[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Российская демократическая партия "ЯБЛОКО"
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ-2004
Эффективная социальная политика как фактор экономического роста

7. МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наделение единым социальным пособием пенсионеров, пребывающих в крайней нищете, позволит снять острейшую проблему выживания граждан, получающих социальную пенсию и пенсионеров - получателей трудовой пенсии, не превышающей прожиточный минимум.

Такая временная и буферная мера даст возможность провести обстоятельную оценку конституционности существующей в стране системы государственного пенсионного обеспечения и реализовать меры по приведению в соответствие с Конституцией РФ обязательств государства перед пенсионерами.

1. Нынешнее пенсионное законодательство сложно и запутанно не только для пенсионеров как прямых «пользователей» этих законов, но и для профессиональных юристов. Речь идет не о стилистических, а о политических изъянах: действующее сегодня пенсионное законодательство фактически противопоставляет трудовые и государственные пенсии.

2. Поскольку из средств государственного бюджета выплачивается только базовая часть трудовой пенсии, а страховая и накопительная части зависят от налоговых платежей работодателя и не обеспечиваются средствами государственного бюджета, обязательства государства обеспечить достойное существование пенсионера (статья 7 Конституции Российской Федерации) не исполняются и не имеют надлежащих гарантий исполнения.

3. Величина социальной пенсии, установленная Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», также не соответствует прожиточному минимуму. Поэтому норма указанного Закона о том, что социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы (п.2 ст.11), ущемляет их право на жизнь.

4. Устанавливая для всех нынешних получателей трудовой пенсии единую максимальную величину пенсии, а также устанавливая единую минимальную сумму ее базовой и страховой частей, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» тем самым исключает качество и меру труда из факторов, определяющих размер и условия выплаты пенсии. Закон также закрепляет неравенство в пенсионных правах граждан в зависимости от времени установления им пенсии (до 1 января 2002 г. или позднее), что противоречит пункту 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.

5. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отменяет многие нормы, которые ранее содержались в пенсионном законодательстве и на которые ориентировалось население. В результате таких изменений десятки тысяч людей не получили и не получат пенсию, на которую они имели право и рассчитывали, строя свою трудовую биографию, выбирая место работы и профессию и т.п. с учетом норм прежнего пенсионного законодательства. Практически обратную силу получает закон, вводящий новые обязанности для граждан (требующий, в частности, большего, чем ранее, трудового стажа для целого ряда категорий трудящихся), что противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации.

6. Согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ни одной из перечисленных причин ограничение пенсионных прав граждан не обосновано.

7. Сложившаяся ситуация недопустима в демократическом, правовом и социальном государстве, каковым является Россия согласно Конституции РФ (п.1 ст.1, п.1 ст.7).

8. Необходимо внести в пенсионное законодательство изменения и дополнения, направленные на уточнение с юридической и экономической точек зрения установленных в нем понятий и правил.

9. Необходимо предусмотреть законодательный механизм трансформации государственных обязательств по целому ряду социальных выплат, рассчитанных ранее по минимальной пенсии по старости, в государственные обязательства, рассчитанные по нынешним минимальным размерам базовой или сумме базовой и страховой частей пенсии.

10. Пенсии исполнившим свой долг перед Родиной военнослужащим и семьям погибших при исполнении долга военнослужащих необходимо исчислять как величину, кратную не базовой части трудовой пенсии, а прожиточному минимуму. Возможны иные варианты:

установить, что пенсия названным лицам устанавливается равной максимальному размеру трудовой пенсии,

либо установить, что пенсии названным лицам выплачиваются по средней величине пенсий государственным служащим.

По сути военная служба тоже служба государству и в таком подходе есть не только прагматический, но идеологический, политический аспект.

11. Трудовая пенсия должна быть определена в законе как государственная пенсия в соответствии со статьями 7 и 39 Конституции.

12. Установить дифференциацию минимального размера базовой и страховой частей пенсии для работавших и не работавших лиц. Сумма базовой и страховой частей социальной пенсии должна соответствовать прожиточному минимуму пенсионера, тогда как для пенсионеров, имеющих длительный трудовой стаж, минимальная сумма базовой и страховой частей должна быть ощутимо выше.

13. Гражданам, размер пенсии которых ниже прожиточного минимума, в переходный период необходимо легально разрешить выполнять оплачиваемые работы без лишения или ограничения пенсионных выплат.

14. Устранить неравенство в пенсионных правах граждан в зависимости от времени установления им пенсии (до 1 января 2002 г. или позднее). Необходимо обеспечить универсальный характер и предусмотреть шаговый механизм конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в нынешние пенсионные права: все граждане, уже заработавшие по ранее действовавшему законодательству право на льготную пенсию, должны ее получать. В отношении граждан, имеющих недостаточный льготный стаж, должна быть разработана система соответствующих коэффициентов.

15. Индексацию трудовых пенсий осуществлять по фактической инфляции, а не по предполагаемой. Средства на индексацию пенсий ежегодно предусматривать в федеральном бюджете в полном объеме. Механизм индексации пенсий должен быть единым вне зависимости от социальной принадлежности и должностного положения будущего пенсионера. Необходимо разработать и внести в Государственную Думу соответствующий законопроект.

16. Государственная Дума должна рассматривать и принимать не только закон о бюджете Пенсионного фонда, но иметь возможность одновременно с этим получать и обсуждать не фигурирующие в указанном бюджете расходы министерств и ведомств на пенсионные нужды работников соответствующей отрасли.

17. Требуется разработать и внести в Государственную Думу законопроект о статусе Пенсионного фонда, а также о государственных органах, уполномоченных осуществлять государственную политику в области пенсионного обеспечения и пенсионного страхования.

18. Внести в пенсионное законодательство необходимые изменения с целью обеспечения права детей, не достигших 18 лет, на пенсию по случаю потери кормильца без каких-либо дополнительных условий и независимо от того, есть у них иной источник дохода или нет.

19. Исключить из пенсионного законодательства нормы о лишении права на трудовую пенсию по инвалидности граждан, умышленно нанесших ущерб своему здоровью.

20. Исключить из пенсионного законодательства нормы о лишении права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца нетрудоспособных членов семей граждан, умышленно нанесших ущерб своему здоровью.

21. В пенсионное законодательство необходимо включить нормы, определяющие правила выплаты пенсий по случаю потери кормильца за период нахождения детей на полном содержании в государственных и муниципальных учреждениях (в таких учреждениях находятся несколько сот тысяч детей, многие из которых дети-сироты), правила определения пенсии по случаю потери кормильца-пенсионера и т.д. На период до введения в действие соответствующих норм необходимо придать статус действующих соответствующим нормам прежнего пенсионного законодательства.

22. Необходимо внести изменения в пенсионное законодательство с целью ликвидации ограничений пенсионных прав иностранных граждан и лиц без гражданства.

23. Необходимо предусмотреть впрямую в текстах федеральных пенсионных законов возможность выбора между социальной и трудовой пенсиями без каких-либо изъятий и ограничений.

24. Предоставляя льготы работодателю по уплате единого социального налога, государство должно ясно определить, в каких случаях и в каких масштабах эти льготы компенсирует федеральный бюджет, а в каких случаях сам застрахованный (за счет снижения размера страховой части будущей пенсии либо за счет добровольного самостоятельного внесения страховых платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации).

25. Необходимо предусмотреть возможность работнику самому вносить платежи единого социального налога при недобросовестности или неплатежеспособности работодателя с возможностью последующего судебного возмещения работодателем соответствующих потерь работника. Это касается и индивидуальных предпринимателей, а также лиц, работающих у них по гражданско-правовому, а не трудовому договору, иных «самозанятых».

26. Налоговое законодательство должно предусматривать льготы не только для пенсионных фондов, но и для самих вкладчиков - на их пенсионные накопления.

Необходимо диверсифицировать источники пенсионного обеспечения ныне живущих пенсионеров. Пенсии, в частности, должны выплачиваться за счет эффективного управления государством собственного имущества: за счет дохода, полученного от эксплуатации природного, ресурсного потенциала страны, федеральных унитарных предприятий.

 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]