ЛИНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Татьяна ПОЛЯКОВА

 

На АЗС работают не стрелочники,
а люди

Скандалы, взаимные обвинения, непонимание, все, что связано с пиком топливного кризиса, уже позади. Причины его не только сформулированы, но и поняты всеми. Правда, кроме нефтяных баронов и правительства, вся эта история задела репутацию и тех, кто непосредственно связан с потребителем, то есть владельцев и работников автозаправочных станций. Они не делали громких заявлений, да и журналисты редко апеллировали к их мнению. Но перед тем, как выслушать мнение человека, который по роду своей работы тоже попал в группу всегда виноватых "стрелочников", приведу взгляд на проблему Леонида Федуна, вице-президента нефтяной компании "ЛУКОЙЛ": "Одна из причин кризиса кроется в ненормальной организации сбытовых сетей. Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация. Нефтяные компании владеют лишь 30% розничного рынка, тогда как 50% приходится на компании, которые имеют одну или две автозаправочные станции. Для того, чтобы сбивать сезонные колебания и временные скачки в потреблении, нужно постоянно иметь резервный запас основных нефтепродуктов. Мелкие компании, у которых ничтожный оборот, не могут позволить иметь двух-трехнедельный запас нефтепродуктов. И поэтому, когда волна спроса у них вымывает эти запасы, они, естественно, вынуждены либо повышать цены, либо временно закрывать автозаправочные станции.
Для решения проблем с перебоями на АЗС необходимо обязать независимых дистрибьюторов иметь, как минимум, недельный запас топлива. Поскольку мелкие компании не могут позволить себе замораживать оборотные средства в таком значительном объеме, то неизбежно встанет вопрос о создании объединений или слиянии мелких компаний между собой. В большинстве стран мира на рынке АЗС действуют только крупные компании либо на франчайзинговой основе, либо на условиях естественных объединений. Поэтому будущее этого сегмента российского рынка за созданием крупных франчайзинговых сетей нефтяных компаний, когда, с одной стороны, владельцы АЗС берут на себя определенные обязательства по реализации, а с другой стороны, крупные компании обязуются обеспечивать стабильное снабжение топливом, а также резерв и качество".
А теперь предлагаю выслушать мнение человека, по роду своей деятельности защищающего интересы не нефтяных баронов, а предпринимателей. Знакомьтесь: Евгений Александрович АРКУША, руководитель дирекции по строительству, реконструкции и эксплуатации автозаправочных станций ассоциации ГРАНД:
- В нашей стране сложилась ситуация, как всегда, отличающаяся от той, которая существует во всем мире. В том, что сейчас происходит на бензиновом рынке с ценами, с дефицитом топлива, вины людей, которые занимаются реализацией бензина в розницу через заправки, нет ни на грамм, о чем я не устаю говорить.
Во всем мире нефтяные компании своим долгом и делом чести считают инвестировать создание сетей АЗС. Причем сами они АЗС не эксплуатируют. Им нужен рынок сбыта, поэтому они добывают топливо, строят заправочные станции и сдают их в аренду с обязательным условием: на станции, отданной арендаторам, должна стоять торговая марка нефтяной компании, чтобы продавались только их нефтепродукты. Цены они фиксируют, а основной доход получают от розничной реализации нефтепродукта, оставляя фирме-арендатору какие-то проценты, которые покрывают необходимые расходы и дают средства для существования.
У нас же все получилось наоборот.

ОТМОТАЕМ КИНОПЛЕНКУ НАЗАД

Когда в 1992 году начался бум строительства новых заправочных станций и государственные АЗС передавались фирмам-инвесторам, первыми, кому было предложено включиться в этот бизнес, были, естественно, нефтяные компании. Но они ... ушли. Ушли под самыми разными предлогами. Ведь это был достаточно рискованный бизнес в то время, да и экономическая ситуация была не очень понятной. Впрочем, как всегда.
Нефтяные компании не пошли на риск. Зачем он нужен, если они имеют в своем арсенале трубы, по которым идет нефть. Рискнули, как обычно, те, кому было нечего терять, кто не побоялся вложить свой небольшой капитал в это дело.
Теперь же получилось, как в одной известной присказке: когда ребята здорово поработали, накрыли хороший стол - нашлось очень много желающих за этим столом хорошо покушать. Когда все отлажено, заправки построены, работают без сбоев, причем на европейском уровне, нефтяные компании спохватились. Почему нас здесь нет?! Поэтому под увертюру, названную "топливный кризис", нефтяными компаниями принимаются сейчас очень настойчивые попытки перераспределить сложившийся рынок, подмять его под себя. Многие это делают достаточно цивилизованно, но иногда вопросы решаются силовыми методами.
Сейчас, например, много желающих продать АЗС, особенно среди тех, кто владеет одной, двумя станциями, потому что сегодня какую-то прибыль может дать только сеть заправок. Искусственно создается дефицит топлива, взвинчиваются цены, и владельцы АЗС оказываются в условиях резкого снижения рентабельности. Так нас "выдавливают" из этого бизнеса.

АЗС НА КРИЗИСЕ ЗАРАБОТАТЬ НЕ МОГУТ

На самом деле то, что цены на нефть на мировом рынке растут, выгодно, во-первых, нефтяным компаниям, а во-вторых, правительству: ведь за счет экспорта пополняется валютный запас. Резкий отток топлива за рубеж наряду с общим падением добычи нефти на 3-5%, что на самом деле не так мало, как кажется, и привел к дефициту топлива в некоторых регионах. Никакой халатности или умысла в этом владельцев АЗС не было и быть не могло по абсолютно ясным причинам. Те, кто занимается реализацией, отслеживают рост оптовых цен и знают, что оптовая цена повысилась в несколько раз больше, чем розничная. На самом деле розничные цены сдерживаются и конкурентной борьбой. Так, только в Москве существует около 200 фирм, владеющих заправками. У некоторых, правда, 1-2 заправки, у других - 40. И каждая стремится привлечь как можно больше клиентов. Я не могу поднимать цены, потому что клиент поедет к моему соседу, а с другой стороны, не могу опускать - это не рентабельно. И здесь нам приходится балансировать.
Причем, есть и еще один аспект. В Москве наряду с продажей хорошего, качественного топлива реализуется очень много суррогата, который изготавливается в подпольных условиях. Берется полуфабрикат бензина, туда добавляются определенные химические смеси, все это перемешивается веслом и продается. Причем продукт такого качества надо продать очень быстро - отсюда низкие цены за МКАД. И хотя борьба с таким видом "предпринимательства" идет, но не совсем успешно.

ВЛАДЕЛЬЦЫ АЗС ГОТОВЫ ДЕЛИТЬСЯ ПО-ЧЕСТНОМУ

Обвинять владельцев АЗС легко, ведь вы, потребители, видите цены только на АЗС, и некоторым ответственным чиновникам очень удобно кричать, что эти "богачи" зарабатывают столько..., а платить налоги не хотят.
Полгода назад был "провален" (и совершенно правильно) Закон о налоге на АЗС. В нем были заложены чрезвычайно высокие ставки, причем ничем не обоснованные: 54 тысячи рублей с каждой заправки. Это очень много.
Сейчас мы подготовили свой, альтернативный закон. Ставки, которые мы предлагаем, - разумные, обоснованные - 16 тысяч. Что значит разумные? Платить налоги должны все, и все должны быть в равных условиях. Это называется идеей единого налога. Сейчас с владельцев АЗС требуют заплатить в казну 55% от дохода. Разве это разумно? Снизьте налог до 30%, и количество тех, кто готов платить такой налог, возрастет в 2-3 раза. Ведь собирают сейчас треть от того, что должно собираться.
Отчетность, по которой сегодня платят налоги, легко можно исказить, а проверить не всегда легко, даже при наличии желания. Мы считаем, что расчет налога должен производиться по ясным, четким, прозрачным показаниям, которые легко увидеть, например, по числу топливно-раздаточных колонок. При этом все окажутся в одинаковых условиях. И если будут приняты ставки, предлагаемые нами, это не вызовет повышения цен.

ВСЕ ВЕРНЕТСЯ НА КРУГИ СВОЯ

Цена на бензин установилась в 92-м году на уровне 35-40 центов за литр и росла в зависимости от курса доллара. Затем случилось 17 августа. Теперь цена на бензин менялась намного медленнее, чем менялось соотношение рубля и доллара. Только сейчас, и то не по вине АЗС, а в связи с изменением оптовых цен, стали меняться розничные цены. Конечно, они вернутся к тому же самому уровню, и литр будет стоить около 10 рублей. Но если будет расти доллар, будет расти цена на бензин.