|
|
 |
 |
 |
|
НА МОЛЬБЕРТЕ
Юрий
АРПИШКИН
М.А.Врубель:
Портрет
С.И.Мамонтова
Взаимоотношения
искусства и бизнеса в России окрашены
в трагикомические тона. До сих
пор художники стремятся демонстрировать
"деловую активность" и уверены
в своих исключительных предпринимательских
способностях, а бизнесмены, в
свою очередь, стараются не упустить
возможности проявить себя в области
художеств в том или ином качестве.
Еще не скоро забудутся драматические
экзерсисы Константина Борового
и Ирины Хакамады на телевизионных
подмостках. Они были столь же
красочны, как и предпринимательские
поползновения драматических артистов,
открывающих в Москве рестораны.
Каждый стремится по мере сил заниматься
не своим делом, и тем счастлив.
На этом пути неизбежны разочарования,
и здесь кроется драма. Одним из
самых ярких представителей описанной
традиции был Савва Мамонтов. Крупный
фабрикант и финансист, он учился
пению в Милане, осваивал драматическую
сцену в Москве, брал уроки скульптуры
у великого Антокольского, основал
знаменитый абрамцевский художественный
кружок, многие годы опекал Шаляпина.
"Всем, что делал Савва Иванович,
тайно руководило искусство", -
писал Станиславский. Основатель
МХТ полагал, что влияние искусства
распространялось даже на такие
проекты Мамонтова, как строительство
железных дорог от Ярославля до
Архангельска, от Москвы до незамерзающих
побережий Кольского полуострова
и пути до Донецкого каменноугольного
бассейна. "В то время, когда он
начинал эти важные культурные
дела, над ним смеялись и называли
его аферистом и авантюристом",
- свидетельствовал современник.
Ничего подобного не говорили,
когда в своем имении Мамонтов
строил церковь по образцу Спаса-на-Нередице.
Это считалось более естественным.
Типаж
Мамонтова привлекал художников
неоднократно. Как экзотический
и вместе с тем характерный персонаж
эпохи, он вдохновлял Поленова,
Репина, Серова, Коровина. Каждый
из них оставил какие-то набростки
и зарисовки. Михаил Врубель создал,
кажется, единственный законченный
портрет мецената. Предыстория
портрета такова: благодаря хлопотам
Мамонтова художник получил заказ
на создание двух панно для украшения
павильона Всероссийской художественно-промышленной
выставки в Нижнем Новгороде в
1896 году. Жюри Академии художеств
панно не понравились, но Мамонтов
добился их специальной демонстрации.
Портрет - по-видимому, благодарность
за заботы.
Инфернальный облик героя не только
продолжение живописной манеры
Врубеля. В этом заключен и символ
жизни Мамонтова. При всех несомненных
успехах меценат, по воспоминаниям
людей, его знавших, находился
в постоянном раздражении и явном
несогласии с самим собой. Придуманный
мир абрамцевской усадьбы с избушкой
на курьих ножках, языческими идолами
и изваяниями героев русских сказок
- своего рода карикатура на душевный
мир хозяина усадьбы. Можно ли
петь в опере и строить железную
дорогу одновременно? Этот вопрос
его всерьез беспокоил. Надо ли
говорить, что он не нашел ответа.
Но врубелевский портрет воспринимается
сегодня и как некое предвестие.
Филантропическая деятельность
в Отечестве не оставалась безнаказанной
никогда - на рубеже веков Мамонтов
попал под суд по обвинению в финансовых
преступлениях. Закона о меценатстве
тогда тоже не было. Суд оправдал
нашего культуртрегера, но свершившийся
психологический надлом оказался
необратимым.
|
|
 |
 |
 |
|
|
|