[Начальная страница] [Регионы]
 
Юлия Калинина
Кандидаты с твердым концом
 Перед новыми выборами нам придется много отскребать
 
“После выборов я иду в церковь. Потому что чувствую себя безумно виноватой что протолкнула во власть такого гада, которому — с одного взгляда видно — эта власть нужна, только чтоб воровать, тащить без оглядки все, что еще осталось. А, к примеру, соперник его, может и сделал бы что-то полезное людям, поскольку он человек гораздо более порядочный — это тоже с одного взгляда видно. Но не он нас нанял, поэтому мы работаем против него и топим его всячески. Потому что у нас такая работа. Мы отрабатываем свои деньги и не выбираем того, кто нам их платит.”

Женщина, сказавшая мне эти слова, работает в агентстве рекламы, имиджмейкерства и технологичного одурачивания масс. Подобных PR-агентств и консалтинговых фирм очень много, и без них не обходятся ни одни выборы. Вся предвыборная агитация, которую вы видите вокруг себя, дело их рук. 

Суть их работы состоит в манипулировании общественным сознанием. Им надо заставить людей поверить, что данный кандидат лучше всего подходит для данного кресла. Кто он на самом деле и зачем ему это кресло — никакой роли не играет.

Все обилие приемов и методов делится на два типа: либо они направлены на то, чтоб расхваливать своего кандидата, либо на то, чтоб топить соперника. Но по характеру “движущей идеи” они очень разные — есть остроумные и оригинальные, есть гнусные и грязные, есть тупые и примитивные.

***

Бывает, гениальная идея PR-агентства оказывается непонятной широкой публике и ее смысл попросту не доходит до граждан.

К примеру, перед вторым туром выборов губернатора Красноярского края весь город был оклеен огромными плакатами с единственным словом “Зубовъ”. Никто не мог взять в толк: зачем ему прилепили твердый знак? что он должен собой олицетворять и чем соблазнять? Смысл же заключается в следующем: у Лебедя фамилия из шести букв, а на конце мягкий знак, а у Зубова — из пяти без всякого мягкого знака. Так вот если ему прилепить твердый знак, он будет такой же длины, как Лебедь, но только с твердым концом. Для граждан, согласных даже на худой конец, твердый конец гораздо более привлекателен, чем мягкий.

К сожалению, красивая идея оказалась гражданами не понята и не оценена. Зубов с твердым концом проиграл.

Иногда у предвыборных штабов выходят откровенные просчеты — тогда предвыборный метод агитации приносит результаты прямо противоположные ожидаемым.

В том же Красноярском крае сторонники Зубова раздавали от имени Лебедя подросткам в деревнях презервативы, приговаривая: “Голосуйте за Лебедя, потому что он заботится о здоровье нации”. А в самом Красноярске была организована демонстрация натуральных бомжей, гулявших с плакатами “Лебедь — наш губернатор”

По всей видимости тут у зубовцев вышел перегиб. Граждане раскусили их замысел, поняв, что это не Лебедь сам себе такие рекламные акции придумывает, а, наоборот, вероломный соперник бьет его в спину. Так что у Лебедя голосов только прибавилось.

Впрочем, тот же фокус недавно отлично сработал в Дзержинске. Там соперники Лисовского устроили шествие сексуальных меньшинств под лозунгами “Любимого Сереженьку поддерживаем и одобряем!”, и его дело было проиграно.

***

Анализ методов, использованных на региональных выборах за последние два года, показывает, что агитационные технологии развиваются сейчас именно в ту сторону, что ниже пояса. Согласитесь, выдумывать гадости старухи Шапокляк и воплощать их в жизнь --- куда веселее и занимательнее, чем таскать своего кандидата по утомительным встречам с избирателями и снимать про него патриотичные рекламные ролики. Чтобы не быть голословными, приведем свежие примеры предвыборной борьбы.

Сейчас проходит кампания по выборам депутатов в городское собрание Санкт-Петербурга. Говорят, что в силу неких причин нынешнему губернатору хочется ограничить число депутатов “Яблочников”. По нашим данным против них работает та же фирма, что топила в Красноярске Лебедя.

Если на участке зарегистрирован “яблочник”, ему находят “двойников” — людей с той же фамилией. Фирма, работающая против “Яблока”, заручается согласием своих людей баллотироваться (не бесплатно, конечно), собирает для них подписи и регистрирует их в избиркоме. 

Дело сделано. Когда в день выборов избиратель увидит у себя в бюллетене, скажем, трёх Смирновых, очень маловероятно, что он вспомнит, какие инициалы у того, за кого он хотел проголосовать. Значит, проголосует за первого попавшегося. По теории вероятности голоса, предназначенные настоящему кандидату Смирнову, сократятся втрое, распределившись между ним и двумя однофамильцами. 

Ещё один хороший фокус: на днях в городе зарегистрирована общественная организация “Яблоко-Санкт-Петербург”. К “Яблоку” она не имеет абсолютно никакого отношения. Учредили его трое неизвестно откуда взявшихся граждан и молниеносно зарегистрировали - за два дня, хотя обычно эта процедура занимает не меньше полутора месяцев. Теперь в одном бюллетене можно будет увидеть и кандидата от “Яблока” и кандидата от “Яблоко - Санкт-Петербург”. Избирателю, который не в курсе событий, второй кандидат, наверное, покажется даже более подходящим: мол, он от нашего, регионального “Яблока”, а не от центрального. О том, что это самозванец, избиратель скорее всего никогда не узнает. 

В быту такие вещи называются ловкостью рук, мошенничеством и жульничеством. В политике - предвыборной борьбой. Граждан нагло обманывают, но нет никаких законов, позволяющих пресекать и наказывать обманщиков.

Если на вашу машину ночью кто-то наклеит листовку “Голосуй за “Яблоко” таким клеем, который вам потом придётся два дня соскребать, вы ведь ни за что на свете не проголосуете за “Яблоко”. А если в почтовый ящик вам положат приглашение на имя вашего умершего родственника “Дорогой Иван Иванович! Приходите голосовать за кандидата Николаева!”, вы ведь ни за что на свете за него не проголосуете.

Всё гениальное - просто. Обмануть граждан настолько легко, что для этого не надо быть семи пядей во лбу. Достаточно весёлого, озорного нрава...

Ах, вам, может быть, противно, что вас так дурят? Что с вами обращаются, как с последним быдлом, которому можно слить в поилку любое дерьмо - всё равно всё схавает? Не обижайтесь. Любой РR-специалист вам объяснит: “Выборы - это азартная игра на деньги. На кону огромная сумма, и тут нельзя надеяться только на везение. Блефуйте, передёргивайте, врите - победа стоит того.”

*** 

Какие могут быть предприняты контрмеры? Ну, конечно, точно такие же. Команда соперников начнёт клеить на машины свои подмётные листовки, и жизнь автолюбителей превратится в сплошное отскребание. В результате граждан запутают окончательно, и они ещё четыре года будут дивиться, что умудрились выбрать депутатами этаких чудовищ. 

А можно ли заставить РR-агентства вообще не применять методы бессовестного одурачивания при отсутствии законов, запрещающих это делать? По-видимому, можно, но для этого надо быть такими же бесконечно наглыми и жестокими, как сами эти агентства. Так что первыми скорей всего найдут верное решение жириновцы. Когда против них начнут массово применять такого рода методы, они отреагируют как в мире животных. Организаторов и вдохновителей предвыборной борьбы и членов их семей ждут устрашение, физическое воздействие и моральные издевательства. Если делать такие штуки с умом, они, как известно, тоже проходят безнаказанно. 

Но это всё-таки тоже не решение проблемы. А есть ли оно вообще - это решение? Однозначно верного пока не найдено. Ну да, можно вести изобличающие кампании в средствах массовой информации, раскрывать вероломную сущность приёмов и методов предвыборной борьбы, давать опровержения: мол, это всё неправда, я не совращал несовершеннолетнюю девочку, это мои соперники придумали, чтоб меня угробить. Но сами знаете: если тебя захотят измазать грязью, отмыться добела всегда очень трудно.

В общем, не стоит надеяться, что в следующую Думу мы сумеем избрать достойных депутатов. Не сумеем при всём желании.

Предвыборная кампания обернётся походом в луна-парк с головокружительными аттракционами, фокусниками, распиливающими голых женщин, и домиками ужасов, набитыми скрипящими скелетами.

В результате похода родится очередной паноптикум, чему граждане, пережившие предвыборную кампанию, будут даже рады. Потому что лучше ужасный конец (и безразлично, твёрдый он или мягкий), чем ужас без конца.
 

Юлия Калинина
“Московский комсомолец”, 17 ноября 1998 года, № 219, с.2 
 
[Начальная страница] [Регионы]
info@yabloko.ru