РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА


1. НАЗНАЧЕНИЕ, СВОЙСТВА И ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3. СТРАТЕГИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

4. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
5. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
7. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

Одним из серьезных направлений деятельности сервисных организаций в сфере малого бизнеса является взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления по созданию более благоприятных условий для предпринимательства. Опыт различных регионов показывает, что, кроме традиционных круглых столов по проблемам предпринимательства, работы в различных Советах и комиссиях, участия в разработке местных законопроектов, связанных с малым бизнесом, и тому подобной работы, закрепляются новые направления совместной деятельности бизнеса и власти. Все больше структур поддержки сотрудничает с администрацией в разработке региональных и муниципальных программ поддержки предпринимательства. Популярность этой формы работы связана с тем, что, во-первых, налаживаются хорошие контакты с властями, благодаря помощи в осуществлении той работы, которую они обязаны сами выполнять, а, во-вторых, при разработке подобных программ появляется наиболее реальная возможность лоббировать интересы малого бизнеса за счет включения в программу самых значимых и актуальных мер поддержки, отстаивать интересы предпринимателей. В этой связи для сервисных организаций становится достаточно важным иметь четкие представления о сущности и структуре программ поддержки малого бизнеса, а также уметь их разрабатывать.
Надо отметить, что программы государственной поддержки малого бизнеса стали активно разрабатываться на федеральном и региональном уровнях с середины 90-х годов. К сожалению, они не дали желаемых результатов, прежде всего из-за того, что имели ряд существенных, с точки зрения теории управления, недостатков. Анализ этих программ показывает, что в большинстве случаев то, что называли "программой", по сути программой не являлось, а представляло собой традиционный план мероприятий, для которого характерны:

· нечеткость определения конечных целей, делающая невозможным контроль их достижения;
· неполнота мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов;
· неопределенность ожидаемых результатов мероприятий;
· нечеткость определения ответственности за реализацию различных мер;
· нескоординированность мер поддержки, осуществляемых по разным направлениям;
· необоснованность сроков реализации мер и несогласованность логически связанных мер по срокам выполнения;
· нереалистичность программ из-за их ресурсной необеспеченности.

Традиция разработки таких "программ" сформировалась еще в бывшем СССР и вплоть до сегодняшнего дня оставалась практически неизменной, поскольку можно было обходиться видимостью активности в поддержке предпринимательства. Однако в настоящее время ситуация изменилась и именно на местном уровне активно проявляется спрос на грамотно составленные, "работающие" программы поддержки малого бизнеса. Основное предназначение таких программ - уйти от интуитивных, эмпирических попыток решения проблем предпринимательства, найти обоснованные с точки зрения возможностей и потребностей любой конкретной территории способы поддержки бизнеса.
Соответственно появился и спрос на технологию их разработки со стороны структур, ответственных за поддержку малого бизнеса.
В период 1997-1998г.г. в рамках специального проекта, реализованного Фондом Центров Поддержки Предпринимательства при содействии Международного банка реконструкции и развития, была создана и апробирована новая технология разработки и реализации программ поддержки предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях. Предложенная технология, получившая название ПАРСОП (проблемный анализ - разработка стратегии - операциональное планирование), определяет: логическую последовательность процедур разработки программы и системы управления ее реализацией; методы их осуществления; критерии оценки результатов.
К необходимым этапам разработки программы относятся:

1. Проблемно-ориентированый анализ состояния малого бизнеса в регионе (районе, городе);
2. Стратегическое планирование поддержки малого бизнеса;
3. Планирование мер поддержки;
4. Планирование ресурсного обеспечения програмы;
5. Прогнозирование и оценка ожидаемых результатов (определение целей программы);
6. Проектирование структуры и механизмов управления реализацией программы.

Технология была апробирована в нескольких регионах России (Новгородская, Воронежская и Московская области) и оформлена в виде комплекта методических пособий для работников государственных и негосударственных структур поддержки малого бизнеса. В комплект вошли следующие методики:

· "Базовая модель программы поддержки малого бизнеса";
· "Проблемно-ориентированный анализ ситуации в сфере малого бизнеса";
· "Разработка стратегии и основных направлений развития малого бизнеса";
· "Операциональное планирование и управление реализацией программ поддержки малого бизнеса".

Методики подробно описывают, как осуществляется каждый конкретный этап разработки программы, включая все необходимые схемы, таблицы, расчеты, показатели и т.д.
Так, основная задача проблемно-ориентированного анализа состоит в том, чтобы выделить условия среды малого бизнеса, наиболее негативно влияющие на процессы создания, функционирования и развития малых предприятий, поскольку именно на их изменение и может быть направлена любая программа поддержки предпринимательства. Решение этой задачи осуществляется в следующей логической последовательности: анализ результативности малого бизнеса; анализ структуры и потенциала этого сектора; анализ его внешней среды, то есть условий деятельности. Предлагается базовый перечень параметров, характеризующих результативность, структуру, потенциал и среду малого бизнеса, а также даются методики определения желаемых и фактических значений этих параметров. Предлагаемая технология анализа позволяет обоснованно и конкретно ответить на вопрос: "Что требуется изменить в структуре и потенциале малого бизнеса, а также в условиях его деятельности, чтобы улучшить его результативность?"
На этапе разработки стратегии поддержки предпринимательства решается задача выбора приоритетов в распределении ресурсов и усилий по основным направлениям поддержки. Иначе говоря, формируется общий замысел программы, задающий правила выбора конкретных мер поддержки МП и их интеграции в единое целое. На этой стадии необходимо осуществить:

· оценку существующих возможностей изменения тех условий среды, которые на этапе анализа были определены как наиболее неблагоприятные;
· оценку относительной значимости развития малого бизнеса в различных отраслях и видах деятельности с точки зрения интересов региона (района, города);
· оценку объема необходимой поддержки для изменения ситуации в наиболее значимых отраслях и видах деятельности, возможности ее осуществления и выбор приоритетных отраслей для осуществления адресных мер поддержки малого бизнеса в них;
· оценку относительной значимости развития малого бизнеса в различных территориях с точки зрения общих интересов региона, района, города;
· оценку объема необходимой поддержки для изменения ситуации в наиболее значимых территориях, возможностей ее осуществления и выбор приоритетных территорий для осуществления адресных мер поддержки малого бизнеса в них;
· оценку необходимости адресной поддержки отдельных групп населения (безработных, военнослужащих уволенных в запас, инвалидов и др.) и ее объема;
· оценку ожидаемых изменений в структуре, потенциале и результативности малого бизнеса.

В результате решения этих задач будет сделан обоснованный выбор направлений общей и адресной поддержки малого бизнеса, реализация которых в наибольшей степени возможна и одновременно наиболее полезна с точки зрения интересов данного региона, района, города.
После этого можно уже перейти к разработке более конкретизированного плана действий.
Стадия планирования мер поддержки является центральной в процессе разработки программы. Все предыдущие стадии нужны для того, чтобы создать необходимую базу для ее качественного выполнения. В технологии ПАРСОП к результату этой стадии предъявляются следующие требования:

· конкретность (контролируемость) целей программы;
· полнота мер поддержки, необходимых для достижения желаемых результатов;
· логическая связанность и скоординированность мер поддержки;
· конкретность ожидаемых результатов осуществления мер поддержки;
· реалистичность запланированных мер поддержки с точки зрения их сроков и ресурсного обеспечения;
· контролируемость хода реализации.

Предлагаемая технологией последовательность процедур операционального планирования позволяет дать обоснованные ответы на следующие вопросы:

· какие общие меры поддержки нужно реализовать, для желаемого изменения среды малого бизнеса в рамках выбранных на этапе стратегического планирования направлений;
· какие меры нужно реализовать для целевой поддержки развития малого бизнеса в приоритетных сферах деятельности, территориях, а также целевой поддержки действующих и потенциальных субъектов малого бизнеса;
· какие результаты должны быть получены по завершению каждого мероприятия, включенного в план;
· когда должно быть начато и закончено выполнение каждого мероприятия;
· кто несет ответственность за выполнение каждого мероприятия и самостоятельных подпрограмм;
· какие ресурсы (прежде всего финансовые) потребуются на реализацию программы и откуда они будут взяты.

Важная часть программы поддержки - система управления ее реализацией. Здесь определяются: состав функций управления программой, структура системы управления, схема движения потоков информации в ней. Она ориентирована на обеспечение регулярного контроля за ходом работ по программе и, в случае необходимости, выработку решений по ее изменению. Решения, вырабатываемые системой управления, устанавливают следующие типы изменений в программе:

· в составе мероприятий;
· в запланированных результатах мероприятий;
· в сроках начала и окончания мероприятий;
· в составе ответственных исполнителей;
· в объемах финансирования;
· в конечных целях программы.

Кроме перечисленных методик в состав комплекта входит также учебная программа, выступающая как основа для проведения обучения и консультаций для разработчиков региональных и муниципальных программ поддержки предпринимателей.
Ниже приводится описание Базовой модели программы поддержки предпринимательства, которая содержит перечень всех необходимых разделов программы, их структуру, основное содержание и требования к ним и может быть использована как основа при разработке любой конкретной территориальной программы поддержки малого бизнеса.

1. НАЗНАЧЕНИЕ, СВОЙСТВА И ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа поддержки малого предпринимательства (МП) представляет собой модель деятельности органов государственного (местного) управления, определяющую:

· актуальные проблемы развития малого предпринимательства в регионе (территории);
· существующие возможности улучшения условий создания и деятельности малых предприятий и общий замысел использования этих возможностей (стратегию программы);
· задачи изменения внешней среды функционирования и развития малого бизнеса;
· совокупность связанных и скоординированных мер по решению этих задач;
· ресурсы, потребные для реализации мер поддержки;
· ожидаемые результаты (цели программы).

Программа поддержки МП является средством, с помощью которого органы власти могут обеспечить целенаправленность, скоординированность и эффективность действий, призваных улучшить условия развития этого сектора экономики.
Чтобы отвечать своему назначению, программа должна обладать определенными качествами. В данной модели выделяются семь таких качеств: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.
Актуальность - свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых проблем развития малого бизнеса, то есть таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект.
Прогностичность - свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования малому бизнесу, а также изменения в условиях его деятельности.
Рациональность - свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и имеющихся ресурсов, позволят получить максимальный полезный результат.
Реалистичность - свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, то есть между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.
Целостность - свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.
Контролируемость - свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), то есть определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.
Чувствительность к сбоям - это свойство программы выявлять представляющие угрозы для достижения поставленных целей отклонения реального положения дел от запланированного. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа, то есть, чем меньше временные интервалы между соседними контрольными точками (промежуточными целями). Чувствительность должна быть достаточной для того, чтобы в случае сбоя лицо, принимающее решение, имело достаточное время на его выработку. Сверх этого чувствительность избыточна.
Необходимость в разработке специальной программы поддержки МП возникает, если в этом секторе экономики существуют актуальные проблемы, т.е. имеются значительные несоответствия между тем, что есть, и тем, что желательно иметь с точки зрения социально-экономических интересов региона (территории).
Результатами реализации программы поддержки МП должны стать позитивные изменения в его структуре, потенциале и результативности. Именно эти изменения является целями программы. Поскольку ресурсы всегда ограниченны, то невозможно полностью решить все проблемы МП. Поэтому цели программы должны соответствовать не только актуальным проблемам, но и имеющимся возможностям их решения.
Органы власти могут влиять на изменения в структуре, потенциале и результативности МП не прямо, а лишь опосредованно, путем изменения условий создания, функционирования и развития малых предприятий (среды малого бизнеса). Улучшение этих условий является задачей, за счет решение которой будут достигаться цели программы.
Чтобы сделать среду малого бизнеса более благоприятной для него, нужно реализовать комплексы соответствующих действий. Эти действия образуют меры поддержки МП.
Потенциально возможных мер поддержки всегда больше, чем можно осуществить в действительности. Поэтому нужно решать задачу выбора реально возможных мер поддержки, осуществление которых позволит получить наилучший результат. Чтобы сделать обоснованный выбор состава мер поддержки, нужно сформировать общий замысел изменения среды МП и определить приоритетные направления действий, т.е. разработать стратегию программы.
Содержание программы представляется в следующих ее разделах:

1. Состояние и проблемы малого предпринимательства в регионе (районе, городе);
2. Стратегия и основные направления поддержки малого предпринимательства;
3. Цели программы;
4. Меры поддержки малого предпринимательства.
5. Ресурсное обеспечение программы;
6. Управление программой.

Перед основными разделами программы целесообразно дать краткую характеристику общей социально-экономической ситуации в регионе (районе, городе) и перспектив ее изменения.


2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1. Назначение и структура раздела
Раздел программы "Состояние и проблемы малого предпринимательства в регионе (районе, городе)" должен содержать обоснованные ответы на вопросы: что в состоянии и динамике изменения малого предпринимательства в регионе не удовлетворяет объективным требованиям, какие изменения в этом секторе являются наиболее приоритетными, и какие факторы препятствуют этим изменениям. Иначе говоря, должны быть выделены проблемы, на решение которых ориентирована программа.
Всякая проблема проявляет себя как несоответствие между тем, что есть в действительности и тем, что требуется иметь. Острота проблемы тем больше, чем больше величина этого расхождения.
Первое, что дает основание говорить о наличии или отсутствии проблем в малом предпринимательстве, - это результаты работы этого сектора и динамика их изменения. Если они удовлетворяют объективным требованиям, то нет оснований говорить о наличии проблем и нет потребности в разработке специальной программы поддержки малого предпринимательства. Разработка программы обоснована только тогда, когда показано, что такие-то результаты работы малого бизнеса или (и) такие-то тенденции их изменения требуют существенного улучшения.
Если выявлена неудовлетворительная результативность сектора малого предпринимательства, то необходимо установить причины этого.
Недостатки результатов являются следствием каких-то внутренних недостаков сектора малого предпринимательства (его структуры, материально-технической базы, технологического уровня предприятий, качества менеджмента и т.п.) либо (и) недостатков внешней среды его деятельности. Такие недостатки должны быть выявлены и должна быть оценена степень их негативного влияния на результативность. Это даст возможность сделать обоснованные выводы о характере проблем, подлежащих решению и степени их значимости (актуальности).
Исходя из этой логики, раздел программы "Состояние и проблемы малого предпринимательства в регионе (районе, городе)" должен включать подразделы:

· Результативность малого предпринимательства;
· Структура и потенциал малого предпринимательства;
· Условия малого предпринимательства.

2.2. Подраздел "Результативность малого предпринимательства"
Для характеристики результативности МП в данной модели используются основные и дополнительные параметры.
К числу основных относятся:

· Общий объем работ, выполненных малыми предприятиями.
· Объем товаров и услуг, реализованных населению (на одного жителя).
· Объем субподрядных работ, выполненных малыми предприятиями.
· Объем работ, выполненных по госзаказу.
· Объем реализации продукции в других регионах России.
· Объем экспортированной продукции.
· Объем налоговых поступлений в региональный (местный) бюджет от деятельности малых предприятий.
· Балансовая прибыль малых предприятий.
· Объем освоенных инвестиций.
· Число вновь созданных рабочих мест, в том числе:

- на условиях первичной занятости;
- на условиях вторичной занятости;
- среднемесячная оплата труда работников малых предприятий.

В качестве дополнительных параметров результативности могут быть использованы:

· Доля в общем объеме товаров и услуг, предоставляемых населению.
· Доля в общем объеме субподрядных работ, выполненных по заказам предприятий региона.
· Доля в общем объеме госзаказа, распределенном в регионе.
· Доля продукции, реализованной вне региона.
· Доля в общем объеме налоговых поступлений в региональный (местный) бюджет.
· Доля МП в общем объеме инвестиций, освоенных в регионе (районе, городе).

Анализ может проводиться по всем перечисленным выше параметрам или только части из них. Выбор параметров для анализа результативности осуществляется самими разработчиками программы, исходя из имеющейся информации и возможностей ее дополнительного сбора.
Характеристика результативности в целом и по каждому виду результатов представляется в отдельных параграфах. Ориентировочный их состав:

· Общая характеристика результативности малого предпринимательства;
· Объем работ, выполненных малыми предприятиями;
· Освоение инвестиций;
· Налоговые отчисления в бюджет региона (района, города);
· Создание рабочих мест;
· Эффективность работы малых предприятий;

В параграфе "Общая характеристика результативности малого предпринимательства" приводится таблица, содержащая данные о фактическом значении параметров результативности МП, оценки их желаемого значения и степени удовлетворительности - неудовлетворительности результативности по каждому параметру.
В тексте показывается: какие параметры требуют первоочередного улучшения, какие - требуют улучшения, но имеют второй ранг приоритетности, какие не требуют значительного улучшения.Приводятся содержательные комментарии.
Аналогичным образом строится каждый из параграфов. В комментариях основное внимание уделяется раскрытию неудовлетворительных значений параметров результативности в отраслевом разрезе, а также динамике изменений в результативности МП.

2.3. Подраздел "Структура и потенциал малого предпринимательства"
Для характеристики структуры и потенциала МП в регионе в данной модели используются следующие основные параметры:

· Число зарегистрированных малых предприятий.
· Число реально действующих малых предприятий.
· Число малых предприятий на 1 тыс. жителей (плотность):

- зарегистрированных;
- реально действующих.

· Число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
· Стоимость основных фондов.
· Износ основных фондов.
· Оборотные средства, в том числе:

- собственные;
- привлеченные.

· Капитальные вложения, в том числе:

- на производственные нужды;
- на непроизводственные нужды.

· Технологический потенциал предприятий.
· Потенциал менеджмента.

Кроме того, в качестве дополнительных при анализе могут использоваться параметры:

· Число новых предприятий, регистрируемых за год.
· Число предприятий, прекращающих свою деятельность юридически или фактически за год.
· Темп роста (сокращения) числа малых предприятий за год.
· Число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, регистрируемых за год.
· Число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, прекращающих свою деятельность юридически или фактически за год.
· Темп роста (сокращения) числа индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Как и в предыдущем подразделе, анализ может проводиться по всем перечисленным выше параметрам или только части из них. Выбор параметров для анализа результативности осуществляется самими разработчиками программы. Но следует иметь в виду, что исключение любого из параметров существенно обедняет анализ, и его ограничение должно быть обоснованным.
Рекомендуется следующий состав параграфов этого подраздела:

· Общая характеристика структуры и потенциала малого предпринимательства.
· Численность малых предприятий и динамика ее изменений.
· Занятость трудоспособного населения в секторе МП.
· Основные фонды и обротные средства малых предприятий.
· Капитальные вложения малых предприятий.
· Технологический потенциал малых предприятий.
· Уровень менеджмента малых предприятий.

В первом параграфе в табличной форме приводятся данные и оценки, характеризующие состояние структуры и потенциала МП в целом (фактические и желаемые значения параметров), показывается, как проблемы структуры и потенциала МП разделяются по группам приоритетности (актуальности).
В остальных параграфах даются содержательные характеристики, обосновывающие сделанные оценки, приводятся значения дополнительных параметров структуры и потенциала, анализируется динамика изменений, показывается состояние структуры и потенциала в отраслевом и территориальном разрезах.

2.4. Подраздел "Условия малого предпринимательства"
В этой части анализа должен быть построен "профиль среды" МП и выделены факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на его функционирование, рост и развитие.
Для характеристики внешней среды МП в данной модели используются следующие параметры:

· Совершенство нормативно-правовой базы МП:

- в целом;
- в части, определяемой региональной (муниципальной) властью.

· Совершенство организационного механизма регистрации предприятий.
· Совершенство налоговой системы:

- в целом;
- в части, определяемой региональной (муниципальной) властью.

· Объем платежеспособного спроса населения на товары и услуги, в удовлетворении которого могут участвовать малые предприятия.
· Объем регионального (муниципального) рынка субподрядных работ, в выполнении которых могут участвовать малые предприятия.
· Совершенство организационного механизма распределения субподрядных работ.
· Совершенство организационного механизма распределения госзаказа.
· Возможности получения прямой финансовой поддержки проектов МП из регионального (муниципального) фонда.
· Условия получения банковских кредитов.
· Механизм получения малыми предприятиями гарантий со стороны региональных (муниципальных) органов по обязательствам перед финансово-кредитными организациями.
· Уровень платежной дисциплины:

- внутри региона (территории)
- вне региона (территории)

· Возможности формирования малым предприятием необходимой технической базы.
· Доступность земли.
· Доступность помещений.
· Доступность ресурсов:

- материальных;
- топливных;
- энергетических.

· Наличие трудовых ресурсов.
· Доступность современных технологий и "ноу-хау".
· Доступность услуг:

- коммунальных,
- транспортных,
- связи.

· Доступность консалтинговых услуг по вопросам:

- экономической деятельности;
- менеджмента;
- маркетинга.

· Совершенство системы информационного обеспечения деятельности малых предприятий.
· Безопасность условий деятельности малых предприятий.
· Внимание региональных органов управления к малому предпринимательству.
· Внимание органов местного самоуправления к малому предпринимательству.
· Готовность населения включиться в предпринимательскую деятельность.
· Возможности влияния общественных объединений предпринимателей на принятие управленческих решений, касающихся их деятельности.
· Достаточность условий для свободной конкуренции.

Рекомендуется следующий состав параграфов этого подраздела:

· общая характеристика среды МП.
· состояние нормативно-правовой базы МП.
· возможности получения финансово-кредитной поддержки МП.
· возможности создания и развития материально-технической базы МП.
· доступность для МП современных технологий и "ноу-хау".
· состояние мелкомасштабных рынков товаров и услуг, рынков субподряда.
· возможности создания и развития кадрового потенциала МП.
· возможности менеджмента, маркетинга и кооперации МП.
· состояние межрегиональной и внешнеэкономической деятельности МП.
· состояние негосударственной инфраструктуры поддержки МП.
· возможности защиты интересов МП, безопасности и социальной защиты предпринимателей.
· состояние социально-психологической среды МП.

В первом параграфе дается общий профиль среды МП в графической форме, отражающей распределение условий по степени их удовлетворительности. Если такой профиль строился ранее, дается характеристика происшедших изменений. Здесь же показывается, как группируются условия среды по степени их благоприятности (неблагоприятности) для МП и выделяются наиболее важные направления совершенствования этих условий.
В параграфе "Состояние нормативно-правовой базы МП" раскрываются основные недостатки нормативно-правовой базы, негативно влияющие на процессы в малом бизнесе. Показывается, какие нормативно-правовые акты требуется принять, механизмы реализации каких правовых отношений должны быть отрегулированы.
В параграфе "Возможности получения финансово-кредитной поддержки МП" оцениваются степень доступности для малого бизнеса финансовых средств из различных источников и качество механизмов реализации различных форм финансово-кредитной поддержки, состояние налогообложения, уровень платежной дисциплины. Раскрываются основные недостатки действующих механизмов.
В параграфе "Возможности создания и развития материально-технической базы МП" оцениваются условия, определяющие доступность для малых предприятий оборудования, помещений, земли, материальных, топливных и энергетических ресурсов, коммунальных, транспортных услуг и услуг связи. Раскрываются основные недостатки.
В параграфе "Доступность для МП современных технологий и "ноу-хау" анализируются возможности малых предприятий не только установливать контакты с владельцами современных технологий и "ноу-хау", а и получать право на их использование, показываются причины возникающих трудностей (если таковые имеются).
В параграфе "Состояние мелкомасштабных рынков товаров и услуг, рынков субподряда" анализируется состояние рынков товаров и услуг с точки зрения объема спроса в удовлетворении, которого малые предприятия могли бы быть конкурентоспособны, внешние факторы, снижающие конкурентоспособность малых предприятий, анализируется так же объем рынка субподрядных работ и механизм их распределения, объем и механизм распределения госзаказа. Дается общая оценка благоприятности существующих условий и выделяются наиболее существенные недостатки для деятельности малых предприятий:

· на рынках товаров и услуг;
· на рынках субподрядных работ;
· в выполнении госзаказа.

В параграфе "Возможности создания и развития кадрового потенциала МП" анализируется состояние рынка трудовых ресурсов и возможности системы подготовки и переподготовки кадров для малых предприятий. Дается общая оценка благоприятности условий для удовлетворения потребностей МП в кадрах и выделяются их наиболее существенные недостатки.
В параграфе "Возможности менеджмента, маркетинга и кооперации МП" анализируется с точки зрения их полноты и доступности состояние банков информации, которыми могут пользоваться руководители малых предприятий, анализируются также условия участия в выставках, ярмарках, возможности получения консультационных услуг по вопросам экономики, маркетинга, менеджмента, законодательства. Выделяется то, что в наибольшей степени препятствует малому бизнесу.
В параграфе "Состояние межрегиональной и внешнеэкономической деятельности МП" анализируются возможности малых предприятий устанавливать контакты с предприятиями внутри и вне России, получать информацию об их состоятельности, сертифицировать свою продукцию, получать гарантии для иностранных инвесторов и инвесторов из других регионов России, реализовывать маркетинговые мероприятия. Дается общая оценка благоприятности условий для осуществления межрегиональной и внешнеэкономической деятельности и фиксируются недостатки.
В параграфе "Состояние негосударственной инфраструктуры поддержки МП" эта инфраструктура анализируется с точки зрения полноты, мощности и доступности. Рассматриваются также условия ее развития. Выявляется, созданию и деятельности каких компонентов негосударственной инфраструктуры поддержки необходимо содействовать в первую очередь.
В параграфе "Возможности защиты интересов МП, безопасности и социальной защиты предпринимателей" анализируются: существующие угрозы сохранности имущества малых предприятий и конфиденциальной информации; степень давления со стороны криминальных структур; доступность услуг страхования (как с точки зрения их наличия, так и стоимости); доступность услуг государственных и негосударственных охранных служб. Дается общая оценка благоприятности условий с точки зрения безопасности МП и выделяются актуальные проблемы.
В параграфе "Состояние социально-психологической среды МП" анализируются отношение различных региональных органов государственной власти к поддержке малого предпринимательства, органов местного самоуправления, населения. Даются общие оценки благоприятности социально-психологической среды МП с точки зрения:

· внимания региональных органов управления к малому предпринимательству;
· внимания органов местного самоуправления к малому предпринимательству;
· отношения населения к малому предпринимательству;
· готовности населения включиться в предпринимательскую деятельность.


3. СТРАТЕГИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

3.1. Назначение и структура раздела
Программа поддержки МП ориентирована на то, чтобы изменить условия (внешнюю среду) малого бизнеса и за счет этого инициировать процессы изменений в его структуре, потенциале и, в конечном итоге, - результативности. На этапе проблемно-ориентированного анализа состояния МП выявляются параметры результативности, имеющие наиболее неудовлетворительное значение с точки зрения социально-экономических интересов региона (района, города). На этом же этапе выделяются параметры структуры и потенциала МП, неудовлетворительное значение которых определяет недостатки в его результативности. Поэтому представляется на первый взгляд очевидным, что программа поддержки должна быть ориентирована на устранение выявленных несоответствий между фактическими и желаемыми значениями параметров результативности, структуры и потенциала МП. Однако далеко не всегда желаемое совпадает с возможным. Поэтому, чтобы сформировать рациональную структуру мер поддержки МП, реализация которых позволит получить максимально возможный в существующих условиях полезный эффект, необходимо знать не только то, что требуется изменить, но и в какой степени это можно изменить.
В данном разделе программы должен быть сформулирован комплекс логически связанных положений, определяющих: результаты, на достижение которых ориентирована программа (целевые ориентиры программы); основные направления поддержки МП и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается получить желаемые результаты; приоритеты распределения ресурсов и усилий по основным направлениям поддержки. Иначе говоря, должна быть представлена стратегия программы как общий ее замысел, задающий правила выбора конкретных мер поддержки МП и их интеграции в единое целое.
Стратегии программы могут различаться прежде всего по их общей целевой ориентации на рост или на развитие. В тех ситуациях, когда сектор МП развит слабо, основная задача сотоит в том, чтобы создать условия для его экстенсивного роста. В случае развитого сектора МП основной может быть задача его развития за счет технического и технологического перевооружения, освоения новых видов продукции и рынков и т.п. Однако доминирующая ориентация на рост не исключает решения задач поддержки развития либо всех действующих малых предприятий, либо какой-то их части. Точно так же, доминирующая ориентация на развитие не исключает поддержки роста числа малых предприятий, действующих в каких-то отраслях или территориях. При разработке стратегии должно быть принято решение, будет ли разрабатываемая программа ориентироваться только на поддержку роста МП, только на поддержку его развития или же на поддержку роста и развития в определенном соотношении.
Второе решение, определяющее характер стратегии, должно задать ориентацию программы только на меры общей поддержки МП (т.е. меры, распространяющиеся на все малые предприятия, независимо от их отраслевой, территориальной принадлежности или каких-то иных различий), только меры адресной поддержки (т.е. поддержки роста или (и) развития МП в каких-то выделенных отраслях, территориях, поддержки каких-то групп действующих или потенциальных субъектов МП) или же на сочетание общей и адресной поддержки.
Третьим важнейшим для характера стратегии поддержки МП решением является выбор между ориентацией на прямые или косвенные меры поддержки, или же на их сочетание с доминированием тех или иных.
Все эти решения с кратким обоснованием должны быть представлены в данном разделе. Исходя из этого, в нем рекомендуется выделять следующие подразделы:

· целевая ориентация программы;
· приоритетные направления общей поддержки малого бизнеса;
· приоритетные направления адресной поддержки малого бизнеса.

3.2. Подраздел "Целевая ориентация программы"
Формулировку стратегии рекомендуется начинать с фиксации целевых ориентиров, т.е. того, что в конечном итоге должно измениться в результативности малого бизнеса, его структуре и потенциале. Это может быть сделано, например, таким образом: "Стратегия данной программы ориентирована на улучшение следующих параметров результативности малого предпринимательства:... (далее следует перечисление параметров, изменения значений которых были выбраны в качестве целевых ориентиров). Повышение результативности малого предпринимательства по этим направлениям предполагается обеспечить за счет:.... (далее перечисляются параметры структуры и потенциала, по которым предполагается получить наибольшие позитивные изменения).
После фиксации общих изменений в параметрах структуры и потенциала МП, показывается, в каких отраслях (видах деятельности) ожидается получить основное приращение по данному параметру. Например, если в программе в качестве одного из приоритетов выделяется рост численности малых предприятий, то указываются те отрасли (виды деятельности), где этот рост ожидается наибольшим. Точно так же, если в качестве приоритетного направления изменений выделяется рост технологического потенциала, то указывается, где в основном он будет происходить.
Здесь еще не фиксируются величины ожидаемых изменений выбранных параметров результативности, структуры и потенциала МП, а только задаются направления изменений.

3.3. Подраздел "Приоритетные направления общей поддержки малого бизнеса"
В этом подразделе показывается:

· за счет улучшения каких условий среды МП предполагается обеспечить желаемые изменения в его результативности, структуре и потенциале;
· посредством реализации каких способов поддержки предполагается обеспечить желаемые изменения среды МП.

В первом параграфе подраздела представляются те условия среды, изменение которых рассматривается как приоритетные задачи программы.
Во втором параграфе показываются те направления поддержки, которые выбраны в качестве приоритетных.
В данной модели программы выделяется 11 направлений поддержки, каждое из которых в каких-то условиях может быть выбрано в качестве приоритетного:

1. Нормативно-правовая поддержка;
2. Финансово-кредитная поддержка;
3. Поддержка создания и развития материально-технической базы;
4. Содействие доступу малых предприятий к современным технологиям и "ноу-хау";
5. Поддержка развития мелкомасштабных рынков товаров и услуг, рынков субподряда;
6. Поддержка создания и развития кадрового потенциала малых предприятий;
7. Поддержка менеджмента, маркетинга и кооперации;
8. Содействие межрегиональной и внешнеэкономической деятельности;
9. Содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
10. Содействие защите интересов малого бизнеса, безопасности и социальной защите предпринимателей;
11. Содействие формированию благоприятной социально-психологической среды малого предпринимательства.

При разработке стратегии конкретной программы выделяются те направления, осуществление поддержки по которым имеет наибольшие возможности и способно дать наибольший полезный эффект, иными словами, приоритетные направления.
В последующих параграфах данного подраздела кратко указывается, что именно будет осуществлено по каждому приоритетному направлению. Например, перечисляется, какие правовые отношения будут отрегулированы в рамках осуществления нормативно-правовой поддержки, какие произойдут изменения в механизме налогообложения и др. В параграфе, посвященном финансово- кредитной поддержке может указываться, в какой мере она будет ориентирована на прямые и косвенные формы поддержки, что будет делаться для привлечения инвестиций, как изменится механизм распределения субсидий и др.

3.4. Подраздел "Приоритетные направления адресной поддержки малого бизнеса"
В этом подразделе показывается:

· в отношении каких отраслей (видов деятельности), каких территорий и каких действующих или потенциальных субъектов МП будут осуществляться адресные меры поддержки;
· по каким направлениям будет осуществляться эта поддержка.

Данный подраздел в программе может отсутствовать, если будет принято решение не оказывать кому-либо адресной поддержки.
В первом параграфе подраздела перечисляются отрасли (виды деятельности), в отношении которых предусматривается осуществлять адресные меры поддержки, кратко обосновывается, чем обусловлен их выбор и показывается, по каким направлениям она будет осуществляться.
Во втором параграфе подраздела перечисляются территории, в отношении которых предусматривается осуществлять адресные меры поддержки, также обосновывается их выбор и показывается, по каким направлениям она будет осуществляться.
В третьем параграфе перечисляются субъекты малого предпринимательства, которым будет оказываться адресная поддержка, обосновывается их выбор и показывается, по каким направлениям ее предусматривается осуществлять. Такая целевая поддержка может осуществляться как в отношении определенного типа малых предприятий (например, микропредприятий, семейного бизнеса, инновационных предприятий и т.д.), так и в отношении определенных групп населения, вовлеченных или вовлекаемых в сферу малого предпринимательства (например, бывшие военнослужащие, безработные, молодежь, женщины, инвалиды, вынужденные переселенцы и т.д.).
Во всех этих параграфах следует особо обращать внимание на соотношение прямой и косвенной поддержки МП.


4. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

4.1. Назначение и структура раздела
Цели программы - это те желаемые изменения в результативности, структуре и потенциале МП, которые ожидается получить в результате реализации запланированных мер его поддержки.
Основные требования, предъявляемые к целям программы, состоят в следующем:

· они должны быть представлены в виде ожидаемых изменений тех параметров структуры, потенциала и результативности МП, которые на стадии стратегического планирования были выбраны в качестве целевых ориентиров;
· они должны быть контролируемыми, т.е. заданными так, чтобы можно было сравнить ожидаемые и реально полученные результаты;
· они должны быть реалистичными, т.е. соответствовать существующим возможностям.

В данном разделе программы определяются общая цель программы и частные цели, исходя из приоритетов поддержки МП по отраслям (видам деятельности), территориям и его субъектам. В соответствие с этим в нем выделяется следующий состав подразделов:

· общие цели программы;
· цели поддержки малого бизнеса в отраслях;
· цели поддержки малого бизнеса в территориях;
· цели поддержки субъектов малого бизнеса.

4.2. Подраздел "Общие цели программы"
В этом подразделе приводятся оценки ожидаемых изменений параметров результативности, структуры и потенциала МП, которые на стадии разработки стратегии были выбраны в качестве целевых ориентиров программы.
Оценки ожидаемых изменений параметров состояния МП могут даваться в табличной форме или в текстовом варианте. Например, следующим образом: Основными целями программы являются:

· увеличение общего объема работ, выполненных малыми предприятиями до______ (указываются нижняя и верхняя граница интервала, в котором с наибольшей вероятностью окажется значение данной характеристики по окончании программы),
· увеличение объема налоговых поступлений в региональный (муниципальный) бюджет до_____, и т.д. ...

Достижение основных целей будет обеспечиваться за счет:

· увеличения численности малых предприятий до_____,
· увеличения числа занятых на малых предприятиях до_____ ,
· увеличения основных фондов малых предприятий до_____ и т.д.

4.3. Подраздел "Цели поддержки малого бизнеса в отраслях"
В этом разделе приводятся оценки ожидаемых изменений в результативности, структуре и потенциале МП в отраслевом разрезе. Оценки даются как по тем отраслям (видам деятельности), в отношении которых предусматривается реализовать меры специальной адресной поддержки, так и по отраслям (видам деятельности), где ожидаются наиболее существенные изменения в малом бизнесе вследствие реализации общих мер его поддержки.
Оценки ожидаемых изменений даются в табличной форме для параметров результативности и отдельно параметров структуры и потенциала МП

4.4. Подраздел "Цели поддержки малого бизнеса в территориях"
Этот подраздел потребуется в региональных программах, в которых предусматривается осуществить специальные меры государственной поддержки развития МП в тех или иных территориях.
В нем приводятся оценки ожидаемых изменений в результативности, структуре и потенциале МП по приоритетным для поддержки районам или (и) городам. Как и в предыдущем подразделе, ожидаемые изменения в структуре, потенциале МП и его результативности по приоритетным территориям представляются в табличной форме, аналогично тому, как это делалось по отраслям. Но следует иметь в виду, что параметры результативности, структуры и потенциала, включаемые в таблицы для территорий, могут не совпадать с соответствующими параметрами по отраслям. Это зависит от характера ожидаемых изменений.

4.5. Подраздел "Цели поддержки субъектов малого бизнеса"
В этом подразделе приводятся оценки ожидаемых результатов адресной поддержки выделенных субъектов малого бизнеса (если решение об их выделении будет принято). Ожидаемые результаты здесь могут существенно различаться по содержанию. Если, например, поддержка будет осуществляться для того, чтобы включить в малый бизнес какие-то группы населения, то тогда в качестве основного ожидаемого результата может быть принят рост числа малых предприятий, созданных представителями этих групп. Если же поддержка будет осуществляться в отношении инновационных предприятий, то цели здесь должны определяться иначе.
Ожидаемые результаты поддержки по каждой группе субъектов МП представляются в этом подразделе в текстовой форме.


5. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

5.1. Назначение и структура раздела
Центральный раздел всякой программы - план действий, реализация которых позволит достичь желаемых результатов.
Хорошо разработанный план действий обеспечивает:

· полноту мер поддержки, необходимых для достижения целей программы;
· логическую связанность и скоординированность мер поддержки;
· реалистичность запланированных мер поддержки с точки зрения их ресурсного обеспечения и сроков;
· контролируемость хода реализации.

Для этого план действий должен содержать обоснованные ответы на следующие вопросы:

· какие общие меры поддержки нужно реализовать, для желаемого изменения среды МП в выбранных направлениях;
· какие меры нужно реализовать для целевой поддержки развития МП в приоритетных отраслях (видах деятельности), территориях (для региональных программ), а также целевой поддержки тех или иных групп действующих и потенциальных субъектов малого бизнеса;
· какие результаты должны быть получены по завершении каждого мероприятия, включенного в план;
· когда должно быть начато и закончено выполнение каждого мероприятия;
· кто несет ответственность за выполнение каждого мероприятия и самостоятельных подпрограмм;
· сколько средств и из каких источников будет выделено на реализацию программы

Структурирование плана действий может осуществляться по разным основаниям. В данной модели рекомендуется общие меры поддержки структурировать в подпрограммы по выделенным 11 функциональным направлениям (см. п. 3.3), а адресные меры структурировать в подпрограммы поддержки МП в отраслях, территориях и поддержки субъектов малого бизнеса. Например, могут выделяться специальные подпрограммы поддержки МП в коммунальном обслуживании, переработке сельхозпродукции, народных промыслах и т.п. Такой способ структурирования удобен с точки зрения распределения ответственности за достижение целей программы и обеспечения скоординированности мероприятий. Если, например, специальные меры поддержки МП в какой-либо отрасли будут разбросаны по разным функциональным направлениям, то, во-первых, значительно усложнится задача обеспечения их скоординированности, и, во-вторых, будет размыта ответственность за достижение соответствующих целей программы.

5.2. Содержание и форма представления подпрограмм
Число и содержание функциональных подпрограмм зависит от того, какие направления поддержки были выбраны при разработке стратегии в качестве основных, и какие принципиальные способы поддержки были выбраны по каждому направлению. Число и содержание специальных подпрограмм определяется тем, какие отрасли (виды деятельности), территории, субъекты МП были выбраны в качестве приоритетных для поддержки. Состав конкретных мер и ожидаемые их результаты определяются на основе Базового перечня (см. пособие "Операциональное планирование и управление реализацией программ поддержки малого бизнеса"), являющегося частью данной модели программы.
Содержание подпрограмм представляется в табличной форме (см. рис. 5.1) с указанием наименования подпрограммы и ее руководителя.
К каждой подпрограмме целесообразно приложить план-график реализации мер поддержки в виде ленточной диаграммы Гантта.
На вертикальной оси диаграммы откладываются номера всех мер поддержки, включенных в подпрограмму, а на горизонтальной - временные интервалы. Длина каждого отрезка обозначает продолжительность реализации действия (меры поддержки). Действия, логические связанные между собой, так, что одни могут выполняться только после того, как выполнены другие, образуют на диаграмме последовательные цепочки.


6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

6.1. Назначение и структура раздела
В этом разделе программы приводятся оценки ее потребностей в основных видах ресурсов: финансовых, материально-технических, природных, трудовых, - показываются источники их покрытия, и тем самым обосновывается реалистичность программы.
Потребности в ресурсах и источники их покрытия должны быть определены, во-первых, в соответствии с выбранными направлениями и мерами поддержки (например, - поддержка материально-технической базы по приоритетным отраслям или видам деятельности, содействие развитию информационной и консалтинговой инфраструктуры МП, нормативно-правовая поддержка МП и т.д.), во-вторых, по видам ресурсов.
Исходя из перечня основных видов ресурсов, в данном разделе рекомендуется выделять следующие подразделы:

· финансовое обеспечение программы;
· обеспечение программы материально-техническими и природными ресурсами;
· обеспечение программы трудовыми ресурсами.

6.2. Подраздел "Финансовое обеспечение программы"
В этом подразделе даются оценки потребности программы в финансовых средствах на реализацию мер поддержки уровня обеспеченности этих потребностей и показываются источники покрытия потребностей. Оценки представляются по каждой подпрограмме с разбивкой по источникам финансирования в табличной форме.
В тексте подраздела раскрываются источники покрытия потребности программы в финансовых средствах по каждому их виду. Так, в отношении бюджетных средств показывается какая их доля будет обеспечиваться за счет поступлений из федерального, регионального и местных бюджетов. Аналогично показываются объемы ожидаемого финансирования из фондов поддержки разных уровней. Раскрываются источники внебюджетных и привлеченных средств и даются оценки ожидаемых объемов поступлений из них.

6.3. Подраздел "Обеспечение программы материально-техническими и природными ресурсами"
В этом подразделе показывается потребность в материально-техническом обеспечении мероприятий программы поддержки МП, а также объем и конкретные виды материально-технических и природных ресурсов, которые могут быть направлены на эти цели с указанием источника обеспечения.
Основными видами материально-технических и природных ресурсов, степень обеспеченности которыми необходимо учитывать в зависимости от содержания программы поддержки МП, являются:

· производственные площади, нежилые помещения;
· технические средства;
· транспортные средства;
· сырье;
· земельные ресурсы;
· природные ресурсы (минеральные, леса, воды, рыбные запасы и т.д.);
· энергетические ресурсы.

Общая потребность в материально-технических и природных ресурсах приводится по каждому их виду в отдельности путем сведения всех потребностей, необходимых для реализации конкретных программ поддержки. Здесь учитываются как меры прямой материально-технической поддержки субъектов МП через выделение субъектам МП ресурсов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так и потребности в материально-техническом обеспечении других направлений поддержки (кадровой, информационной, технологической, развития инфраструктуры и т.д.) для получения зафиксированных в программе результатов.
Затем составляются сводные таблицы, где указывается требуемое количество материально-технических и природных ресурсов по каждому виду в отдельности.
В этом же подразделе фиксируется, какими материально-техническими ресурсами располагает регион (район, город) для реализации программы поддержки в соответствии с выявленными потребностями.

6.4. Подраздел "Обеспечение программы трудовыми ресурсами"
В этом подразделе даются оценки потребности программы в трудовых ресурсах, для обеспечения желаемых изменений в состоянии малого бизнеса по отраслям, уровня обеспеченности этих потребностей и показываются источники покрытия потребностей.
Данные о потребностях в трудовых ресурсах и уровня обеспеченности их покрытия приводятся в табличной форме. Как и в предыдущем подразделе, в таблице приводятся отрасли, по которым ожидаются основные изменения в состоянии МП.
В тексте подраздела раскрываются также источники покрытия потребности программы в трудовых ресурсах.


7. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

7.1. Назначение и структура раздела
Управление программой - это совокупность скоординированных действий, реализуемых органами управления различного уровня и призванных обеспечить запуск программы, контроль и анализ хода работ, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.
Для выполнения функций управления реализацией программы необходимо построить специальную управляющую систему.
В этом разделе программы дается описание структуры и организационного механизма управления ее реализацией.
Для описания управляющей системы рекомендуется следующий состав подразделов:

· функции управляющей системы;
· структура управляющей системы;
· организационный механизм управления программой.

7.2. Подраздел "Функции управляющей системы"
В этом подразделе определяется, что должна делать система, управляющая реализацией программы.
Такого рода системы предназначены, прежде всего, контролировать состояние работ по программе и вырабатывать решения при возникновении или предполагаемом возникновении сбоев (отклонений реального положения дел от запланированного).
Эти системы вырабатывают решения, устанавливающие следующие типы изменений:

· в составе мероприятий;
· в запланированных результатах мероприятий;
· в сроках начала и окончания мероприятий;
· в составе ответственных исполнителей;
· в объемах финансирования;
· в конечных целях программы.

Для своевременного обнаружения возможных сбоев в работе должны осуществляться сбор информации о состоянии работ по программе, ее обработка и анализ. Кроме этого, управляющая систем должна обеспечивать информирование о состоянии работ по программе ее участников и вышестоящих органов управления.
Базовый перечень функций управления реализацией программы, рекомендуемый для использования при проектировании конкретных управляющих систем, включает в себя:

1. Планирование выполнения мероприятий программы.
2. Организация выполнения мероприятий программы.
3. Контроль хода выполнения мероприятий программы.
4. Анализ состояния работ по программе.
5. Выработку решений, не требующих изменения ключевых параметров программы.
6. Подготовку решений для принятия их органом власти, утвердившим программу.
7. Отчет о ходе работ по программе утвердившему ее органу власти.
8. Запрос статистической информации о состоянии МП.
9. Анализ состояния МП.

7.3. Подраздел "Структура управляющей системы"
В этом подразделе должны быть определены органы управления программой и распределение полномочий и ответственности между ними.
Предлагаются следующие органы управления реализацией программы и распределение функций между ними.
Руководитель программы принимает решения, не требующие корректировки выходных параметров программы. Однако он не принимает решений относительно исполнителей мероприятий программы. Эти решения принимаются руководителями подразделений региональных и муниципальных органов управления и организаций, участвующих в выполнении подпрограммы.
Руководство каждой подпрограммой осуществляет целевой руководитель, который самостоятельно принимает решения по подпрограмме, если они не затрагивают связей с другими подпрограммами или не требуют корректировки выходных параметров подпрограммы. Целевой руководитель также не принимает каких-либо решений относительно исполнителей мероприятий подпрограммы.
Координационный совет программы призван обеспечивать координацию связей внутри нее и вовне. Совет состоит из:

· руководителя программы;
· руководителей подпрограмм;
· представителей малого бизнеса;
· других представителей общественности.

В компетенцию Координационного совета входит:

· анализ хода работ по программе и их результатов;
· выработка решений в ситуациях, произошедших или прогнозируемых сбоев, требующих согласованых изменений в нескольких подпрограммах или общих параметрах программы;
· подготовка решений об изменении программы, принятие которых находится в компетенции Главы Администрации;
· утверждение отчетов о выполнении работ по программе, направляемых в Администрацию.

Ответственные исполнители работ (ОИР) составляют нижний уровень руководства программой. Они осуществляют руководство выполнением конкретных мероприятий программы. ОИР принимают решения только по содержанию той части подпрограммы, за которую отвечают.
Для обеспечения эффективного контроля за ходом реализации программы и обеспечения информационных потоков в системе управления создается Информационно-аналитическая служба. Основная задача этой службы - формировать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии целостную картину фактического состояния работ по программе, обеспечивая тем самым возможность принятия своевременных и качественных решений в процессе осуществления программы. На муниципальном уровне, где возможности более ограниченны, координационный совет в таком широком составе, как описано выше, может не создаваться, а функцию ИАС может принять на себя Центр поддержки МП.

7.4. Подраздел "Организационный механизм управления программой"
В данном подразделе описывается порядок взаимодействия органов управления программой в ходе ее реализации.
В первом параграфе дается схема движения информационных потоков в управляющей системе (например, запросно-отчетный вариант документооборота в системе и осуществление основных информационных связей через Информационно-аналитическую службу).
В других параграфах описывается: кто, что, когда должен делать при реализации каждой из функций управляющей системы.
При проектировании организационного механизма должна быть определена периодичность текущего контроля в системе. Сбор информации о состоянии работ по программе может осуществляться ежемесячно или с меньшей периодичностью. Но следует иметь в виду, что, чем меньше периодичность контроля, тем меньше чувствительность системы к сбоям, тем меньшими возможностями она будет обладать для своевременного обнаружения необходимости выработки решений. Наряду с этим должен быть спроектирован механизм выработки оперативных решений в случае возникновения непредвиденных обстоятельств внутри контрольных периодов.