2.4 СОГЛАШЕНИЕ ПО ЗАЛЕЖИ ФРИГГ

Месторождения Северного моря Фригг, Статфьорд и Murchison являются примерами юнитизированных месторождений между Великобританией и Норвегией. В данном обзоре рассматривается одного из этих месторождений - Фригг, - являющееся наиболее характерным примером международной юнитизации при ранее проведенной делимитации континентального шельфа. 

Месторождение Фригг расположено в северной части Северного моря. пересекая границу континентального шельфа, установленную между Великобританией и Норвегией в 1965 г. Месторождение было открыто в 1972 году. Начальные извлекаемые запасы по оценкам составляют 185 млрд. м3 природного газа, из которых 39,18% по соглашению находятся в Британском секторе. 
рисунок 3. Морские границы в Северном море.
В соответствии с договором 1965 года, представители Великобритании и Норвегии провели встречу с целью установления наиболее эффективной схемы разработки и условий распределения доходов. Окончательный текст Соглашения "Frigg reservoir Agreement" был подписан в Лондоне 10 мая 1976 г. Это соглашение выдержало испытание временем, так как оно эффективно действовало в течение более 18 лет (в настоящее время месторождение Фригг находится в стадии падающей добычи). 

Основные положения этого соглашения могут быть сведены к следующему: 

1. Залежь должны эксплуатироваться как единый юнит оператором юнита в соответствии с планом разработки, утвержденным обоими государствами. 

2. Государства должны согласовывать вид и расположение сооружений, которые будут использоваться при эксплуатации залежи. 

3. Каждое государство обязано потребовать, чтобы действующие на их территории владельцы лицензий заключили соглашение как между собой, так и с владельцами лицензий, действующими в другом государстве. Целью таких соглашений является регулирование эксплуатации залежи в соответствии с соглашением между государствами. При этом соглашение между владельцами лицензий носит подчиненный характер по отношению к межгосударственному соглашению. 

4. Каждое государство обязано согласовывать границы залежи, оценки запасов залежи и распределение этих запасов между государствами. 

5. Каждое государство обязано, при невыполнении обязательств по соглашению, решать споры в арбитражном суде. 

6. Каждое государство обязано, при соблюдении правил безопасности, разрешить бурение скважин, предусмотренных планом разработки, составленным владельцами лицензий, и предоставить право свободного перемещения персонала и материалов между сооружениями. 

7. Предусматриваются процедуры переопределения границ залежи и переоценки суммарного объема запасов каждые 4 года, а также в любое другое время, когда будут обнаружены новые залежи, содержащие газ, который может мигрировать в залежь Фригг при начале добычи, по требованию любой из сторон. 

8. Каждое государство обязуется потребовать, чтобы любое лицо, не являющееся стороной по соглашениям в соответствии с вышеуказанным пунктом 3, но имеющее лицензию на добычу на участке, на который распространяется (расширяется) залежь Фригг, заключить юнитизационное соглашение. 

9. Каждое государство обязано гарантировать, что к тому времени, как добыча из залежи Фригг прекратится, доля добычи, полученная владельцами лицензий каждого государства, будет соответствовать пропорциям, согласованным между государствами. 

10. Каждое государство обязано консультироваться с другим государством по вопросам безопасности, но сохраняя за собой право принимать окончательные решения по мерам безопасности, принимаемым в отношении сооружений, находящихся под юрисдикцией этого государства. 

11. Определяются условия налогообложения, применяемого каждым государством в отношении владельцев лицензий при разработке месторождения Фригг, при этом каждое государство соглашается не применять какие-либо иные налоги, кроме предусмотренных соглашением. 

12. Каждое государство обязано обеспечить, чтобы его владельцы лицензий не передавали свои права третьим сторонам без согласия государства, выдавшего лицензию. До предоставления такого согласия каждое государство обязано проконсультироваться с другой стороной. 

13. Соглашением устанавливается комиссия из 6 человек, по 3 от каждого государства, с целью содействия выполнению соглашения. 

14. Соглашение включает краткие уведомления: 

    * положения соглашения не влияют на юрисдикцию каждого государства в рамках международного права 

    * положения соглашения не ограничивают применение законов каждого государства в соответствии с международным правом.

Обязательство потребовать от владельцев лицензий, чтобы они заключили соглашения, регулирующие эксплуатацию залежи, является ключевым положением соглашения.  

Таким образом, основными целями рассматриваемого соглашения являются: 

    1. Согласование механизмов распределения запасов месторождения между государствами (их континентальным шельфом). 

    2. Скоординировать эксплуатацию месторождения владельцами лицензий. 

    3. Обеспечение механизмов разрешения споров, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации.

Соглашение не устанавливает критерий, на основе которого производится распределения запасов: такой критерий установлен при делимитации зон континентального шельфа. Соглашение также не устанавливает правовые условия эксплуатации месторождения: эти условия устанавливаются лицензиями, выдаваемыми каждым государством его пользователям недр. 

Соглашение обязывает каждое государство, через его лицензионную систему, потребовать от пользователей недр разрабатывать месторождение в соответствии с единым планом, утвержденным обоими государствами. Этим оно служит связующим звеном между лицензионными системами двух государств, позволяющим рационально разрабатывать трансграничный объект природопользования.

 
Содержание 
Далее -> 2.5 Проблемы международной юнитизации в зонах, где международная граница не установлена 
Яблоко. Начальная страница 
Яблоко. Соглашения о разделе продукции