ВСТУПЛЕНИЕ 

Независимо от специфики законодательства отдельных государств, одним из основных элементов системы недропользования является регулирование отношений при разработке месторождений углеводородов, пересекаемых государственными границами, внутренними административными границами (далее - трансграничные месторождения), а также границами лицензионных участков. 

Виды трансграничных месторождений включают: 

  • месторождения, пересекаемые государственными границами; 
  • месторождения, пересекаемые внутренними административными границами; 
  • месторождения, пересекаемые иными границами, разграничивающими правовое пространство (например, границей между континентальным шельфом и морской исключительной экономической зоной). 
Каждый из этих видов может быть представлен как месторождением, разрабатываемым одним недропользователем, так и месторождением, пересекаемым границами отдельных входящих в него лицензионных участков. 

Проблемы разработки трансграничных месторождений углеводородов особенно актуальны для России. Федеративное устройство, предусматривающее право субъекта Федерации определять совместно с федеральными органами лицензирования условия пользования недрами, влечет необходимость двустороннего урегулирования проблем, возникающих при наличии месторождений, пересекаемых границей между субъектами Российской Федерации. Такие месторождения имеются в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, Татарстане и Удмуртской Республике, Республике Коми и Ненецком автономном округе, в ряде других субъектов. Особое значение в настоящее время для России приобретают вопросы международной юнитизации месторождений, расположенных на континентальном шельфе в зонах с не установленной делимитацией. Эти вопросы имеют прямое отношение к запасам углеводородов, обнаруженным в Каспийском море. Мировой опыт показывает, что государства - владельцы ресурсов углеводородов заинтересованы в регулировании разработки таких месторождений с целью увеличения добычи, оптимизации затрат, увеличения государственных доходов от разработки и контроля за состоянием окружающей среды. 

При отсутствии такого регулирования возникает ряд проблем, снижающих эффективность эксплуатации месторождений как для государства, так и для пользователей недрами. 

В период зарождения нефтяной промышленности действовал принцип "first-come first-take" - кто первый пришел, тот и владеет. При добыче углеводородов на пограничных месторождениях каждый владелец участка недр имел право на всю продукцию своего участка. Единственным ограничением было обязательство не проводить бурение слишком близко от границ участка. При этом объем извлекаемых запасов резко снижался по сравнению с теми показателями, которые могли бы быть достигнуты при единой схеме разработки. 

В США каждый американский землевладелец имел право на углеводороды из любой залежи, находящейся под его земельным участком. Добыча углеводородов регулировалась так называемым "правилом захвата", устанавливающим, что углеводороды, добытые из общего месторождения, являются собственностью той стороны, которая осуществила их добычу. Эффектом этого правила было разбуривание участков вдоль их границ и ускоренная добыча, при этом коэффициент извлечения запасов резко упал. Кроме того, если владельцы сопряженных участков недр осуществляют обустройство месторождения раздельно, это увеличивает затраты и уменьшает налоги и иные платежи в государственный бюджет. 

В результате было принято законодательство, обязывающее пользователей недр сотрудничать при эксплуатации общих месторождений углеводородов. Один из вариантов такого сотрудничества - юнитизация (объединение при пользовании недрами) - стал наиболее распространенным базисом национальных и международных соглашений по разработке "трансграничных" ресурсов углеводородов. 

Юнитизация - это разработка месторождения как единого целого всеми заинтересованными владельцами лицензий на это месторождение. Государственные органы обычно используют свои полномочия для того, чтобы в той или иной форме настоять на заключении юнитизационного соглашения.

 
ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

Юнитизационное соглашение – соглашение между владельцами лицензий на разработку углеводородов на одном и том же участке недр, целью которого является совместная разработка этого участка. 

Юнит – объединение владельцев лицензий на разработку одного участка недр на основе юнитизационного соглашения. 

Территория (акватория) юнита – площадь объекта (залежи, месторождения или их части), установленная в юнитизационном соглашении. 

Залежь юнита (объект юнита) – объект (залежь, месторождение или их части), в отношении которых заключено юнитизационное соглашение.Если лицензии выданы на все части объекта и все владельцы лицензий стали участниками юнитизационного соглашения, то юнит совпадает с месторождением (залежью). 

Оператор юнита – юридическое лицо, либо его подразделение, ведущее дела юнита. 

Владельцы юнита – участники юнитизационного соглашения, представленные владельцами лицензий либо их материнскими компаниями (учредителями). 

Долевое участие в лицензии – доля (пай), причитающаяся совладельцу лицензии (при наличии нескольких владельцев) по условиям соглашения о совместной деятельности, либо доля (количество акций) учредителя предприятия, владеющего данной лицензией. 

Тракт – часть залежи, месторождения, расположенная по одну сторону от линии разграничения лицензионных участков. 

Доля тракта в юните - отношение запасов тракта к запасам юнита. 

Доля владельца в юните – доля тракта в юните, умноженная на долевое участие в лицензии. 


 
Содержание
Далее -> РАЗДЕЛ I. ЮНИТИЗАЦИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ, РАЗДЕЛЕННЫХ НА НЕСКОЛЬКО ЛИЦЕНЗИОННЫХ УЧАСТКОВ
Яблоко. Начальная страница
Яблоко. Соглашения о разделе продукции