острой остается проблема конверсии оборонных отраслей промышленности. Следует рассмотреть возможность образования международного Фонда конверсии оборонных предприятий за счет средств, предоставляемых международными и государственными организациями. В качестве исходной модели такого фонда можно принять схему организации Фонда предприятий в странах Восточной Европы. Решимость двигаться в этом направлении должна быть закреплена в законодательной форме, которая бы поощряла потенциальных зарубежных инвесторов и партнеров по совместным предприятиям к поиску новых контактов и реализации инвестиционных проектов. Наиболее многообещающим направлением деятельности может стать создание на базе бывших оборонных предприятий гражданских производств, ориентированных на внутренний и внешние рынки. Иностранные фирмы, а также менеджеры инвестиционных объединений, включая пенсионные фонды, проявляют большую заинтересованность во вложении своих средств в гражданские предприятия, созданные на базе высокотехнологичных оборонных производств. При наличии поддержки со стороны международного Фонда конверсии оборонных предприятий зарубежные инвестиции могут быстро достичь суммы в несколько миллиардов долларов ежегодно. Средства этого Фонда могли бы также использоваться для поддержания средней заработной платы работникам предприятий, проводящих программу конверсии своего производства.

Для ряда базовых отраслей, рынок которых по крайней мере на этом этапе реформ останется монопольным в масштабе Союза или республики - электроэнергетика, теле- и радиосвязь, железнодорожный транспорт и, возможно, авиатранспорт- целесообразно проведение ряда проектов с участием иностранных организаций при прямой поддержке Мирового Банка и ЕБРР. Такие проекты способны существенно повысить эффективность общественного производства.

В течение этого периода обострятся проблемы, связанные с неплатежеспособностью предприятий, можно ожидать большого количества банкротств. Поэтому особое значение приобретают программы переобучения рабочих и служащих и организация общественных работ.

Будет продолжена земельная реформа. Колхозы и совхозы преобразуются в кооперативы, товарищества, индивидуальные фермы, а также другие формы предприятий, основанных на частной собственности. Ускорится процесс перераспределения используемой земли в пользу эффективных хозяйств. Развитие свободного рынка сельхозпродукции будет способствовать рациональной специализации в производстве сельскохозяйственной продукции, на основе которой повысится эффективность сельского хозяйства. Развитие рынка земли будет происходить на основе решений, принимаемых Верховными Советами республик.

Около половины суммы внешней помощи на этой стадии очевидно, может быть направлена на поддержку платежного баланса страны, оставшаяся часть распределяется между крупными инвестиционными проектами в инфраструктуру, жилищный сектор, конверсию оборонной промышленности и кредитами для частного сектора. Продолжится предоставление технической помощи.

2.2. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ: 1994-1997 ГГ.

К окончанию первого периода программы реформ в основном сформируется инфраструктура рынка, улучшатся транспортные и коммуникационные системы. Начнется инвестирование в модернизацию традиционной экспортной базы, включая энергетику, и развернется процесс обновления технологий в таких отраслях как переработка сельскохозяйственной продукции, химия, фармацевтика и легкая промышленность. В рамках конверсии военной промышленности увеличится выпуск гражданских товаров. Решения об инвестировании будут приниматься, исходя из требований рынка.

Во втором периоде программы экономических реформ ускорятся изменения, начавшиеся на первом этапе реализации программы, основное внимание будет уделяться структурной перестройке экономики с целью повышения уровня жизни населения и достижения положительного сальдо платежного баланса.

Решительно изменится в этот период структура промышленного производства и торговли. Расширится производство потребительских товаров - включая товары длительного пользования и услуги - тогда как в отраслях тяжелой промышленности произойдет серьезная реорганизация; все большая часть производства будет приходиться на частный сектор. Возрастающая часть инвестиций будет финансироваться частным сектором, путем накопления сбережений внутри страны, а также с помощью прямого иностранного инвестирования. Получат развитие финансовые рынки, включая рынки ценных бумаг, что создаст условия для стимулирования накопления и эффективного использования ресурсов в инвестиционном секторе.

Экспорт будет включать не только сырье, но также и производство промышленной продукции; увеличение эффективности производства внутри страны, особенно в сельском хозяйстве, уменьшит потребность в импорте и улучшит торговый баланс.

Правительство будет осуществлять различные меры для ускорения процесса структурной перестройки экономики:

* будут выполнены проекты технического перевооружения промышленности, они получат поддержку от частного иностранного капитала и международных финансовых организаций, что позволит предприятиям отдельных отраслей промышленности обновить оборудование и сменить ассортимент выпускаемой продукции;

* ряд мер будет предпринят для стимулирования экспорта промышленных товаров;

* с целью создания частной собственности на жилье и повышения мобильности рабочей силы продолжится приватизация жилого фонда и развитие рынка сдаваемого внаем жилья (при поддержке Мирового Банка);

* будут введены детальные правила, регламентирующие процедуру банкротства с тем, чтобы вовремя прекращать производство на убыточных предприятиях;

* усилится процесс перехода оборонной промышленности на выпуск гражданской продукции;

* использование земли и другие аспекты сельскохозяйственного производства будут рационализированы с опорой на рыночные принципы;

* рационализируется размещение отраслей промышленности по регионам.

Во время этого периода завершается налоговая реформа, изменяются ставки подоходного налога, вводятся налоги на добавленную стоимость. В связи с налоговой, будет проводиться и комплексная реформа распределительных отношений, при этом различные виды социальных расходов(на медицинское обслуживание, образование и жилье) частично переводятся на самофинансирование. Т.к. реформы в экономике приведут к увеличению безработицы, реализуются специальные программы переквалификации работников. Будет также изменена политика занятости в общественном секторе.

В отношении МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА программа экономической реформы предусматривает, что официальное международное финансирование на протяжении этого периода начнет уменьшаться, по мере нормализации финансового положения Советского Союза и увеличения притока частного иностранного капитала в страну. Помимо помощи в реконструкции отраслей промышленности и жилищного строительства, отмеченных выше, международную поддержку необходимо было бы направить в следующие области:

* сохранение, но в уменьшающихся объемах поддержки платежного баланса страны для упрочения программы макроэкономической стабилизации;

* кредиты на структурную перестройку ("structural adjustment loans") от Мирового Банка для повышения эффективности производства в ключевых секторах экономики;

* поддержка инвестирования в ключевые отрасли инфраструктуры;

* финансовая помощь формирующемуся частному сектору с помощью специальных фондов поддержки частного предпринимательства под эгидой ЕБРР в рамках проектов совместного инвестирования.

К концу этого периода, в 1997 г., частный сектор будет производить значительную часть валового национального продукта, и произойдет тесная интеграция советской экономики в мировое хозяйство. В результате проведения экономических реформ, структурных преобразований и обновления производственного потенциала увеличатся реальные доходы и жизненный уровень населения.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход к рыночным отношениям опирается на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы ни для кого не являются секретом, о их верности свидетельствует мировой опыт, о них говорится и в советских программах экономических реформ, и в докладе "Советская экономика" (МВФ - МБРР - ОЭСР - ЕБРР).

* МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета, прекращение избыточных денежной эмиссии и кредитования.

* ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН. Цены формируются на основе спроса и предложения.

* ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров.

* ПРИВАТИЗАЦИЯ государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производств в различных отраслях. 

* СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ОТКРЫТОГО ТИПА, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль.

* ОГРАНИЧЕНИЕ ПРЯМОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ. Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государства. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т.д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др.

Основное содержание настоящей программы представлено в виде следующей таблицы.

Таблица.1

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В СССР ПЕРВЫЙ ЭТАП.

СОЗДАНИЕ ИНСТИТУТОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

(1991-93 гг)

Подготовительная стадия

(июнь 1991 - начало 1992 г.)

* Союзный договор

* Соглашение об Экономическом Союзе, в том числе учреждение Межреспубликанского Экономического Комитета

* Проведение в СССР малой приватизации, либерализация цен, продвижение к единому обменному курсу рубля.

* Рассмотрение принятых и обсуждаемых в СССР новых экономических законов и подготовка предложений по внесению в них изменений с участием экспертов международных организаций. Принятие нового экономического законодательства.

* Вступление СССР в качестве ассоциированного члена в МВФ и МБРР, начало обсуждения программ реформ и сотрудничества с международными партнерами, начало технической помощи

ПЕРВАЯ СТАДИЯ.

Макроэкономическая стабилизация и формирование рыночных отношений:

(1992г.)

* Принятие новой Конституции СССР весной 1992 г.

* Проведение многопартийных выборов в законодательные органы летом 1992 г.

* СССР становится членом МВФ и Мирового Банка.

* Осуществление программы стабилизации и либерализации:

- сбалансирование государственного бюджета посредством резкого сокращения субсидий, иностранной помощи, военных и расходов др.

- устранение контроля за ценами при небольшом списке исключений

- независимость Центрального банка и его реорганизация по типу Федеральной резервной системы

- обеспечение конвертируемости рубля по текущим операциям

- либерализация внешней торговли

- снятие ограничений на частную экономическую деятельность - продолжение малой приватизации

- либерализация рынка сельскохозяйственной продукции

- меры по привлечению прямых инвестиций в СССР, в

особенности в отрасли топливно-энергетического комплекса - введение системы продовольственных талонов для смягчения возможных негативных последствий либерализации цен в социальной сфере

* Начало крупномасштабной финансовой помощи, координируемой МВФ и обусловленной проведением в жизнь программы реформ

* Интенсивная техническая помощь в поддержку проводимых и планируемых реформ

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

Укрепление стабилизации, расширение приватизации, реализация структурной политики

(1993г.)

* Поддержание жесткого макроэкономического контроля

* Продолжение конверсии оборонной промышленности

* Подготовка и начало приватизации крупных предприятий, продолжение малой приватизации, активная антимонопольная политика

* Продолжение земельной реформы

* Развитие инфраструктуры финансового рынка, прежде всего банковской системы

* Запуск проектов по развитию инфраструктуры, включая транспорт и связь, по возможности, при участии иностранных частных инвестиций

* Расширение сельскохозяйственного рынка

* Совершенствование технологий и основных фондов при участии иностранного частного сектора

* Продолжение иностранной помощи, обусловленное выполнение программы реформ

ВТОРОЙ ЭТАП:

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

(1994-1997 гг.)

* Активная приватизация крупных предприятий

* Ускорение конверсии оборонной промышленности

* Расширение производства товаров широкого потребления и сферы услуг

* Интенсификация процесса приватизации жилья

* Осуществление налоговой реформы

* Создание рынка рабочей силы

* Расширение частных иностранных инвестиций

* Продолжение иностранной поддержки в сокращающемся объеме

Программа экономической реформы заменит нынешнюю командную экономику Советского Союза системой рыночных отношений. Вместе с тем, она призвана решать целый ряд специфических экономических проблем, с которыми сталкивается Советский Союз в настоящий момент.

Программа экономических реформ, изложенная в этой работе, не только предлагает варианты решения ряда принципиальных проблем, но и показывает, как преодолеть нынешний экономический кризис. Важно также понимать, чем должны быть заменены элементы командной системы, чтобы не был утрачен контроль за экономикой и страна не ввергнута в хаос.

Вместо того чтобы суммировать сказанное выше (тем более это уже было сделано во Введении) изменение методов управления экономикой можно представить в виде следующих ниже таблиц.

Поскольку экономика представляет собой систему элементы которой соединены весьма тонкими нитями, таблицы, где жестко увязываются проблемы с определенным набором средств или механизмов их решения, неизбежно представляет собой упрощение. Несмотря на это, мы полагаем, что даже такое упрощенное представление отражает суть тех принципиальных решений, которые бросаются в глаза, если оценивать нынешние и предстоящие проблемы Советского Союза. Содержание этих решений - введение механизмов рыночных отношений, успешно применяемых в промышленно развитых странах.

Таблица 2.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВЫХОДУ ИЗ КРИЗИСА

Характеристики Мероприятия,

кризиса предпринимаемые для выхода из него

1. Товарный- либерализация цен на основную массу дефицитных товаров;

- импортные поставки, в том числе за счет средств на поддержку платежного баланса,

товарные интервенции в периоды либерализации цен;

- либерализация экономической деятельности и быстрая структурная перестройка производства в пользу увеличения выпуска товаров, пользующихся спросом;

2. Спад производства - создание конкурентной среды в экономике за счет либерализации объемов выпуска продукции и цен, а также за счет снятия многих внешнеторговых барьеров;

- приватизация государственных предприятий и возрождение частного интереса в экономической деятельности;

- коммерциализация деятельности государственных предприятий и приватизация большинства из них;

- стимулирование мелкого и среднего бизнеса; - расширение импорта ключевых товаров, как результат притока валютных средств;

- структурная перестройка производства с увеличением выпуска потребительских товаров и сокращением производства в тяжелой индустрии и оборонной промышленности;

- осуществление инвестиционных программ, в том числе с участием иностранного капитала;

- выравнивание налогового режима в отдельных отраслях экономики;

3. Инфляция- ликвидация "денежного навеса": за счет продажи государственных ценных бумаг, доходов от приватизации, первоначального скачка цен, девальвации курса рубля;

- жесткая денежная и бюджетная политика;

- поддержание стабильного курса рубля в том числе за счет фонда стабилизации рубля;

- политика ограничения личных доходов;

- товарные интервенции в периоды либерализации цен, в том числе за счет поставок товаров по импорту;

4. Безработица- формирование государственной службы занятости и фонда для выплаты пособий по безработице;

- стимулирование частной экономической деятельности и развития мелкого и среднего бизнеса;

- организация общественных работ;

- экспорт рабочей силы (введение в действие закона о въезде и выезде);

- стимулирование экономического роста

5. Дефицит платежного баланса - введение внутренней конвертируемости рубля на основе реалистичного обменного курса и его стабилизации;

- обменный курс будет стимулировать экспорт и защищать производителей внутри страны за счет ограничения импорта;

- выравнивание платежного баланса в связи с девальвацией рубля и ликвидацией множественности курсов;

- поддержка платежного баланса с помощью безвозмездной помощи и долгосрочных кредитов индустриально развитых стран;

- стимулирование иностранных инвестиций;

- государственная политика стимулирования экспорта

6.Дефицит государственного бюджета - восстановление скоординированности бюджетной системы Союза, республик и местных бюджетов на основе заключения Экономического Союза;

- сокращение государственных расходов, особенно в части субсидий, военных расходов и помощи иностранным государствам;

- налоговая реформа;

- строгое соблюдение установленных пределов дефицита госбюджета;

- принятие новых социальных программ только в пределах сбалансированного бюджета;
 

Таблица 3. 

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ В АДМИНИСТРАТИВНОМ И РЫНОЧНОМ РЕЖИМЕ 

Административный режим Рыночный режим

(в существующем варианте

1. Обязательный госзаказ - резкое сокращение объемов государственных закупок в связи с переключением снабжения предприятий и потребительского рынка на горизонтальные связи без посредничества государства;

- государственная контрактная система закупок по рыночным ценам; - сохранение на первые месяцы 1992 года госзаказа с административным установлением цен в части военных заказов, финансируемых из союзного бюджета, фармацевтической промышленности и жестко ограниченного круга других отраслей; 

- сохранение на первые месяцы 1992г. (до формирования продовольственных рынков) натурального налога в сельском хозяйстве (не более 15% от объема производства)

2. Административное- создание конкурентной среды со закрепление существующих свободной сменой делового партнера;

хозяйственных связей- введение в действие законодательства о контрактах и о банкротствах, ужесточение имущественной ответственности за нарушение контрактов, коммерциализация государственных предприятий;

- ликвидация внутренних (межреспубликанских, межрегиональных) барьеров на пути движения товаров на основе заключения Экономического Союза;

- ликвидация на основе либерализации экономической деятельности и оздоровления денежного обращения практики бартерных сделок, встречных поставок и т.п.

3. Административное- ликвидация административного установление цен контроля за ценообразованием за исключением небольшого числа заранее оговоренных исключений;

- замена административного ценообразования рыночным механизмом установления цен на основе спроса и предложения (включая цены на импорт), как в нормальной экономике;

- правительство осуществляет контроль за общим уровнем цен косвенным образом через жесткую денежную и бюджетную политику;

- в дополнение к этому государство влияет на цены и объемы товарного предложения по отдельным товарным группам (продовольствие, медицина) в период либерализации цен непосредственно с помощью товарных интервенций за счет накопленных запасов (включая западные поставки);

- правительство гарантирует наличие минимального объема важнейших видов продовольствия с помощью продовольственных купонов;

4. Дифференциация обменного курса рубля и жесткая регламентация - ликвидация множественности курсов и переход к единому обменному курсу рубля на основе его девальвации;

- введение конвертируемости рубля по текущим операциям (экспортные и импортные поставки);

- поддержание стабильности курса рубля на основе жесткой финансовой политики, фонда конвертируемости рубля и поддержки советского платежного баланса со стороны индустриально развитых государств; - запрещение хождения иностранной валюты во внутренних расчетах;

- существенное изменение режима валютных отчислений, нормализация налогообложения валютных доходов;

5. Административное- отмена лицензий и квот на регулирование режима экспорт и импорт по большинству внешней торговли товаров;

-унификация и значительное снижение тарифов на импорт;

- отмена большей части налогов на экспорт, главным исключением станут энергетические ресурсы, налоговая ставка на которые будет снижаться в течение трех лет;

-создание на этой основе международной конкуренции на внутреннем рынке;

6. Административное- восстановление единства регулирование кредита регулирования денежного обращения на основе создания системы Центральных банков;

-законодательное установление лимитов роста (сокращения) денежной массы в обращении;

- регулирование системой Центральных банков денежного обращения с помощью:

-- установления резервных требований к коммерческим банкам,

-- установления ставки рефинансирования,

-- операций с государственными ценными бумагами;

- свободное установление процента за кредит коммерческими банками;

- кредиты частному сектору, в том числе из фондов, сформированных за счет международных организаций

- ликвидация практики списания кредитов предприятиям