2.2 ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЮНИТИЗАЦИИ В СЛУЧАЕ, КОГДА МЕСТОРОЖДЕНИЕ УГЛЕВОДОРОДОВ ОБНАРУЖЕНО ПОСЛЕ ДЕЛИМИТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАНИЦЫ 

В этом случае многие вопросы решаются по аналогии с вопросам разработки объектов, пересекаемых границами лицензионных участков. При этом одним из важных вопросов является вопрос о принудительной юнитизации. 

Проблема заключается в том, что пользователь недр имеющий участок в "трансграничном" месторождении (залежи), не обладает правом настаивать на юнитизации. Обычно здравый смысл и заинтересованность сторон в эффективной разработке месторождения являются стимулами для сотрудничества и юнитизации. Однако опыт показывает, что это не всегда так. В связи с этим, как правило, государственной системой лицензирования или контрактной системой предусматривается право государства потребовать, чтобы концессионеры или владельцы лицензий либо заключили юнитизационное соглашение по достижении договоренности между ними, либо приняли план юнитизации, представленный государством. В данном случае меры государственного регулирования направлены на то, чтобы каждый объект разрабатывался наиболее эффективно, и чтобы интересы каждого недропользователя были защищены. 

Не во всех странах есть такое законодательство. Если его нет, владельцы лицензий не могут быть обязаны заключать юнитизационные соглашения, независимо от того, насколько это необходимо с точки зрения рационального недропользования. 

В рамках международного права не предусматриваются какие-либо обязательства государств совместно и согласованно разрабатывать трансграничные месторождения, хотя по этому вопросу существуют различные мнения. Несмотря на Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 3278, рабочая группа Британского Института Международного и Сравнительного Права пришла к заключению: 

"В свете различия во взглядах представляется, что международное право только содержит обязательства проводить консультации и переговоры в тех случаях, когда вопрос об определении морских границ согласован между государствами." 

В заключение этого раздела можно отметить, что, если обязательства по юнитизации между владельцами лицензий является частью условий лицеензии (или договора для подрядчиков), то обязательства по международной юнитизации применительно к государствам, на чьей территории (акватории) находятся трансграничные месторождения, могут содержаться только в соглашениях между этими государствами, учитывая, что международным правом соответствующие обязательства не предусмотрены. 

В свете вышеизложенного зачастую в договора по определению международных границ включаются статьи по месторождениям полезных ископаемых. Эти статьи содержат обязательства каждого государства стремиться к соглашению по эксплуатации трансграничных месторождений по схеме, приемлемой для всех сторон. 

Первая такая статья была включена в договор между Великобританией и Норвегией в 1965 г. (та же основа использовалась позднее в многих других договорах об установлении границ): 

" Если какая-либо геологическая нефтегазовая структура или месторождение углеводородов или какая-либо структура или месторождение иного вида полезных ископаемых, включая песок и гравий, распространяется за границы разделительной линии, и часть такой структуры или месторождения, находящаяся по одну сторону разделительной линии может эксплуатироваться полностью или частично с другой стороны от разделительной линии, Договаривающиеся Стороны должны, проведя консультации с владельцами лицензий, если таковые имеются, стремиться к достижению соглашения по способу, на основе которого структура или месторождение будут наиболее эффективно эксплуатироваться, и механизму, на основе которого вырученный при этом доход будет распределяться". 

В других договорах (например, между Данией и ФРГ, 1971 год) обязательства сотрудничать возникают просто при наличии трансграничных ресурсов. Ряд договоров предусматривает, что такие обязательства возникают только в тех случаях, когда часть структуры или месторождения, расположенная по одну сторону разделительной линии, может эксплуатироваться с территории (акватории), находящейся по другую сторону от разделительной линии путем применения наклонно-направленного бурения. (directional drilling), например, договор между Ираном и Катаром 1969 года. Хотя условия возникновения обязательств могут быть разные, главный принцип у них единый - сотрудничество при разработке трансграничных ресурсов с целью защиты своих интересов, оптимизации эксплуатации и предотвращения возможных споров с соседними государствами.

 
Содержание 
Далее -> 2.3 Соглашение между Ираном и Абу Даби
Яблоко. Начальная страница
Яблоко. Соглашения о разделе продукции