[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Российская демократическая партия "ЯБЛОКО"
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ-2004
Эффективная социальная политика как фактор экономического роста

13. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ:

НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Предложения по реформированию системы социальной защиты инвалидов:

Необходимо изменение системы учета инвалидов и введение дополнительной классификация инвалидов по видам пораженных функций организма. Созданная по такому принципу классификация значительно упростит управление в сфере социальной поддержки инвалидов, подготовку регулирующих документов, повысит эффективность и адресность расходования средств бюджета.

Установление критериев инвалидности и порядка прохождения Медико-социальной экспертизы следует проводить на надведомственном уровне.

Необходимо обеспечить возможность инвалидов получать информацию и реализовать право на общение при помощи сети Интернет

Следует повысить доступность электронных СМИ для инвалидов по слуху

Необходимо организовать опубликование на азбуке Брайля нормативно-правовых актов, обязательных для обнародования

Обеспечение прав инвалидов на доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

Строительство оборудованного жилья для инвалидов должно стать обязательной составной частью программ муниципального строительства в РФ

Требуется установить стандарты доступности социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов

Необходима инвентаризация и оборудование всех общественных зданий и сооружений беспрепятственным доступом для инвалидов

Следует повысить ответственность за неисполнение требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Целесообразно ввести целевое направление штрафов, взимаемых с нарушителей норм законодательства на социальную поддержку инвалидов

При предоставлении средств на оплату транспорта необходимо подходить дифференцировано к различным группам инвалидов. Денежные выплаты всем категориям инвалидов могут соответствовать стоимости месячного единого проездного билета. Для отдельных категорий инвалидов следует предусмотреть повышенную материальную компенсацию транспортных расходов - для инвалидов по зрению и «опорников».

Инвалидам по зрению следует предоставлять двойную стоимость единого проездного билета для проезда помощника.

Для инвалидов - «опорников», ввиду неприспособленности общественного транспорта, предоставлять средства на оплату такси в пределах лимита или предоставление натуральных услуг по перевозке органом соцзащиты (социальное такси).

Обеспечение доступа для инвалидов общественного транспорта

Для инвалидов по зрению некоторые виды общественного транспорта - например метро, в нынешнем, не приспособленном для их нужд виде, представляют опасность для жизни. Для инвалидов-«опорников» невозможно пользоваться практически никаким видом общественного транспорта без посторонней помощи.

Требуется предоставить возможность инвалидам по зрению обучаться вместе со своими персональными помощниками, если в том имеется потребность за счет средств органа социальной защиты на оплату услуг помощника.

Необходимо повысить требования к качеству и продолжительности обучения в рамках системы общего образования инвалидов на дому.

Необходимо законодательно обязать редакции государственного телевидения субтитрировать (обеспечивать сурдопереводом) все информационные телепередачи, информирующие граждан о выборах.

Следует законодательно обязать избирательные комиссии всех уровней выборов изготавливать достаточное количество бюллетеней с применением шрифта Брайля для обеспечение волеизъявления граждан с нарушениями органов зрения.

Необходимо законодательно обязать редакции государственного телевидения обеспечивать субтитрированием или сурдопереводом все агитационные передачи или ролики, выходящие в рамках предвыборной кампании.

2. Военная реформа и социальное положение военнослужащих

Ключевая задача военной реформы - сокращение численности армии до 800 тыс. человек при радикальном изменении принципа её комплектования, ставит ряд проблем социального характера.

Необходимо срочно принять федеральную программу по обеспечению жильем военнослужащих, которая включала бы в себя следующие составляющие:

1. Первые 10 лет службы по контракту офицеры и прапорщики получают служебное жилье (в основном в военных гарнизонах).

2. После 10 лет службы по контракту офицеры и прапорщики имеют право на получение квартиры по месту службы, которую после 20 лет контрактной службы можно будет бесплатно приватизировать.

Если же офицер или прапорщик желает после окончания службы (после 20 лет выслуги) переехать на другое место жительства, то после 10 лет службы ему перечисляются на специальный счет в банке такие средства, чтобы после 20 лет службы он мог приобрести себе жилье по социальным нормам в другой местности. Эти средства можно истратить только на приобретение жилья.

3. После 20 лет службы офицер или прапорщик должен в обязательном случае получить квартиру или средства на счете в банке для покупки жилья по социальным нормам.

4. Военнослужащие рядового и сержантского состава, проходящие военную службу по контракту, в основном должны жить в общежитиях казарменного типа.

5. Для военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих военную службу по контракту, являющимися гражданами стран СНГ, должна предоставляться ссуда для строительства жилья (помимо получения ими российского гражданства).

Необходимо введение гласного парламентского контроля за армией и, в частности, за деятельностью военных организаций в России.

3. Дети - сироты: приоритеты государственной политики.

Наиболее актуальная проблема данной социальной группы - обеспеченность жильем. Предложения по обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Снять возрастные ограничения на обеспечение этой категории граждан жилой площадью по установленным социальным нормам.

Установить порядок единого централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья в пределах данного региона.

Для выпускников, продолжающих свое образование в очной форме, необходимо предусмотреть частичные льготы по оплате занимаемого ими жилого помещения, органы исполнительной власти субъектов РФ должны принять меры по размещению указанных выше лиц в специально арендованных жилых помещениях до момента полного предоставления им жилья .

Наиболее уязвимой группой из числа детей-сирот следует признать выпускников интернатных учреждений. В отношении этой группы, а также в качестве профилактических мер, предотвращающих рост числа выпускников интернатных учреждений, следует реализовать комплекс мер:

1. Определить учреждение (орган), которое будет заниматься социальной защитой выпускника в постинтернатный период.

2. Привести в соответствие нормативно-правовую базу по обеспечению социальной защищенности выпускника, разработать механизмы ее реализации и обеспечить ресурсное подкрепление.

3. Следует обеспечить специалистов, работающих с воспитанниками, технологиями работы по формированию социально-психологической защищенности.

4. Определить перечень специалистов, работающих с выпускниками и обеспечивающих их социальную защиту в разных видах учреждений. Расширить права социальных педагогов, позволяющие им представлять права выпускника в суде, войти в квартиру, посетить выпускника в СИЗО, спецучреждениях вне очереди и бюрократической волокиты. Ввести должности социальных педагогов во всех учреждениях, где продолжают свою учебу выпускники.

5. В связи с отсутствием профессиональной подготовки специалистов по работе с выпускниками в постинтернатный период разработать и внедрить программы подготовки специалистов: инспекторов, психологов, социальных педагогов.

6. Ввести закон о минимальном социальном стандарте, который предусматривает обеспечение прожиточного минимума выпускнику до 23 лет при условии его работы.

7. Пересмотреть перечень материальной поддержки при выпуске, в который в настоящее время входят давно устаревшие позиции.

8. Ввести в практику судопроизводства специализированный состав судей по рассмотрению дел несовершеннолетних. Разработать и внедрить практику альтернативных наказаний.

9. Обеспечить преемственность социально-психологической помощи и поддержки выпускника при переходе его из одного учреждения в другое, при выпуске в постинтернатный период.

10. Предусмотреть использование квартиры воспитанника в подготовке к самостоятельной жизни. Например, органам опеки и попечительства при заключении арендных договоров следует предусмотреть адаптационный период самостоятельной жизни ребенка при социальном сопровождении (патронате) в собственной квартире.

11. Разработать критерии подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, содержание воспитательной работы, психолого-педагогической помощи и ввести их в показатели при прохождении учреждением аттестации и аккредитации.

12. Обеспечить возможность учреждению создать условия для подготовки к самостоятельной жизни. Для этого необходимо пересмотреть нормативы САНПИНа для детских домов и школ-интернатов для решения этой задачи.
13. В органах власти и учреждениях, с которыми взаимодействует выпускник в постинтернатный период, необходимо предусмотреть специфику этого взаимодействия, работы с этой категорией детей, обеспечить фасилитаторскую поддержку. Например, выпускник может взаимодействовать со следующими учреждениями:

· служба занятости населения: устройство на работу, помощь в период безработицы;

· отдел учета и распределения жилой площади: постановка на учет; жилищные вопросы;

· народный суд: консультация по гражданским, уголовным делам, судебный исполнитель;

· нотариальная контора: подтверждение правильности оформления документов (копии документов);

· ЗАГС: регистрация браков, архивные данные - родители, место рождения и др.

Поэтому специалисты, работающие в этих учреждениях, должны быть обеспечены методическими рекомендациями по работе с этой категорией юношей и девушек, знать особенности социально-психологического статуса выпускников.

14. Расширить права общественных организаций в решении проблемы социальной защищенности выпускника. В идеале, желательно лицензирование таких организаций, передачи им части полномочий в решении проблем постинтернатной адаптации выпускника, его социальной защищенности с соответствующими последствиями.


Ожидаемый результат такой работы: оптимальная нормативно-правовая, законодательная база, обеспеченная материальными ресурсами и обеспечивающая социально-психологическую защищенность выпускника, учитывающая потребности и интересы выпускника, способствующая формированию самостоятельности и ответственности выпускника.

Мы убеждены, что в России необходимо поддерживать и развивать традиционные формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, такие как усыновление и опека, а также развивать новые формы устройства (семейно-воспитательная группа, патронатное воспитание, приемная семья). Следует поддерживать существующие семейные детские дома, которые безответственно брошены во многих регионах России.

Несмотря на то, что Россия подписала Конвенцию ООН о правах ребенка, она практически не выполняется в статьях, касающихся права ребенка жить и воспитываться в семье.

Для защиты прав ребенка, семьи и детства в Российской Федерации необходимо срочно принять следующие меры:

1. Поддержать создание и развитие государственных и негосударственных служб, эффективно осуществляющих деятельность в области профилактики социального сиротства, поиска, отбора и подготовки потенциальных принимающих родителей, защиты интересов семей с приемными детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных и безнадзорных детей, выпускников детских домов и интернатов; в этих целях органам государственной власти следует:

o Оказывать содействие в лицензировании услуг общественных организаций в области поддержки семьи, опеки и попечительства, семейного жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения. На сегодняшний день лицензию на предоставление услуг в области опеки и попечительства и семейного жизнеустройства имеют только иностранные общественные организации, представляющие агентства по международному усыновлению.

o Размещать социальный заказ в общественных организациях, эффективно работающих в области профилактики социального сиротства и семейного жизнеустройства детей.

o Выделять на льготных условиях необходимые площади для реализации деятельности государственных и негосударственных организаций в области профилактики социального сиротства и семейного жизнеустройства детей .

o Принять необходимые поправки к федеральному закону об опеке и попечительстве, регламентирующие деятельность государственных и негосударственных служб в области защиты интересов семьи и детства на Федеральном и местном уровне, определить права и обязанности уполномоченных государственных и негосударственных служб, стандарты их деятельности, процедуру лицензирования деятельности в области опеки и попечительства, семейного жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения.

o Предусмотреть при необходимости выделение дополнительных федеральных средств местным органам власти для создания и финансирования услуг в области профилактики социального сиротства, семейного жизнеустройства детей, создания на своей территории малокомплектных детских домов, приютов, социальных гостиниц и других учреждений.

o Разработать меры поощрения для государственных сиротских учреждений, активно содействующих семейному жизнеустройству вверенных им детей.

o Разработать меры контроля за финансированием государственных сиротских учреждений, которое должно производиться в полном объеме в соответствии с утвержденными нормами и смете.

o Ввести в штатное расписание государственных сиротских учреждений дополнительные ставки психологов, педагогов, специалистов по социальной работе в соответствии с нуждами и профилем учреждения.

o Поддержать разукрупнение детских сиротских учреждений, создание условий содержания детей, приближенных к семейным.

o Поддержать создание малокомплектных детских домов для детей- инвалидов, детей с проблемами развития и поведения, детей старшего возраста, которые по тем или иным причинам не могут быть в короткий срок возвращены в кровную семью или размещены в семейные формы жизнеустройства.

o Разработать стратегию поддержки в подготовке и повышению квалификации профессиональных кадров для работы в сфере предоставления услуг в области профилактики социального сиротства и семейного жизнеустройства детей. Привлечь к этой деятельности государственные и негосударственные учреждения и организации на конкурсной основе.

2. Поддержать существующий институт усыновления, опеки и попечительства в России, для этого органам государственной власти следует:

o Предусмотреть меры по поддержке усыновления детей - инвалидов, детей с проблемами развития через выплату дополнительного денежного пособия.

o Предусмотреть меры по поддержке семей с тремя и более усыновленными детьми в виде выплаты дополнительного денежного пособия.

o Предусмотреть возможность санаторно-курортного лечения и летнего оздоровительного отдыха для опекаемых и усыновленных детей-инвалидов, воспитанников семейных детских домов, усыновленных, опекаемых, приемных, патронатных семей, если в семье воспитывается более трех несовершеннолетних приемных детей.

o Предусмотреть предоставление жилой площади приемным детям, достигшим совершеннолетия, из семей, усыновившим трое и более детей, лишенных родительского попечения.

o Установить минимальные стандарты выплат денежных пособий для детей, лишенных родительского попечения в семьях опекунов, попечителей, приемных и патронатных семьях. Размеры пособия должны быть установлены не менее местного прожиточного минимума.

o Законодательно закрепить положение, установленное подзаконным актом, о том, что выплата денежных средств на опекаемых детей, имеющих родителей, способных воспитывать и содержать детей, не производится.

o Предусмотреть процедуру льготного получения гражданства для детей, лишенных родительского попечения, при установлении усыновления, детей, находящихся под опекой, проживающих в приемных и патронатных семьях, а также детей без гражданства, проживающих в сиротских учреждениях РФ.

o Предусмотреть процедуру контроля за своевременным получением приспособленной жилой площади для опекаемых детей, воспитанников детских сиротских учреждений в соответствии с существующими федеральными нормами.

3. Развивать новые формы семейного жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения, для этого органам государственной власти следует:

o Принять необходимые законодательные акты, регламентирующие деятельность патронатных семей.

o Создать фонд помещений для предоставления в аренду на льготных условиях государственным детским домам семейного типа, государственным и негосударственным малокомплектным детским домам;

o Создать фонд помещений для предоставления приемным и патронатным семьям в соответствии с существующим законодательством.

4. Разработать меры, позволяющие активно привлекать принимающих родителей в России через СМИ и другие виды рекламной деятельности, а также позитивно влиять на общественное мнение по отношению к детям с особыми нуждами, детям, лишенным родительского попечения, беспризорным и безнадзорным детям, семьям с приемными детьми, семьям группы риска.

5. Произвести реформирование деятельности государственных ведомств и служб федерального и регионального уровня, призванных защищать интересы семьи и детей в Российской Федерации на Федеральном и местном уровне.

6. Произвести необходимые дополнения и поправки в существующее законодательство, а именно:

o Ввести в Семейный кодекс главу 21-1 “Патронатное воспитание. Социальный патронат”.

o Внести дополнение в ст.145 Семейного кодекса, предусмотрев возможность оформления добровольной опеки или попечительства, когда права и обязанности родителей добровольно передаются какому-либо конкретному лицу на определенный срок.

Внести дополнение в ст.145 Семейного кодекса, предусмотрев возможность оформления добровольной опеки или попечительства, когда права и обязанности родителей добровольно передаются какому-либо конкретному лицу на определенный срок.

Принять федеральный закон “О минимальных стандартах в деятельности органов опеки и попечительства”; закон должен, в частности, установить федеральный минимум по выплатам денежных средств из федерального бюджета опекунам, приемным родителям с доплатами из региональных бюджетов.

o Включить профилактическую работу с семьями, в которых дети находятся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи, в обязанности органа опеки и попечительства.

o Внести уточнения и дополнения в Федеральный закон от 24 июля 1998 года “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, где даны определения таких понятий, как “дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации”, “дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи”. Однако не прописана процедура и правовые основания признания ребенка, относящимся к данной категории, в результате чего детям, находящимся в семейных условиях, неблагоприятных для их развития, не может быть оказана эффективная помощь со стороны социальных служб.

o Необходимо внести изменения в Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних (утв. приказом Госкомобразования СССР и Минздрава СССР от 31 января 1991 г. № 55/40) (Введены в действие приказом Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 28 марта 1991 г. № 85/51)):

1. Четко определить критерии для кандидатов в усыновители. Нечеткая формулировка “возможности обеспечения должного содержания и воспитания ребенка” должна быть заменена на ясный критерий - кандидат(ы) в усыновители должны предоставить сведения о доходах, которые не должны быть меньше прожиточного минимума на каждого члена семьи, включая усыновляемого ребенка. Кроме того, в процессе усыновления по требованию какой-либо из сторон может принять участие в качестве наблюдателя представитель некоммерческой организации, занимающейся проблемами детей. Отказ в усыновлении обязательно должен быть мотивирован и может быть обжалован.

2. Необходимо ввести обязательную процедуру отбора и обучения уполномоченными государственными и негосударственными службами.

3. Для новорожденных детей сроки установления усыновления должны быть максимально сокращены.

7. Произвести перераспределение бюджетных средств для развития новых программ социальной помощи и попечительства (бюджет детского дома может обеспечить необходимое количество приемных семей, бюджет дома ребенка может обеспечить семьи краткосрочного размещения и инфраструктуру их обслуживания), разработка финансового обоснования данных программ.

8. Сделать доступным общественному контролю деятельность государственных и негосударственных служб в области защиты интересов семьи и детства, особенно в сфере защиты интересов детей- сирот, детей, лишенных родительского попечительства, выпускников детских домов и интернатов, семейного жизнеустройства детей, в том числе деятельность агентств по международному усыновлению.

4. Некоторые меры по социальной защите граждан российской федерации - участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и жителей блокадного Ленинграда.

Очевидно, что с каждым годом все больше ветеранов войны и труда уходят от нас, поэтому в решении вопросов ветеранов необходимы быстрота и оперативность. Сегодня эта проблема на периферии внимания правительства. Необходимо кардинально пересмотреть позицию правительства по этому вопросу, поскольку именно по отношению к пожилым людям оценивается моральная зрелость общества и государственной власти в стране. Необходимо преодолеть откровенную неразбериху в этом вопросе и для этого нужна политическая воля.

Социальная поддержка ветеранов базируется на принятом в 1995 г. ФЗ «О ветеранах». Однако до сих пор никто не может точно сказать, какого количества ветеранов в нашей стране он непосредственно касается. Из-за того, что в официальной статистике нет точных данных о численности ветеранов различных категорий в разных ведомствах, их количество рассматривается в диапазоне от 24 млн. до 32 млн. человек. Из них примерно 20 млн. чел - ветераны труда.

№ п.п.

Категория ветеранов

Численность за 1999 г.

Численность за 2000 г.

Численность за 2001 г.*

1

Инвалиды ВОВ и приравненные к ним вследствие военной травмы

443 100

369 680

341 747

2

Участники ВОВ

2 232 667

1 864 143

1 671 956

3

Труженики тыла военных лет (п.п.2,4 п.1 ст.2)

13 671 682

11 570 418

10 318 537

4

Жители блокадного Ленинграда (п.п.3 п.1

393 472

375 134

352 858

1-4

Общее число ветеранов ВОВ (УОВ+ВОВ)

16 740 921

14 179 375

12 685 098

* Данные 2001 г. - не очень полны в связи с передачей пенсионных дел с января 2002 г. из собесов в отделения Пенсионного фонда

Как видно из таблицы, количество ветеранов из года в год сокращается, однако средств на реализацию ФЗ «О ветеранах» требуется все больше и больше. Причина - отсутствие четкой статистики по количеству ветеранов, объему и цене предоставляемых льгот.

Предоставляемые субъектами РФ заявки на необходимые средства зачастую базируются на расчетно-экспертном принципе и чаще всего не соответствуют реалиям. Например по данным Минтруда РФ на реализацию ФЗ «О ветеранах» требуется около 140 млрд. рублей (по расчетам Минфина РФ - 250 млрд.руб. без учета пересекающихся льгот по другим законам).

При реализации ФЗ «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета необходимо:

1. Отказаться от попыток отмены либо невыполнения предоставляемых федеральными законами льгот ветеранам по моральным соображениям.

2. Добиться прозрачности и целевого использования выделяемых бюджетных средств.

3. Обеспечить персонифицированный учет лиц, имеющих право на льготы в масштабе регионов и страны, а также объем фактически предоставленных льгот с учетом различных обстоятельств (в настоящее время большое количество ветеранов ВОВ является инвалидами, а среди ветеранов труда - весьма значительная доля тружеников тыла военных лет, одноименные льготы у которых не суммируются; совместное проживание нескольких «льготников»).

4. Выделить в качестве приоритетной задачи по выполнению в полном объеме уже в 2004 году льгот гражданам России участникам ВОВ, труженикам тыла военных лет и жителям блокадного Ленинграда. При этом, принять решение о финансировании в полном объеме всех льгот, предусмотренных для участников ВОВ, тружеников тыла военных лет, жителей блокадного Ленинграда, из федерального бюджета, включая и те из них, которые в настоящее время финансируются из бюджетов других уровней.

5. Создать Координационный Совет при Президенте РФ по делам ветеранов с целью согласования позиций Минздрава, МЭРТ, Минфина, Минобороны, Минтруда по вопросам ветеранов.

6. Выделить полностью средства в федеральном бюджете на реализацию принятого Правительством РФ 23 апреля 2003 г. плана действий Правительства РФ по улучшению социально-экономического положения инвалидов и участников Великой Отечественной войны на 2003-2005 годы

7. Обратиться к Президенту РФ с инициативой рассмотреть вопрос об объявлении 2005 года в Российской Федерации в качестве Года ВЕТЕРАНА в связи с 60-летием победы в ВОВ с реализацией всех льгот ветеранам, предоставленных действующим законодательством РФ.

 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]