|
|
 |
 |
 |
|
БОГАТЫЕ
ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Александр
ТАРАСОВ,
ведущий
эксперт Центра новой социологии
и изучения практической политики "Феникс",
эксперт Информационно-экспертной группы "Панорама"
Легко
ли быть яппи?
В
начале 90-х все наши газеты и журналы взахлеб писали
о яппи. Вот, мол, настоящий пример для подражания.
Вот, читайте, какие они - молодые, спортивные, красивые,
заработавшие к 20 годам первый миллион долларов и
вступившие в яппи-клуб, вот как они заботятся о своем
здоровье, вот как они лихо огибают подводные рифы
в море бизнеса, вот как они создают свою субкультуру
- строго рациональную, максимально технизированную,
экономически выверенную до цента, до грана, до карата,
до ангстрема. Вот на кого надо быть похожими в современном
мире: образованные, интеллектуальные, здоровые, уверенные
в себе, конкурентоспособные...
Некоторые наши журналисты даже уверяли, что термин
"яппи" образован по аналогии с термином "хиппи" и
подчеркивали - вот как замечательно изменился западный
мир: вместо грязных, волосатых, отвергающих деньги,
успех, комфорт и бизнес хиппи кумирами молодежи теперь
стали яппи, выбритые до блеска, набриолиненные, хорошо
одетые, богатые и умеющие делать деньги. Правда, ни
у одного нашего журналиста не хватило знаний даже
для того, чтобы сообщить читателям, что "яппи" - это
аббревиатура и расшифровывается она так: "young urban
professionals".
Многие у нас захотели быть похожими на яппи. Правда,
выглядело это как-то нелепо: наши кандидаты в яппи
вырядились в клубные зеленые и малиновые пиджаки,
унизали пальцы перстнями, хотя настоящие яппи именно
этого избегают. Так одеваются разве что торговцы наркотиками
- пуэрториканцы в Штатах и "голубоватые" представители
богемы в Европе. Уважающий себя яппи носит строгий
костюм (предпочтительно тройку) - шерстяной и очень
дорогой, потому что его одежда - это его витрина.
Настоящий яппи, кроме того, придерживается консервативных
цветов - это касается и рубашек. Он ни в коем случае
не унизывает пальцы перстнями и не закалывает галстук
булавкой с рубином - это дурной вкус. Максимум, что
он может себе позволить, - это запонки с бриллиантовой
пылью или антикварный хронометр "с репетицией". Но
даже это не рекомендуется. "Старшие товарищи" по бизнесу
осудят. Считается, что тот, кто выставляет свое богатство
напоказ, - сам приманивает к себе налоговую службу.
Значит, он неумен. С неумным партнером лучше бизнес
не вести.
Сейчас малиновые пиджаки даже у нас уходят в прошлое.
В прошлое ушли и рекламные статьи о яппи.
В чем же дело? В частности, и в том, что жизнь яппи
оказалась не так прекрасна и безоблачна, как нам рассказывали
10 лет назад.
О жизни яппи лучше всего узнавать из яппи-журналов.
Яппи сами для себя издают журналы. Вернее, журнальчики.
Тиражи крошечные, распространяются в своем кругу.
Названия либо простенькие, без претензий ("Young Businessman",
"New Businessman"), либо непонятные ("WAIS", "NABMW").
Полиграфическое исполнение - блестящее. Отличительная
черта - нарочитое пренебрежение экономией. Поля в
8 см со всех сторон страницы - обычное дело. Основное
содержание (только не смейтесь!): письма самих яппи.
Преимущественно о своих проблемах. То есть - жалобы
на жизнь.
Интересно, что имен своих (даже в своем узком кругу)
яппи не раскрывают: все жалобы подписаны либо инициалами,
либо именами без фамилий, либо псевдонимами - иногда
простенькими ("Bunny", "Cinderella"), иногда экзотическими
("Бэби-Док", "Брат Убийцы Джона Леннона" и даже "Мао
Цзэ-дун"). Видимо, необходимость поддерживать имидж
благополучного, преуспевающего, уверенного в себе
дельца понуждает их к анонимности. Впрочем, в Америке
вообще не принято жаловаться окружающим на свои беды.
Самая любимая тема яппи - нехватка времени. Кто и
когда инициировал обсуждение этой темы в яппи-журналах
- не знаю, но длится, видимо, это обсуждение уже давно,
так как каждый новый жалующийся считает своим долгом
присоединиться к жалобам предыдущих. Оказывается,
у яппи ни на что нет времени, кроме бизнеса. Даже
на сон. Спит типичный яппи часов 5, не больше. Многие
жалуются на то, что работают все уик-энды и бывают
дома не чаще 2-3 раз в месяц, практически не видят
жен и детей, и уж тем более - прочих родственников.
Яппи жалуются на все убыстряющийся темп деловой жизни
и все ужесточающуюся конкуренцию. Времени на личную
жизнь, на досуг, на отдых у них не остается не потому,
что они трудоголики, а из-за напряженной ситуации
в мире бизнеса: современные коммуникации, сделавшие
доступным весь мир, резко увеличили скорость проведения
финансовых и других деловых операций и так же резко
умножили число конкурентов. Оставить "дело" без присмотра
на лишний час становится просто опасно: за это время
можно разориться.
Неудивительно, что у яппи возникают проблемы со здоровьем.
Практически все пользуются транквилизаторами - только
так оказывается возможным бороться с чудовищно напряженным
ритмом деловой жизни. Яппи жалуются в письмах на проблемы
с нервами: многие, например, рассказывают, что их
бесят автоответчики. У каждого из них, разумеется,
стоит автоответчик - и это кажется ему нормальным,
но вот то, что автоответчиками пользуются все остальные,
яппи бесит. Факсы вызывают у них такие же чувства.
Многие жалуются на то, что чужие факсы вечно заняты,
и на то, что деловые партнеры взяли манеру звонить
по телефону и раздраженно кричать: "Я не могу вам
переслать по факсу наш контракт: ваш факс занят!"
Радиотелефон отравил жизнь яппи. Теперь он везде -
в автомобиле, в самолете, на пляже, в ванной - занимается
делами: ему постоянно звонят по неотложным поводам
и не дают расслабиться. Заниматься любовью из-за радиотелефонов
стало невозможно. Но отказаться от радиотелефона страшно:
потерянные минуты могут обернуться миллионными убытками.
Бесконечное нервное напряжение заставляет яппи прибегать
к снотворным. Впрочем, многие из них полагают, что
к снотворным они вынуждены обращаться из-за нарушения
ритма жизни: если сегодня у тебя деловые переговоры
в Бостоне, завтра - в Каире, а послезавтра - в Сингапуре,
представление о дне и ночи полностью нарушается.
Пользуясь анонимностью, яппи дружно жалуются на проблемы
в области пола. Оказывается, еще в 1987 г. серьезные
проблемы в области секса преследовали каждого пятого
из них. Это безумно много, если вспомнить, что яппи
- это не климактерические старички, а молодые, крепкие,
спортивные парни, непьющие и некурящие. В 1990 г.
проблемы в половой сфере испытывал уже каждый второй
яппи. В 1994 г., как оказалось, лишь четвертая часть
американских яппи не жаловалась на расстройство половой
функции!
Удивляться тут нечему: если работать с утра до ночи,
каждодневно бояться лишиться сотен тысяч, если не
миллионов, долларов, не видеть жен месяцами, ежедневно
употреблять транквилизаторы и снотворные, да к тому
же беспрестанно прерывать половой акт ради разговора
по радиотелефону - никакого другого результата и быть
не может. Врачи в отчаянии. Некий д-р Хилель Хоуфстадтер
(Hofstadter), сексопатолог, пользующий почти исключительно
яппи, жалуется в журнале "WAIS", что его пациенты
довели его самого до невроза: обычные методы терапии
к ним применить не удается - рекомендации "взять отпуск
и отдохнуть" вызывают у них ужас, прописанные препараты
из-за сочетания с транквилизаторами и снотворным приводят
к непредсказуемым результатам, нормально наблюдать
пациентов невозможно: в назначенное для повторного
визита время они или оказываются где-нибудь в Гонолулу
на срочных деловых переговорах, или сидят, как безумные,
перед дисплеем у себя в офисе и пытаются спасти свою
фирму, катящуюся в пропасть по причине очередной биржевой
лихорадки. Еще хуже, жалуется д-р Хоуфстадтер, если
ты, как и подобает, назначаешь пациенту-яппи прийти
в следующий раз с женой - на предмет семейной психотерапии.
Можно быть уверенным, что второй раз придет только
жена (сам яппи будет где-нибудь в Маниле) и обрушит
на врача часовую исповедь о своей несчастной половой
жизни. В заключении своего жалобного письма д-р Хоуфстадтер
пишет, что пока его еще удерживают большие деньги,
которые платят его пациенты-яппи. Но если дело так
пойдет и дальше - он плюнет на все и уйдет в муниципальную
больницу лечить негров-наркоманов.
В следующем номере "WAIS" к д-ру Хоуфстадтеру присоединяется
д-р Уильям Ф. Осгуд (Osgood), который подтверждает
все сказанное своим коллегой и добавляет, что Хоуфстадтеру
еще повезло: с ним, Осгудом, пользующем тоже в основном
яппи, произошла недавно страшная история - один его
пациент, доведенный своей работой до импотенции, имел
неосторожность пообещать жене, что на годовщину их
свадьбы он обязательно будет дома и устроит "Праздник
Большого Секса". Под это дело он упросил д-ра Осгуда
дать ему сильнейший стимулятор. Но тут, как на грех,
подвернулась выгодная сделка - заказ от какого-то
дамского протестантского общества. На переговорах
с дамами-протестантками с пациентом д-ра Осгуда случился
приступ приапизма. Протестантки были шокированы и
возмущены. Сделка не состоялась. Озверевший пациент
едва не вчинил д-ру Осгуду иск на 1,5 млн долларов
- в возмещение упущенной выгоды. О том, что удержало
пациента от этого шага, д-р Уильям Ф. Осгуд скромно
умолчал.
Жена - это вообще, если верить письмам, - крест яппи.
Дело в том, что обычно яппи сначала зарабатывает свои
первые миллионы и становится членом яппи-клуба, а
уж затем женится. В результате сплошь и рядом оказывается,
что он женился либо на смазливой и стройной дурочке,
либо на хищнице, позарившейся на его миллионы (оба
варианта часто совмещаются), либо вообще из деловых
соображений - на другой яппи или на чьей-то дочке,
что обещало удвоить капитал. Духовного контакта с
такой женой не получается. Семья, которая, по идее,
должна быть надежным тылом, превращается в такую же
враждебную территорию, зону боев, как и бизнес.
Естественно, многие яппи заводят любовниц. О любовницах
- отдельные письма-жалобы. Ханжеская мораль, победившая
в Америке еще во времена Рейгана, предписывает, в
отличие от предыдущих лет, скрывать свои любовные
связи. Разоблачение грозит "потерей лица", скандалом
и крахом карьеры. Необходимость тщательной конспирации
угнетает обе стороны. Кроме того, оказывается, что
у яппи нет времени на любовницу - точно так же, как
и на жену. Словом, одни расходы (да еще и тщательно
скрываемые) и никакого удовольствия.
Мысль о разводе с женой среднего яппи ужасает: это
трата времени и денег на бракоразводный процесс, брешь
в доходах от алиментов, удар по репутации. Разрыв
с любовницей тоже ужасает: это угроза шантажа. Легче
завести новую любовницу, содержа при этом и старую.
Некий яппи Сэмюэл Адамс (это псевдоним, конечно: Сэмюэл
Адамс - один из "отцов-основателей" США) в "NABMW"
так и пишет: завел, мол, уже третью содержанку, положительных
результатов - никаких, видеть ее чаще, чем раз в два
месяца, не удается, она ревет и бесится, расходы на
содержание четырех женщин растут, что делать - не
знаю, психоаналитик выслушал и послал к психиатру,
психиатр выслушал - и послал к психоаналитику. Так
"Сэмюэл Адамс" и живет.
Еще один предмет жалоб - недвижимость. Уважающий себя
яппи должен иметь поместье. Очень престижным считается
покупка старинной усадьбы где-нибудь в Европе, предпочтительно
на Британских островах. Особый шик - приобретение
островка (пары-тройки островков). На островке строятся
усадьба, гавань, вертолетная площадка (а еще лучше
- небольшой частный аэродромчик). Денег это все сжирает
чертову прорву (в том числе и на то, чтобы поддерживать
все это хозяйство в надлежащем виде). Но вот воспользоваться
этим так и не удается. Некий яппи, скрывшийся за псевдонимом
"Джоббер" (jobber - маклер; комиссионер; спекулянт;
недобросовестный делец; человек, занимающийся сдельной
работой), жалуется: купил, дескать, остров, ухлопал
кучу денег, сделал вертолетную площадку, а пирс даже
и делать не стал: зачем, если я там был последний
раз 2 года назад - чтобы посмотреть, как построена
вертолетная площадка? Жена с сыном без меня туда ехать
не хотят, а я выбраться все никак не могу. Причем
из письма "Джоббера" выясняется, что это он жалуется
не просто так, а отвечает другому яппи, который жаловался
на такие же проблемы с усадьбой в колониальном стиле,
купленной им в Луизиане. Действительно, Луизиана хоть
не остров!
Хором жалуются яппи на то, что положение требует от
них "выбрасывать деньги на ветер" вместо того, чтобы
экономить: летать если не на личном самолете, то непременно
первым классом, жить непременно в пятизвездочном отеле,
есть в самых дорогих ресторанах - в том числе и тогда,
когда это никакими интересами дела не оправдано. А
попробуй поступи по-другому: не дай бог, увидит кто
- опозорит на весь мир: миллионер такой-то живет в
захудалом отеле, не иначе он на грани разорения! В
результате яппи разрывается между желанием избежать
явно излишних расходов и страхом перед оглаской. А
это, известно, - прямой путь к неврозу. Если яппи
- менеджер, то он еще и боится босса. А если яппи
- босс, то он не доверяет своим менеджерам. Как правило,
яппи сам был менеджером и знает, что эта публика,
как пожаловался в яппи-журнале "Junior" некий "Файв-Стар",
"только и смотрит, как урвать кусок моего пирога,
и спит и видит себя обладателем контрольного пакета
акций моей фирмы". В результате, яппи стремится проверять
и перепроверять действия своих менеджеров. Понятно,
что в таких условиях времени на отдых и на частную
жизнь у яппи взяться неоткуда.
Еще одна головная боль яппи: врачи. С врачами он общается
постоянно - так, словно он древний больной старик.
Тут снова куча проблем: с одной стороны, нет времени
и возможности регулярно и по графику посещать врача,
с другой - и лечение не очень помогает. Самый лучший
способ: завести собственного врача и таскать его с
собой по всему миру - как это делают футбольные команды.
Но узкого специалиста этот врач не заменит, и вообще
это явно излишние траты. Многие яппи лечатся долго
и безуспешно, меняют врачей и все больше укрепляются
во мнении, что медики - это шарлатаны. Особенно -
психиатры, психоаналитики и сексопатологи. Рассказать,
однако, о своих горестных выводах они могут только
в яппи-журналах и под псевдонимом: обсуждать публично
свои болезни в их кругу не принято, условия игры требуют
выглядеть бодрым, здоровым и энергичным (и это требование
логично: кто же будет связываться с больным, а тем
более психически неуравновешенным партнером? - заключишь
с ним соглашение, а он выпрыгнет с 30-го этажа и плакали
ваши денежки).
Очень тяжелое, психотравмирующее впечатление производят
на этих людей встречи с друзьями детства или бывшими
соучениками, не ставшими яппи. Среди собравшихся обязательно
находится кто-то, кто вроде бы и не преуспел, зато
живет полноценной жизнью: ходит на концерты, слушает
любимую музыку, следит за книжными новинками. После
таких встреч яппи страдает, остро ощущая процесс своей
постоянной культурной, интеллектуальной, духовной
деградации - и начинает писать письма в свои журналы.
В "Young Businessman" некто R.R.R. жалуется: "У него
(приятеля) нет даже загородного дома - но ему, как
выяснилось, на это наплевать. Зато он добрых полчаса
рассказывал мне с восторгом, каким гением был Шекспир
- особенно, если читать его в оригинале, и как это
хорошо заметно по сравнению с его современниками:
Фордом, Вебстером, Джонсоном, Тёрнером. Черт, у меня
есть поместье на родине Шекспира, но нет времени прочитать
Шекспира не то что в оригинале (кто бы мне заодно
объяснил, что это значит - Шекспир писал по-шотландски,
что ли?), но даже в дайджестах! И вообще я чувствовал
себя полным кретином, поскольку до сих пор не знаю,
не издевался ли он (приятель) надо мной: мне кажется,
он просто называл первые вспомнившиеся ему имена -
экс-президентов, телемагнатата, составителя словаря...
Этот парень никогда не был на Багамах - и, будь я
проклят! - не хочет туда. Зато он ходит на все выставки,
и женщины липнут к нему сами... На кой черт мне столько
денег, если у меня с ними только бессонница и расстройство
желудка, а у этого мерзавца нет денег - но он доволен
жизнью?"
Не знаю, как вам, а мне этого R.R.R стало жалко. "Young
Businessman" никогда не комментирует писем, но я надеюсь,
что найдется добрая душа и в каком-нибудь из следующих
номеров объяснит бедному R.R.R., что никто над ним
не издевался, а Д. Форд, С. Тёрнер, Д. Вебстер и Б.
Джонсон действительно были драматургами - современниками
Шекспира.
Вообще, чем тупее яппи, тем легче ему жить. Если он
занимается производством какой-нибудь упаковки и не
интересуется ничем, кроме этой упаковки и бейсбола,
- он счастливый человек. Но если у него есть интеллектуальные
запросы - муки ему обеспечены.
Яппи терзает страх перед будущим. Тот же R.R.R. описывает
это очень красочно: "Я хотел иметь очень много денег.
Я рассуждал так: повкалываю лет 15, создам свою "империю"
- и дальше буду только отдыхать и жить в свое удовольствие.
Деньги сами будут приращивать деньги. Но я все чаще
с ужасом думаю, что ничего из этого плана не выйдет:
эти проходимцы - мои подчиненные - разорят меня сразу
же, как только я перестану за ними следить. Мои деньги
для них - чужие деньги. Они готовы эти деньги тратить,
но не хотят приращивать. Я допускаю, что методом тщательного
многолетнего отбора я подыщу надежную команду - но
мне тогда будет, наверное, лет 70. И от такой жизни,
как сейчас, я буду трясущейся полупарализованной развалиной,
которую возят в коляске. Как, спрашивается, я смогу
воспользоваться тогда плодами своих достижений?" Уж
и не знаю, что бедняге R.R.R. ответить.
Кроме проблем постоянных, яппи мучают и проблемы преходящие.
Например, президент Клинтон. Его яппи ненавидят. Клинтон,
по их мнению, задался целью разорить всех яппи новыми
налогами. О Клинтоне в яппи-журналах пишут так: "скрытый
коммунист" ("YBM"), "подкаблучник левачки-экстремистки"
("Junior"), "ненавидящий западную цивилизацию ублюдок...
от матери-алкоголички и неизвестного отца" ("WAIS").
Яппи пишут в своих журналах, что на борьбу с Клинтоном
надо давать как можно больше денег. И, похоже, дело
не ограничивается рассуждениями и призывами - если
судить по результатам последних парламентских выборов
в Америке.
У яппи, покупающих недвижимость в Великобритании,
есть еще один враг: местные жители. Дело в том, что
в последние годы яппи стали скупать дома в рабочих
районах Лондона и других британских городов. Жителей,
разумеется, выселяют, дома переделывают под что-то,
приносящее быструю прибыль, - рестораны, дорогие магазины,
танцзалы, бордели, казино и т.д. Заодно, чтобы не
отравляли воздух и не портили пейзаж, закрываются
окрестные заводы (иногда их, впрочем, переоборудуют
в склады и т.п.). Но оказалось, что в отличие от нищего
неграмотного населения стран "третьего мира" и в отличие
от рабочих США, английские рабочие не утратили еще
полностью "классовых инстинктов". "Почему-то" они
ненавидят яппи, закрывающих их заводы и изгоняющих
из дешевых муниципальных квартир. "Почему-то" они
кричат вслед яппи всякие оскорбления, кидают в них
камни, методично разбивают им машины и поджигают только
что отремонтированные офисы и рестораны.
Один такой яппи, подписавшийся "Ro-Ro Ship", жаловался:
"Мне разбили подряд 6 машин, в том числе "мерседес"
для представительских целей. Каждую ночь мне бьют
стекла и витрины. Страховые компании уже отказываются
иметь со мной дело. Расходы на секьюрити выросли до
невообразимой величины. Стены домов напротив расписаны
граффити, в которых меня называют Гитлером и людоедом.
Британская полиция, как мне кажется, сочувствует этим
подонкам. Недавно меня пикетировали какие-то экстремисты
из организации с названием "Классовая война". С ума
сойти - "Классовая война"! Это же неолит! Это же большевики,
как при Сталине и Робеспьере! Я принял представителей
пикета, и эти два ублюдка мне прямо так и сказали,
что я - "капиталист", а всех "капиталистов" надо уничтожить.
Я им пытался объяснить, что я не понимаю, что значит
"капиталист", что я - деловой человек (businessman),
свободный предприниматель. Они мне ответили, что я
якобы лишил их родителей работы и жилья, а их самих
- будущего. Я их спросил, кто мешает им переехать
в другую страну - в Австралию, в Новую Зеландию -
и начать там свое дело? Для это нужен совсем крошечный
стартовый капитал: наверное, даже меньше полумиллиона
долларов. Они бросились на меня - и, наверное, убили
бы, если бы не телохранители... Когда дети из этого
квартала меня видят, они поют:
I - i - yuppie - i - i,
Your fuckin' kids a sure gonna die!
Наверняка
этой гнусной песне детей научили их родители-большевики.
Они надеются спровоцировать меня на действия против
детей и таким образом скомпрометировать... Я не знаю
уже, что выгоднее: уехать и бросить это дело или остаться.
Кажется, в любом случае вместо доходов меня ждут одни
только расходы. Я обращался даже в обслуживающую меня
консалтинговую фирму, но там мне ответили, что в зоне
гражданских конфликтов их фирма не работает!"
Знакомство с яппи-журналами, как выяснилось, - вещь
полезная. Раньше яппи меня раздражали. Теперь вызывают
чувство жалости. Ну несчастные же люди, честное слово!
Им внушили, что зарабатывать большие деньги - это
хорошо, что они станут всемогущими, когда начнут вертеть
деньгами. А оказалось наоборот: это деньги вертят
ими, как собака хвостом. Бедный яппи не может позволить
себе делать что хочет. Как он выглядит, с кем общается,
куда ходит, что делает - решает за него его бизнес.
Мне казалось, что развитие цивилизации - это когда
увеличиваются уровни свободы индивидуума. Яппи, похоже,
этой свободы лишен напрочь.
|
|
 |
 |
 |
|
|
|