ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ


Один из важнейших видов капитала сегодня - информация. Один из самых неприятных недостатков нашей сегодняшней жизни - ее отсутствие. Именно поэтому мы открываем в нашем журнале рубрику "Юридическая консультация". В ней вы найдете квалифицированные ответы на самые разнообразные вопросы, которые могут заинтересовать предпринимателя. Если в этом номере журнала вопросы мы задавали сами, то в следующем, надеемся, их будете задавать уже вы - наши читатели.


Рубрику ведет опытный юрист, глава юридической фирмы A. WHITE & G.HEDGES Андрей Михайлович Ткемаладзе


В последнее время в средствах массовой информации все чаще муссируется вопрос о преимуществах предприятий такой формы предпринимательской деятельности, как "Предприниматель без образования юридического лица". Что вы думаете по этому поводу?
Да, действительно, сейчас много пишут о легкой жизни таких предпринимателей. Но все забывают, что этой инициативе без году неделя. Нет еще никакой практики годового налогообложения таких предприятий. Поэтому сразу возникает мысль: "Умные люди учатся на чужих ошибках!"
На самом деле, в этой ситуации, как и в любой другой, есть и хорошие, и плохие стороны. К хорошим можно отнести отсутствие НДС, упрощенную систему взимания налогов, легкость и доступность регистрации, простоту в общении с государственными органами. Но не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Эта кажущаяся простота - не более чем приманка. Ко мне часто обращаются клиенты, желающие сделать такой шаг, основываясь на слухах в предпринимательской среде. Мой совет - десять раз подумайте, прежде чем зарегистрироваться в качестве Предпринимателя.
Какие недостатки сразу бросаются в глаза? Первое: никто не отменял обязательного бухгалтерского учета и ведения всей документации по правилам, как наивно полагают некоторые. Мол, если нет налогов, то нет и бухгалтерии. Это совсем не так.
Второе. Кто будет с Вами работать, если купив у Вас продукцию, он не сможет при ее продаже списать или зачесть НДС? Значит, Ваш удел - розничная торговля или услуги с оплатой наличными денежными средствами с применением контрольно-кассовой машины. Таким образом, Вы самостоятельно сильно сужаете свой сектор рынка.
Третье. Основываясь на достаточно обширной практике, могу с уверенностью сказать - не бывает бухгалтерии без ошибок. Хорошо, если эта ошибка обнаружится сразу. А если через три года? Кто будет платить пени и штрафы? Вы. Не предприятие, не Общество с ограниченной ответственностью, несущее обязательства только в пределах Уставного капитала, не превышающего, как правило 8 400 рублей, а совершенно конкретный человек всем своим имуществом. Вам так хочется судиться из-за этого с государством?
И, наконец, четвертое. Не пошел бизнес, и Вы решили ликвидировать свое предприятие. Приготовьте сразу много денег и нервов, они Вам наверняка понадобятся. Одна процедура сдачи дела в архив чего стоит. Я не говорю уже о налоговых проверках, проверках во всех внебюджетных фондах и других, не менее "приятных" процедурах. Вот и подумайте, а стоит ли овчинка выделки?

До каких пор в Москве будет существовать нынешняя практика регистрации предприятий?
До тех пор, пока Москва будет государством в государстве. Сложившаяся ситуация возможна только в Москве. Ни в каком другом городе Российской Федерации так наплевательски не относятся к Федеральным законам. Московская регистрационная палата и лично ее председатель взяли на себя труд и "почетную обязанность" трактовки существующего законодательства, вплоть до отрицания отдельных статей Федерального Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Я уже не говорю о катастрофически низком профессиональном уровне юристов МРП, каждый из которых считает себя по меньшей мере Президиумом Верховного Суда. Не выдерживают никакой критики и сроки рассмотрения документов. Элементарное ООО в Москве регистрируется 2 месяца (это не шутка). Это стало возможным только при полном попустительстве со стороны общественного контроля за действиями государственных органов. Если бы хоть один предприниматель обратился в суд на действия (или, скорее, полное бездействие) МРП, он без сомнения его бы выиграл. Но никто просто не хочет связываться. В моей практике был анекдотический случай - МРП отказалась регистрировать предприятие "МАДАМ РОСИТА", т.к. в этом названии усмотрели корень РОС, что, по мнению юристов МРП, является ссылкой на РОССИЮ и требует отдельной лицензии на право использования в названии предприятия слова РОССИЯ. И только угроза подать в Арбитраж на неправомочные действия МРП позволила этому предприятию получить свидетельство о регистрации, правда, через ДВА ГОДА.
До тех пор, пока и так придавленные налогами предприниматели будут махать рукой на такие действия государственных органов, московские власти будут упорно не замечать требований закона. Несмотря на то, что существует миллион законов и подзаконных актов о бухгалтерском учете, каждая ГНИ г. Москвы, а их аж 37, изобретает свои законы и порядки, вплоть до трактования Налогового кодекса. Представляете, 37 вариантов одного и того же кодекса! И только в Москве!

С 01.07.1999 года прекратили свое существование ИЧП. Что делать в этой ситуации, если на балансе такого предприятия есть собственность?
Единственное, что Вы можете сделать, - это провести реорганизацию своего предприятия. Самое простое - перерегистрировать его в Общество с ограниченной ответственностью с единственным учредителем. С этой целью Вам надо разработать Устав в соответствии с требованиями Федерального Закона "Об Обществах с ограниченной ответственностью", увеличить Уставный капитал не менее чем до 8 349 рублей (если это требуется) и подать документы в Регистрационную палату. После получения новых документов, зарегистрированных Палатой, Вы должны обратиться сначала в ГНИ, а затем и во внебюджетные фонды и оформить все требующиеся бланки. При этом надо учитывать, что отказать Вам они не имеют права. Получив новое свидетельство Министерства налогов и сборов, а также справки из фондов, Вы отправляетесь в свой банк, который также вносит соответствующие изменения в свой пакет документов. Если же в Вашем городе есть юридические фирмы, обратитесь к профессионалам. За достаточно разумные деньги Вас избавят и от беготни, и от проблемы срочного изучения текущего законодательства.

Говорят, что в Москве проходит какая-то кампания по замене печатей. Не могли бы Вы обрисовать ситуацию, сложившуюся в этой связи?
Действительно, Московская регистрационная палата приняла решение о создании Единого реестра (ЕР) печатей г. Москвы. До 31.12.1999 г. все предприятия, зарегистрированные до 15.01.1999 г., должны пройти регистрацию своих печатей в ЕР. При этом не допускается изготовление дубликатов печати, каждая печать предприятия, независимо от их числа, должна иметь свой индивидуальный одиннадцатизначный номер, нанесенный микрошрифтом на внешнем инверсном круге печати. На новых печатях также не допускается изображение незарегистрированных товарных знаков. Изготовитель таких печатей должен быть сертифицирован Московской регистрационной палатой, а таковых изготовителей в Москве всего 40. В случае, если вы не изготовите печать нужного образца до вышеуказанного срока, государственные органы г. Москвы вправе не принимать у Вас заявления, просьбы, а Министерство налогов и сборов и внебюджетные фонды - отчетность. Также возможно возникновение проблем при таможенном оформлении грузов. Так как эта процедура занимает не меньше 3 недель, лучше заранее побеспокоиться о замене своей печати.

Открывая второй расчетный счет, обратились в ГНИ о выдаче соответствующей справки. ГНИ ответила отказом, предложив сдать комплект документов, необходимых для получения нового Свидетельства о постановке на учет в Министерство по налогам и сборам. Что это за свидетельство, и какой порядок его получения?
В целях защищенности выдаваемых документов от подделки Министерство по налогам и сборам изменило порядок выдачи и форму свидетельства о постановке на налоговый учет. Отныне отменены информационные письма ГНИ о присвоении ИНН, справки для открытия расчетных, валютных и ссудных счетов, письма для таможни и другие письма, предоставляемые организациями по различным вопросам. Все эти документы теперь заменяет Свидетельство МНС. Достаточно предоставить в любой орган его нотариально заверенную копию - и не надо отстаивать больше длинные очереди в ГНИ для получения какой-либо справки. Свидетельство МНС выполнено на оранжевой бумаге с водяными знаками и защищено голограммой. Очереди в ГНИ нас ожидают (надеемся, в последний раз) при получении самого свидетельства. Порядок его получения в территориальных ГНИ г. Москвы различен. Например, ГНИ № 15 при первичной регистрации сначала выдает временное свидетельство МНС, а при получении постоянного свидетельства о регистрации МРП обменивает его на постоянное Свидетельство МНС. Другие налоговые выдают Свидетельство МНС сразу. При первичной постановке на налоговый учет список документов соответствует обычному перечню, необходимому в данном случае (нотариально заверенные копии всех документов, выданных МРП, заявления, карты госреестра, подтверждение юридического адреса). А если Ваше предприятие уже стоит на налоговом учете, могут возникнуть проблемы с подтверждением юридического адреса. С августа 1998 г. закрыты все адреса, предоставляемые ЖСК. Если вы ранее приобрели такой адрес для первичной регистрации Вашего предприятия, то сейчас Вас ждет сюрприз. Как только Вы захотите получить новое Свидетельство МНС, Вам понадобится пройти полный цикл перерегистрации предприятия по юридическому адресу через МРП, и только потом Вы сможете обратиться в ГНИ за новым Свидетельством МНС.

Приобрел телевизор SONY в магазине на Митинском рынке. Как убедиться в легальности ввоза данной техники?
Никак, поскольку срок введения запрета на продажу аудиовидеотехники, не маркированной знаками соответствия, перенесен с 1 июля 1999 г. на октябрь 1999г.

Какое наказание предусмотрено за торговлю немаркированной продукцией?
В Уголовный Кодекс РФ введена новая статья 171.1, предусматривающая ответственность за производство, хранение, приобретение, перевозку или сбыт немаркированных товаров, подлежащих маркировке специальными марками. Наказание по этой статье могут понести индивидуальные предприниматели, руководители предприятий.
Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, на сумму свыше 16 698 руб., наказывается штрафом от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет (изменения к статье 126).
Использование заведомо поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок, наказывается штрафом от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 5 месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

По вине банка происходит задержка зачисления налогов в бюджет. Какие документы мы должны предоставить в ГНИ, чтобы подтвердить факт уплаты налогов?
Налоговые органы должны сами проверять достоверность документов налогоплательщиков, удостоверяющих списание денежных средств с их счетов в банках при отсутствии информации о зачислении этих средств в бюджет. Для этого им следует направлять запросы в соответствующие банки (Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 08.07.99 № АП-6-09/544).