КУЛЬТУРА

Ольга ДОКУЧАЕВА

Высшая математика артбизнеса

Российские галереи постигают искусство выживания


В нынешнем году отмечают свое десятилетие российские галереи нового, послеперестроечного поколения, сумевшие выжить в сложный период зарождения артрынка в нашей стране. Десять лет - это очень немного, если учесть, что в Европе и Америке существующая школа артбизнеса складывалась веками. Наша же страна, дав на заре века мощный импульс развитию искусства в мировом масштабе, в конце столетия пришла к состоянию, когда артбизнес надо начинать с нуля.

Десятилетие взлетов и падений

В течение семидесяти советских лет предметы искусства практически не продавались и не покупались вообще. Государство свело артбизнес на уровень феодального натурального хозяйства: само выступало заказчиком, само определяло, что, как и чем рисовать, само приобретало предметы искусства через государственную систему закупок. И, по-существу, осталось единственным субъектом, кому официально разрешенное искусство было интересно. У подавляющего большинства обычных людей пропала не только возможность, но и желание покупать картины и скульптуры. Нарушилась исторически складывавшаяся цепочка воспитания культуры быта - через приобретение, коллекционирование предметов искусства, что и превратило эту область в элитарную.
На такой малоблагоприятной потребительской почве, при полном отсутствии школы и произошло в нашей стране возрождение артбизнеса. Первопроходцем галерей нового поколения был "М'АРС", зарегистрированный еще в конце 80-х как рекламно-художественный кооператив. В то время не было иной формы организации. "М'АРС" был первым и какое-то время оставался единственным. Но вскоре на Западе зародилась мода на все советское, прошел легендарный аукцион Сотбис, где продавалось только русское искусство, после чего для наших художников наступил триумф. Хватали всех подряд и за огромные деньги, целые коллекции скупались без экспертной оценки, при этом многие, конечно, стали обладателями псевдоживописи. С одной стороны, непомерно расширился артрынок, с другой - ужесточилась конкуренция. Десятки галерей вырастали как грибы после дождя, появилось много спонсоров, артбизнесом занимался любой желающий, независимо от спецподготовки, полагая, что это легко и просто. Помимо прочего, разбогатевшие художники, решив, что так будет всегда, почувствовали себя крайне самодостаточными.
Тем не менее рынок развивался, в обществе наступило хотя и далеко не благоденствие, но некая стабильность, равновесие. Вспоминает генеральный директор объединения "М'АРС" Наталия Косолапова: "Если поначалу покупателями были в основном иностранцы и внезапно разбогатевшие наши молодые люди в ярких пиджаках со странными манерами, то в начале 90-х, чему мы были безумно рады, появились простые россияне - преподаватели вузов, врачи, которые просто хотели купить картину в свой дом. В стране начал зарождаться средний класс, и мы, как чуткая мембрана общества, почувствовали это одними из первых".
Однако в середине 90-х годов ситуация резко изменилась. Произошел незримый перелом в благосостоянии людей и в их представлениях о том, как следует тратить деньги. Перелом негативно отозвался на покупаемости предметов искусства. Случился первый крах еще только зарождавшегося отечественного артрынка. Возросла арендная плата, резко поднялись цены. Рынок перестал развиваться.
Артбизнес в любом обществе очень чувствителен к любым политическим и экономическим катаклизмам. Он первым принимает на себя удар, но возрождается последним. Поэтому чудовищный финансовый кризис 98-го, обрушившийся на галереи, и без того едва стоящие на ногах, кардинально изменил структуру российского артрынка. Ушло в небытие огромное количество спонсоров, а вслед за ними и галерей, живших на их деньги, отпали дилетанты и случайные люди. Таким образом, за десять лет взлетов и падений в артбизнесе сложилась существующая сейчас жесткая профессиональная среда.

"Мы не комиссионный магазин"

Методы и способы зарабатывания денег у галерей, занимающихся современным искусством, достаточно разнообразны. Но источников поступления средств обычно два: получаемые за счет результатов собственной деятельности и спонсорские. Есть счастливчики, которым удается "присосаться" к местным бюджетам, но для этого нужно обладать очень большими связями. Большинству галерей приходится зарабатывать самостоятельно, привлекая спонсоров (найти которых сейчас, впрочем, довольно сложно) на отдельные крупные проекты.
Значительная часть владельцев галерей предпочитает не иметь с ними никакого дела. Например, генеральный директор художественной галереи "Якут" Александр Якут утверждает: "Наши спонсоры - чудовища. Их надо уничтожить. Когда говорят слово "спонсор", я вздрагиваю, поскольку наши спонсоры - люди в основном далекие от искусства, но тем не менее считающие себя вправе вмешиваться в художественные процессы". Галерея Якута осуществляет крупные проекты креативной рекламы различных солидных организаций: банков, фирм международного уровня, таких как "Дюпон". И благодаря этому какое-то время может существовать, даже не продавая картин, а лишь вкладываясь в художников.
Достаточно популярны сейчас багетные мастерские как сопутствующий вид деятельности. Производство рамок оказывается для некоторых галерей куда более выгодным делом, чем продажа картин. Тем не менее многие существуют исключительно за счет средств, получаемых именно от их продажи. К числу таких галерей относятся, например, "ФАЙН-АРТ", "М'АРС", "АБ".
Регистрируются галереи, независимо от индивидуального алгоритма зарабатывания денег, чаще всего как обычная коммерческая структура. Соответственно, платят ту же арендную плату, те же коммунальные платежи, налоги. Имеются и прочие отчисления. Телефонные узлы и энергораспределяющие конторы различают две категории организаций: бюджетные и все остальные, к которым относятся и галереи. Существуют законы о благотворительности, о некоммерческих организациях, но считать, что какие-то чиновники разрешат ими воспользоваться себе в убыток, было бы крайне наивно: эти законы не действуют. Поэтому до 70% расходов большинства галерей составляют арендные и коммунальные платежи.
Следующая значительная статья расходов - проведение выставок. Не очень большая качественная выставка в Москве стоит от 4 до 10 тысяч долларов. Выставочное пространство должно быть безупречным, иметь хорошее освещение. Это дорого стоит. Себестоимость хорошей экспозиционной вещи, не считая полотна, как минимум 50 долларов. Если же выставляется фотография, то обычно галерея участвует в ее производстве, и себестоимость доходит до 250 долларов. Плюс выпуск каталогов, которые должны выпускаться на хорошей бумаге и иметь качественную печать.
А если выставка проходит за рубежом, то к этому добавляется стоимость перевозки груза, его страховка, отель, и сумма становится неподъемной даже для ведущих галерей.
Цена картины зависит от имени художника. Молодые, начинающие мастера оценивают свои работы примерно в 100 долларов, известные титулованные живописцы стоят 10-20 тысяч долларов. Если знаменитый художник умер, стоимость его работ возрастает. Западные мастера, относящиеся к категории звезд, продают свои картины за 100-150 тысяч долларов, но это мировая элита. У нас художников такой "стоимости" пока нет.
Взаимоотношения владельцев галерей и живописцев складываются по-разному. Многие солидные галереи, например "Айдан", выплачивают ежемесячные стипендии "своим" художникам, заключая с ними длительные контракты, плюс кладут определенный процент с продаж. По такому же принципу действует галерея Аллы Булянской. Как говорит ее директор: "Мы не работаем как комиссионный магазин. Наша задача - вникнуть в настроение художника и обеспечить ему достойные стабильные условия для работы".
Но зачастую приходится отказываться от подобной формы сотрудничества. Во-первых, не все галереи имеют для этого материальные возможности. Во-вторых, несовершенная российская экономико-правовая база влияет на этику и культуру рабочих взаимоотношений. Некоторые художники, предоставляя галереям право рекламировать свое творчество, продают картины непосредственно из мастерских. Такие отношения недопустимы на цивилизованном артрынке, поскольку выставки, каталоги художнику не стоят ничего, а галереям обходятся почти в треть бюджетного оборота.
Поэтому широко используется следующая система: после реализации картины галерея и художник распределяют ее стоимость в определенных процентах, чаще всего 50 на 50. Это нормальная практика для Европы, причем там хорошая галерея берет и все 70 процентов.

В ожидании поддержки

В целом, оценивая финансовое положение отечественных галерей, занимающихся современным искусством, можно сказать, что оно достаточно безрадостно.
Даже в самых развитых странах любой намек на нестабильность в обществе моментально сказывается на покупаемости предметов искусства. Но сложная политическая и экономическая ситуация в нашей стране плюс отсутствие поддержки со стороны государства приводят к тому, что даже самые успешные в коммерческом плане галереи нередко оказываются на грани выживания.
Нельзя ставить в равные условия артбизнес и торговлю продуктами. Ведь скорость оборота как товара у предметов искусства одна из самых низких, их не сметают с прилавков в конце рабочего дня. Поэтому при равных арендных и коммунальных платежах стоимость картин относительно других товаров возрастает только за счет низкого оборота.
На данный момент в нашей стране сложилась своя иерархическая лестница артбизнеса. На ее верхней ступени стоит группа лидеров - галереи, определяющие политику, философию современного российского искусства и, собственно, формирующие его. Специалисты чаще всего относят к этой группе такие галереи, как "ФАЙН-АРТ", "XL", "Якут", "Айдан", "М'АРС", Марата Гельмана. Они занимаются научными исследованиями, изучением художественных процессов.
Новые направления в искусстве, которые они предлагают, могут иметь быстрый зрительский и финансовый успех, а могут просто стать историей. Но без этой работы процесс развития остановится.
Люди, занимающиеся артбизнесом, помимо прочего, представляют современное отечественное искусство мировому сообществу, тем самым поднимая престиж России как цивилизованной страны. На внутреннем рынке галереи работают как музеи для той категории людей, которая интересуется современной живописью, не имея возможности ее покупать. И нельзя, чтобы столь фундаментальные задачи осуществлялись на скудной материальной базе.
Артбизнес малоприбылен во всем мире. Но в любой считающей себя более-менее развитой стране существует общественная система поддержки современного искусства через различные стипендии и фонды, как государственные, так и муниципальные. Это выгодно различным спонсирующим структурам, это выгодно покупателям - частным лицам: они уменьшают сумму доходов, облагаемых налогами.
"Мы понимаем, что у нашего государства нет денег на культуру, но хотя бы наобеспечить нежилыми полуподвалами в центре с небольшой арендной платой - на это оно могло бы пойти. Это ничего бы не стоило городу", - говорит директор галереи "ФАЙН-АРТ" Ирина Филатова. Арендная плата, коммунальные платежи и непосильные отчисления - общая проблема галерей, из-за этого они вынуждены ютиться по подворотням и выезжать окраины. Сменяющимся правительствам в условиях предвыборной борьбы нет никакого дела до искусства. Даже ранее существовавший тоталитарный режим занимался своими художниками, хотя и в уродливой форме. Сейчас же на них мало кто обращает внимание, каждый выживает, как может.
Проблем у артбизнеса много во всем мире. И это нормально, когда люди, занимающиеся искусством, бьются за концепции, идеалы, проекты. Но ненормально, когда им приходится биться за то, чтобы оплатить счет за свет и воду.