ТОЧКА ОТСЧЕТА

Михаил ЗАДОРНОВ:

 

Почему работа в правительстве должна испортить личную репутацию?

В 1993 и 1995 г.г. - депутат Государственной Думы от Камчатки, руководитель Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. В 1997 году как ведущий российский специалист в области бюджета и государственных финансов был назначен на пост министра РФ. Продолжил работу на этом посту и в правительстве Евгения Примакова. В 1999 году назначен спецпредставителем Президента России по связям с международными финансовыми организациями. В сентябре подал в отставку. В настоящее время выдвинут кандидатом в депутаты Государственной Думы по Университетскому округу г. Москвы от ЯБЛОКА, вновь активно включившись в работу Объединения. Твердо убежден, что сегодня изменить систему управления экономикой можно только политическими средствами.

- Известно, что когда Вы уходили из ЯБЛОКА в правительство, первые лица в партии были против этого шага. Очевидно, Вам случалось отстаивать и проводить в жизнь те шаги, против которых Объединение активно выступало. Как Вы сейчас чувствуете себя в ЯБЛОКЕ?
- Нормально. Идеология ЯБЛОКА - это моя идеология, независимо от личных взаимоотношений. Кроме того, у меня в ЯБЛОКЕ и "ЭПИцентре" много друзей. Хотя, конечно же, взаимоотношения усложнились.

- Михаил Михайлович, Вы сохранили хорошую репутацию, несмотря на свое пребывание в правительстве...
- А почему работа в правительстве должна испортить личную репутацию?

- Дело в том, что у многих начальников Минфина РФ она, мягко говоря, подмочена. Вы же известны как человек, не связанный ни с кланами, ни с "группами интересов" в том же Минфине, и свое имя действительно сохранили. И все же приходилось ли Вам за время пребывания на посту министра финансов решать проблемы, связанные с лоббированием каких-то предпринимательских проектов? А если не приходилось, то как Вам удалось этого избежать?
- Мой принцип работы и в Думе, и в Минфине очень прост. Я считаю абсолютно ненормальной ситуацию, при которой положение какого-либо банка, промышленного или малого предприятия зависит от суммы взятки тому или иному чиновнику. Сама ситуация опасна не только с уголовной или моральной точки зрения, она опасна тем, что не дает стране развиваться. Предположим, Вы хороший менеджер, у Вас производство, которое делает отличные макароны, а я плохой менеджер, у меня высокие затраты, низкая производительность труда и макароны, которые оставляют желать лучшего. В нормальной экономике из двух таких предприятий умирает слабое. Хороший менеджер расширяет свое производство до определенного предела. Соответственно сокращаются затраты, экономятся ресурсы, страна богатеет. У нас же все происходит наоборот. Владелец плохого предприятия довольно часто имеет доступ к структурам, принимающим решения, и получает внеконкурентное преимущество. А это означает, что ресурсы распределяются неэффективно - они консервируются. В конечном итоге страна просто не имеет перспектив, она не развивается. Застой в экономике, разочарование распространяются на все сферы жизни. В этом я вижу главную опасность. Поэтому повторю еще раз - мой принцип работы всегда был прост: в финансовых, как, впрочем, и любых других отношениях, все должно делаться строго по закону, быть максимально процедурно зарегламентировано, чтобы от чиновника зависело как можно меньше. Минфину это удалось. За два года был создан такой порядок принятия решений и введена такая система документооборота и юридического контроля за выходом документов, которые исключили вмешательство отдельных ответственных работников (будь то премьер-министр или его первый заместитель) в процесс принятия окончательных решений без определенной юридической процедуры. Все решения стали приниматься строго по регламенту с взаимным внутренним контролем. Сейчас, к сожалению, многое изменилось.

- С трудом верится, что буквально все было зарегламентировано. Самый простой способ - пришло письмо, пакет документов с предложениями или на тендер. На них не ответили - и все.
- Число неответов в срок за полтора года сократилось примерно с 30% до 6%.

- Может быть, те неответы и были самые важные?
- Нет, это были задержки. На все остальные письма и предложения наши сотрудники отвечали четко в срок. Кстати, здесь уместно сказать несколько слов и о системе контрольно-ревизионных органов, о Казначействе. Эта система фактически воссоздана заново. Осталось только перевести в Казначейство Таможенный комитет и Министерство обороны, и тогда все бюджетные средства будут под контролем.

- И эта система не рассыпалась после Вашего ухода?
- Она продолжает развиваться и действовать самостоятельно. Казначейство отделено от региональной власти и федерального правительства. Несколькими постановлениями его сделали вертикальной федеральной структурой, укрепили кадрами и материально, и активность системы серьезно возросла. Но просто сменить людей недостаточно. Необходимы такие преобразования, которые бы исключили личную заинтересованность чиновника при принятии решений. Для этого потребуется еще немало усилий и много времени, но такие шаги необходимы, чтобы предприниматели имели равные конкурентные условия и не несли дополнительные издержки при работе с чиновниками всех уровней. Я подчеркиваю - всех уровней, не только федерального. Иногда работник пожарной охраны может доставить предприятию гораздо больше проблем, чем соответствующее федеральное ведомство.

- И все-таки Вам приходилось сталкиваться с проблемой лоббирования внутри Минфина и извне?
- Разумеется. Ежедневно - и изнутри, и снаружи.

- И лоббизм не проходил? Я имею в виду чисто предпринимательские проекты, а не что-либо другое.
- А порой очень трудно выделить чисто предпринимательские проекты. Бывают довольно крупные проекты, которые инициированы теми или иными кругами. Вот нефтяные компании являются предпринимательскими структурами? Или компании, которые тесно связаны с АПК? Это тоже предприниматели, связанные с государством. Здесь подход на самом деле очень прост. Я и мои коллеги старались выполнять только то, что реально записано в бюджете. Я думаю, что и сейчас в министерстве стараются придерживаться этой же линии. Только, к сожалению, не всегда. Поскольку, во-первых, не все прописывается бюджетом и, во-вторых, очень легко в прошлые годы было не выполнять некоторые статьи, так как доходы всегда были ниже, чем это планировалось. В 1999 году бюджет исполняется на 100%, есть дополнительные доходы, что уже гарантирует выполнение статей бюджета.

- Зависит ли исполнение бюджета от продажи нефти?
- Нет, с нефтью связаны доходы в 10-15%. Дополнительные доходы идут в казну из других источников. Выполнение бюджета - это уже четкая линия, которая выдерживается, и определяемые законом ресурсы мы получим в максимальном объеме. Когда же государственный бюджет исполняется на 100%, то многие вопросы снимаются, снижается давление на Минфин и на правительство в целом.

- Что могут ждать предприниматели от развития макроэкономической ситуации в стране в ближайшие полгода-год?
- Роста промышленного производства. Прежде всего это касается таких отраслей как химия и нефтехимия, сырьевых отраслей, легкой и пищевой промышленности, транспорта. Это будет небольшой рост, всего в несколько процентов, но все-таки он будет.

- Вернемся к началу нашего разговора. Как Вы видите свои личные перспективы в ЯБЛОКЕ?
- Считаю, что я и мои друзья в ЯБЛОКЕ должны максимально усилить свои позиции в обществе, а не только в парламенте. Поскольку на самом деле наметились серьезные разочарования в том, что происходило последние семь лет в России, и многие идеалы, к сожалению, дискредитированы. Хотя, на мой взгляд, многие вещи делались правильно. Конечно, некоторые идеи сейчас трудно защищать, в том числе и идеи рыночной экономики, и идеи демократического устройства государства и т.д. и т.п. Все это сейчас подвергается серьезному сомнению у многих людей. И свою личную задачу на данный момент я вижу в том, чтобы все свои знания, опыт, связи бросить на максимальное укрепление позиций ЯБЛОКА. А дальше я даже не хочу загадывать, потому что предвыборная ситуация, мне кажется, не так проста, она может сложиться по-разному. Создаются новые прокремлевские объединения и блоки. Ход предвыборной кампании, я думаю, будет еще не раз корректироваться. Поэтому необходимо стремиться к достижению максимального результата. Особенно мы хотим закрепить наши позиции на Дальнем Востоке, которые на выборах и в 93, и в 95 годах были очень неплохими для ЯБЛОКА.

- Вы планируете укрепить свои позиции за счет тех, кто баллотируется по одномандатным округам?
- Укрепить позиции... Вы имеете в виду, сколько человек пройдет по списку, а я имею в виду увеличение электорального поля, поддержку на уровне предпринимательских кругов, в администрациях, в органах власти на Дальневосточных территориях. Это самостоятельная задача, которую мы и будем решать.

- На съезде ЯБЛОКА мне пришлось общаться с представителями местных организаций, и многие из них отмечали наметившуюся тенденцию - административные "толстые" дяди, можно сказать, хлынули в ЯБЛОКО, причем очень активно.
- Но не станете же вы возражать против того, что в администрациях тоже имеются вполне достойные люди и их, естественно, надо перетягивать на свою сторону.

Беседу вел Владимир Буев