ПРОГНОЗ

Артем НОВИКОВ, Дмитрий АЛЕШИН

Какими будут цены на бензин?
Среднесрочный прогноз


КРАТКО

Бензиновый кризис вот уже несколько месяцев будоражит общественность. И хотя основной ажиотаж среди автомобилистов уже пошел на убыль, многие наверняка еще задумываются о том, чтобы пополнить запасы топлива. Тот, кто не успел этого сделать по старым ценам, может уже не беспокоиться - на осень ожидается стабилизация цен на автомобильный бензин. А вот зимой придется трудно.

ЧТО БЫЛО

Начиная с мая темпы роста цен на автомобильный бензин марки А-76 и А-92 опережали индекс потребительских цен (здесь и далее использованы статистические данные Госкомстата). Уже тогда заговорили о первой волне "бензинового кризиса". Его "вторая волна" ознаменовалась двузначным удорожанием цен на топливо в июле и августе.
За январь-июль потребительские цены на бензин выросли в 1,8 раза, цены производителей - в 2,2 раза, в то время как цены производителей на нефть увеличились в 1,6 раз.
Несмотря на то, что бензиновый
кризис затронул все субъекты федерации, наибольшее увеличение цен производителей на автомобильный бизнес в июле отмечено в Ростовской, Архангельской, Камчатской, Магаданской областях, что, в частности, поставило под угрозу северный завоз.
Динамика цен производителей и
потребительских цен на бензин в сравнении с динамикой индекса потребительских цен (мерой инфляции) и внутренней ценой на нефть свидетельствуют о том, что бензиновый кризис - явление в большей степени объективное, а не результат сговора бензиновых магнатов. Отпускные цены на бензин систематически занижались по сравнению с ценами на конечную продукцию, что вело к относительному удешевлению топлива по сравнению с другими товарами. В ресурсоемкой экономике, которой является экономика России, такое занижение цен на продукцию "системообразующего" ТЭК позволяло сохранять паритет конкурентоспособности отечественных товаров по отношению к импортным. Но такой систематический перекос не мог сохраняться вечно: рост неплатежей, нарастающая задолженность нефтяной отрасли перед федеральным бюджетом, постепенное ухудшение сырьевой базы привели к необходимости повышать цены. Поэтому причину бензинового кризиса надо искать внутри самого ТЭКа, а не на мировых рынках. Благоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти (в январе 1999 соотношение цен на нефть внутри страны с ценами на мировом рынке составляло 21,1%, в июле - 16,4%) только формировала данный процесс, выступив своего рода катализатором, но никак не первопричиной кризиса. Цены на топливо продолжают оставаться под преимущественным воздействием факторов национального, а не мирового характера.

ЧТО БУДЕТ

Так как же будут развиваться события в ближайшем будущем?
1. Наиболее важным вопросом в среднесрочном прогнозе цен на бензин является определение дефицитности этого вида топлива. Согласно статистике Госкомстата, опасения возникают только относительно дизельного топлива и топочного мазута, но никак не бензина. Так, реализация дизельного топлива и топочного мазута на внутреннем рынке за первое полугодие 1999 года упала по сравнению с первым полугодием 1998 более чем на 20%, экспорт же вырос на 14,6 и 27,7% соответственно. Такая тенденция заставляет всерьез рассчитывать на введение либо экспортных пошлин, либо (косвенно, через механизм обязательных внутренних поставок) экспортных квот на данные виды топлива. Первой ласточкой в этом отношении было постановления правительства "Об обеспечении поставок отдельных видов нефтепродуктов потребителям РФ". В случае же автомобильного бензина внутренняя реализация упала на 11,2%, экспорт - на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 1998 года. И хотя общий выпуск бензина сократился на 6,1%, производство бензина марки А-92 (А-92 и выше) выросло на 4,3%. Что касается сырой нефти, то экспорт в страны дальнего зарубежья вырос всего на 0,06% при падении производства на 0,2% за указанный период времени. Таким образом, даже если сделать поправку на контрабанду бензина на Украину, в Польшу, Японию, Китай, где бензин дороже в 2 - 5 раз, ожидать острого дефицита автомобильного бензина не приходится.
2. Главным фактором эскалации цен на бензин выступали цены производителей. Темпы роста цен производителей были систематически выше темпов роста потребительских цен на бензин и внутренних цен на нефть. Такое развитие событий привело к тому, что отношение внутренних цен на нефть к ценам производителей на бензин стало уменьшаться, т.е. доля стоимости нефти в бензине понизилась. Это означает увеличение рентабельности для поставщиков бензина.
С другой стороны, это привело к росту доли цены производителей в конечной, потребительской цене на бензин, что означает трансферт прибыли от АЗС к поставщикам. Из сложившейся ситуации может быть два выхода. В первом случае владельцы АЗС постепенно вернут себе за счет потребителя утраченную маржу, восстанавливая ценовые пропорции, существовавшие до кризиса. В этом случае ожидается дополнительное, "инерционное" повышение цен на бензин в ближайшие месяцы (сентябрь-октябрь) в среднем на 5 - 7%. В другом случае АЗС "сольются" со своими поставщиками, организовав тем самым вертикальную структуру, что позволит им продержаться на плаву, не поднимая цены. Что лучше для конечного потребителя - еще неизвестно. Тем не менее, в настоящих политических условиях второй вариант кажется наиболее вероятным. Он не дает всплеска цен в краткосрочной перспективе, чего так хочется правительству в условиях уборки урожая и северного завоза, однако к зиме-весне 2000 г. укрепившиеся вертикальные структуры смогут более решительно и сплоченно контролировать цены. Судя по последним сообщениям прессы, этот вариант уже начал реализовываться.
3. Поскольку до настоящего момента цены на бензин росли крайне неравномерно географически, то в ближайшие недели следует ожидать постепенного выравнивания уровня цен в различных регионах. Так, если в мае отношение максимальной региональной цены на бензин к минимальной составляло 207%, то в июле - 222%. Следует ожидать роста цен на бензин в тех субъектах Федерации, где их уровень еще невелик (Оренбургская, Астраханская, Пермская области).
4. Проект бюджета на 2000 г. предусматривает увеличение акцизов на автомобильный бензин (с 4,1 млрд руб. в текущем году до 15,3 млрд руб. в 2000 г.), на сырую нефть, включая газовый конденсат (с 5,7 до 7,8 млрд руб.). Планируется также повысить экспортную пошлину на сырую нефть и нефтепродукты в 1,5 раза. Все это делает возможным резкий скачок на бензин уже в январе 2000 г.

ПРОГНОЗ

Мы ожидаем стабилизации цен на бензин на период сентябрь-ноябрь 1999 г. В условиях крайней политизации данного вопроса во время сбора урожая и северного завоза, поставщики бензина, уже и так неоднократно за последние месяцы корректировавшие цены на топливо, не решатся лишний раз "дразнить" нового премьер-министра и попридержат эскалацию цен на уровне ниже инфляции, благо острого дефицита наблюдаться не будет. Цены будут расти в основном за счет географического арбитража. В этот период следует ожидать выполнения молчаливого "джентльменского" (или "карательного") соглашения между правительством и нефтяниками, результатом которого будут процессы поглощения в ТЭК и создания вертикальных структур. По мере приближения выборов в Государственную Думу топливные проблемы отойдут на второй план, и отложенное осенью повышение цен на бензин придется на декабрь-январь, форсированое сезонным всплеском инфляции и введением акцизов для пополнения бюджета.
Так что первым весенним автомобилистам, видимо, придется мириться с ценами в районе 17 - 23 руб. за литр А-92.