АЗБУКА БАНКРОТСТВА

Владимир ВИНОГРАДОВ


Процедура банкротства
как способ выхода из кризиса


Развитие рыночной экономики, процесс приватизации, приведший к увеличению доли частной собственности, общий спад производства в российской промышленности выявил необходимость возрождения института несостоятельности, который был необоснованно забыт советским правом.
Причины, приводящие конкретные предприятия в разряд неплатежеспособных, довольно разнообразны, однако их можно разбить на несколько групп.
Во-первых, экономические, то есть спад производства, утрата связей между регионами, в результате чего многие предприятия лишились своих постоянных поставщиков, покупателей и заказчиков. Отсутствие инвестиционных вложений, необходимых для реорганизации производства, зачастую приводит к тому, что устаревшие технологии остаются невостребованными на рынке товаров и услуг. В такой ситуации в настоящее время оказалось большинство предприятий промышленного и строительного комплекса. Нередко становятся банкротами предприятия, выполняющие государственные заказы, а также обслуживающие различные бюджетные организации. Происходит это в основном из-за недополучения бюджетных ассигнований или неоплаты выполненных работ. Ведь за выполнение работы на предприятие начисляются налоги, а за задержку их выплаты накручиваются пени и штрафы. Получается интересная ситуация, когда из-за того, что бюджет должен предприятию, у предприятия возникает задолженность перед бюджетом, которая по сумме штрафных санкций в несколько раз превышает первоначальную задолженность бюджета. И как следствие - предприятие становится банкротом по вине государства.
Ко второй группе можно отнести причины психологического свойства. На многих предприятиях остались руководители, которые привыкли работать в условиях административно-командной системы, когда они получали императивные указания сверху, когда не было конкуренции, а потому и не было необходимости проявлять инициативу. Отсюда их нерешительность и неработоспособность, которая в условиях рыночной экономики ведет к отсутствию заказов, остановке производства и возникновению больших задолженностей по обязательным платежам в бюджет, главным образом за счет налога на имущество.
Кроме того, при переходе к рыночной экономике российским законодателям пришлось полностью обновлять нормативную базу в области хозяйственного права, а недостатки новых законов стали видны только в процессе их применения, когда уже было сделано много ошибок, приведших впоследствии предприятия в кризисное состояние.
В настоящее время государство предлагает в качестве выхода из кризиса реструктуризацию задолженности по налогам, которая предполагает установление жесткого графика погашения задолженности. Данная схема приемлема для небольшого числа предприятий, потому что в условиях нестабильной экономической ситуации соблюдать установленный график и плюс ко всему своевременно оплачивать текущие налоговые платежи смогут только ликвидные предприятия, каковых в России очень мало. Поэтому проведение через процедуру банкротства является в большинстве случаев единственным выходом из сложившейся ситуации. Для этих целей создается слой профессиональных менеджеров - антикризисных управляющих, имеющих соответствующие лицензии, для получения которых предъявляется ряд жестких требований.
Процедура банкротства состоит из трех стадий: наблюдение, внешнее управление и конкурсное производство. На каждую из которых назначается арбитражный управляющий. Стадия наблюдения вводится с целью осуществления финансового анализа конкретного предприятия и выявления возможности реального восстановления его платежеспособности и обеспечения прибыльного функционирования. В зависимости от заключения арбитражного управляющего вслед за наблюдением назначается либо внешнее управление, либо конкурсное производство. Внешнее управление предполагает наличие конкретного бизнес-плана по развитию предприятия и выводу его из кризиса. В данном случае все зависит от профессионализма арбитражного управляющего. Конкурсное производство означает ликвидацию предприятия, продажу его имущества и удовлетворение требований кредиторов.
Однако следует обратить внимание также на то, что под "маской" финансового оздоровления предприятий в определенных случаях может скрываться простой передел собственности. Некоторые предприимчивые бизнесмены обучают своих сотрудников на управляющих, то есть организуют таким образом свою арбитражную "команду" управляющих, которая в дальнейшем при работе на конкретных предприятиях действует не в интересах предприятия-должника и его кредиторов, а в интересах "хозяина". Чтобы избежать такого положения дел, кредиторам необходимо осторожно подходить к кандидатуре арбитражного управляющего, которого по их ходатайству назначает арбитражный суд, оценивать не только его профессиональные качества, но и учитывать отсутствие заинтересованности третьих лиц в назначении на предприятие именно этого управляющего.