|
|
 |
 |
 |
|
ПРОГНОЗ
Артем
НОВИКОВ, Дмитрий АЛЕШИН
Какими будут цены на бензин?
Среднесрочный прогноз
КРАТКО
Бензиновый
кризис вот уже несколько месяцев будоражит общественность.
И хотя основной ажиотаж среди автомобилистов уже пошел
на убыль, многие наверняка еще задумываются о том,
чтобы пополнить запасы топлива. Тот, кто не успел
этого сделать по старым ценам, может уже не беспокоиться
- на осень ожидается стабилизация цен на автомобильный
бензин. А вот зимой придется трудно.
ЧТО
БЫЛО
Начиная
с мая темпы роста цен на автомобильный бензин марки
А-76 и А-92 опережали индекс потребительских цен (здесь
и далее использованы статистические данные Госкомстата).
Уже тогда заговорили о первой волне "бензинового кризиса".
Его "вторая волна" ознаменовалась двузначным удорожанием
цен на топливо в июле и августе.
За
январь-июль потребительские цены на бензин выросли
в 1,8 раза, цены производителей - в 2,2 раза, в то
время как цены производителей на нефть увеличились
в 1,6 раз.
Несмотря на то, что бензиновый кризис
затронул все субъекты федерации, наибольшее увеличение
цен производителей на автомобильный бизнес в июле
отмечено в Ростовской, Архангельской, Камчатской,
Магаданской областях, что, в частности, поставило
под угрозу северный завоз.
Динамика цен производителей и потребительских
цен на бензин в сравнении с динамикой индекса потребительских
цен (мерой инфляции) и внутренней ценой на нефть
свидетельствуют о том, что бензиновый кризис - явление
в большей степени объективное, а не результат сговора
бензиновых магнатов. Отпускные цены на бензин систематически
занижались по сравнению с ценами на конечную продукцию,
что вело к относительному удешевлению топлива по сравнению
с другими товарами. В ресурсоемкой экономике, которой
является экономика России, такое занижение цен на
продукцию "системообразующего" ТЭК позволяло сохранять
паритет конкурентоспособности отечественных товаров
по отношению к импортным. Но такой систематический
перекос не мог сохраняться вечно: рост неплатежей,
нарастающая задолженность нефтяной отрасли перед федеральным
бюджетом, постепенное ухудшение сырьевой базы привели
к необходимости повышать цены. Поэтому причину бензинового
кризиса надо искать внутри самого ТЭКа, а не на мировых
рынках. Благоприятная конъюнктура на мировом рынке
нефти (в январе 1999 соотношение цен на нефть внутри
страны с ценами на мировом рынке составляло 21,1%,
в июле - 16,4%) только формировала данный процесс,
выступив своего рода катализатором, но никак не первопричиной
кризиса. Цены на топливо продолжают оставаться под
преимущественным воздействием факторов национального,
а не мирового характера.
ЧТО
БУДЕТ
Так
как же будут развиваться события в ближайшем будущем?
1. Наиболее важным вопросом в среднесрочном
прогнозе цен на бензин является определение дефицитности
этого вида топлива. Согласно статистике Госкомстата,
опасения возникают только относительно дизельного
топлива и топочного мазута, но никак не бензина. Так,
реализация дизельного топлива и топочного мазута на
внутреннем рынке за первое полугодие 1999 года упала
по сравнению с первым полугодием 1998 более чем на
20%, экспорт же вырос на 14,6 и 27,7% соответственно.
Такая тенденция заставляет всерьез рассчитывать на
введение либо экспортных пошлин, либо (косвенно, через
механизм обязательных внутренних поставок) экспортных
квот на данные виды топлива. Первой ласточкой в этом
отношении было постановления правительства "Об обеспечении
поставок отдельных видов нефтепродуктов потребителям
РФ". В случае же автомобильного бензина внутренняя
реализация упала на 11,2%, экспорт - на 4,5% по сравнению
с аналогичным периодом 1998 года. И хотя общий выпуск
бензина сократился на 6,1%, производство бензина марки
А-92 (А-92 и выше) выросло на 4,3%. Что касается сырой
нефти, то экспорт в страны дальнего зарубежья вырос
всего на 0,06% при падении производства на 0,2% за
указанный период времени. Таким образом, даже если
сделать поправку на контрабанду бензина на Украину,
в Польшу, Японию, Китай, где бензин дороже в 2 - 5
раз, ожидать острого дефицита автомобильного бензина
не приходится.
2. Главным фактором эскалации цен
на бензин выступали цены производителей. Темпы роста
цен производителей были систематически выше темпов
роста потребительских цен на бензин и внутренних цен
на нефть. Такое развитие событий привело к тому, что
отношение внутренних цен на нефть к ценам производителей
на бензин стало уменьшаться, т.е. доля стоимости нефти
в бензине понизилась. Это означает увеличение рентабельности
для поставщиков бензина.
С другой стороны, это привело к росту доли цены производителей
в конечной, потребительской цене на бензин, что означает
трансферт прибыли от АЗС к поставщикам. Из сложившейся
ситуации может быть два выхода. В первом случае владельцы
АЗС постепенно вернут себе за счет потребителя утраченную
маржу, восстанавливая ценовые пропорции, существовавшие
до кризиса. В этом случае ожидается дополнительное,
"инерционное" повышение цен на бензин в ближайшие
месяцы (сентябрь-октябрь) в среднем на 5 - 7%. В другом
случае АЗС "сольются" со своими поставщиками, организовав
тем самым вертикальную структуру, что позволит им
продержаться на плаву, не поднимая цены. Что лучше
для конечного потребителя - еще неизвестно. Тем не
менее, в настоящих политических условиях второй вариант
кажется наиболее вероятным. Он не дает всплеска цен
в краткосрочной перспективе, чего так хочется правительству
в условиях уборки урожая и северного завоза, однако
к зиме-весне 2000 г. укрепившиеся вертикальные структуры
смогут более решительно и сплоченно контролировать
цены. Судя по последним сообщениям прессы, этот вариант
уже начал реализовываться.
3. Поскольку до настоящего момента
цены на бензин росли крайне неравномерно географически,
то в ближайшие недели следует ожидать постепенного
выравнивания уровня цен в различных регионах. Так,
если в мае отношение максимальной региональной цены
на бензин к минимальной составляло 207%, то в июле
- 222%. Следует ожидать роста цен на бензин в тех
субъектах Федерации, где их уровень еще невелик (Оренбургская,
Астраханская, Пермская области).
4. Проект бюджета на 2000 г. предусматривает
увеличение акцизов на автомобильный бензин (с 4,1
млрд руб. в текущем году до 15,3 млрд руб. в 2000
г.), на сырую нефть, включая газовый конденсат (с
5,7 до 7,8 млрд руб.). Планируется также повысить
экспортную пошлину на сырую нефть и нефтепродукты
в 1,5 раза. Все это делает возможным резкий скачок
на бензин уже в январе 2000 г.
ПРОГНОЗ
Мы
ожидаем стабилизации цен на бензин на период сентябрь-ноябрь
1999 г. В условиях крайней политизации данного вопроса
во время сбора урожая и северного завоза, поставщики
бензина, уже и так неоднократно за последние месяцы
корректировавшие цены на топливо, не решатся лишний
раз "дразнить" нового премьер-министра и попридержат
эскалацию цен на уровне ниже инфляции, благо острого
дефицита наблюдаться не будет. Цены будут расти в
основном за счет географического арбитража. В этот
период следует ожидать выполнения молчаливого "джентльменского"
(или "карательного") соглашения между правительством
и нефтяниками, результатом которого будут процессы
поглощения в ТЭК и создания вертикальных структур.
По мере приближения выборов в Государственную Думу
топливные проблемы отойдут на второй план, и отложенное
осенью повышение цен на бензин придется на декабрь-январь,
форсированое сезонным всплеском инфляции и введением
акцизов для пополнения бюджета.
Так что первым весенним автомобилистам, видимо,
придется мириться с ценами в районе 17 - 23 руб. за
литр А-92.
|
|
 |
 |
 |
|
|
|