|
|
 |
 |
 |
|
АЗБУКА БАНКРОТСТВА
Владимир
ВИНОГРАДОВ
Процедура банкротства
как способ выхода из кризиса
Развитие
рыночной экономики, процесс приватизации, приведший
к увеличению доли частной собственности, общий
спад производства в российской промышленности
выявил необходимость возрождения института несостоятельности,
который был необоснованно забыт советским правом.
Причины,
приводящие конкретные предприятия в разряд неплатежеспособных,
довольно разнообразны, однако их можно разбить
на несколько групп.
Во-первых, экономические, то есть спад производства,
утрата связей между регионами, в результате чего
многие предприятия лишились своих постоянных поставщиков,
покупателей и заказчиков. Отсутствие инвестиционных
вложений, необходимых для реорганизации производства,
зачастую приводит к тому, что устаревшие технологии
остаются невостребованными на рынке товаров и
услуг. В такой ситуации в настоящее время оказалось
большинство предприятий промышленного и строительного
комплекса. Нередко становятся банкротами предприятия,
выполняющие государственные заказы, а также обслуживающие
различные бюджетные организации. Происходит это
в основном из-за недополучения бюджетных ассигнований
или неоплаты выполненных работ. Ведь за выполнение
работы на предприятие начисляются налоги, а за
задержку их выплаты накручиваются пени и штрафы.
Получается интересная ситуация, когда из-за того,
что бюджет должен предприятию, у предприятия возникает
задолженность перед бюджетом, которая по сумме
штрафных санкций в несколько раз превышает первоначальную
задолженность бюджета. И как следствие - предприятие
становится банкротом по вине государства.
Ко второй группе можно отнести причины психологического
свойства. На многих предприятиях остались руководители,
которые привыкли работать в условиях административно-командной
системы, когда они получали императивные указания
сверху, когда не было конкуренции, а потому и
не было необходимости проявлять инициативу. Отсюда
их нерешительность и неработоспособность, которая
в условиях рыночной экономики ведет к отсутствию
заказов, остановке производства и возникновению
больших задолженностей по обязательным платежам
в бюджет, главным образом за счет налога на имущество.
Кроме
того, при переходе к рыночной экономике российским
законодателям пришлось полностью обновлять нормативную
базу в области хозяйственного права, а недостатки
новых законов стали видны только в процессе их
применения, когда уже было сделано много ошибок,
приведших впоследствии предприятия в кризисное
состояние.
В настоящее время государство предлагает в качестве
выхода из кризиса реструктуризацию задолженности
по налогам, которая предполагает установление
жесткого графика погашения задолженности. Данная
схема приемлема для небольшого числа предприятий,
потому что в условиях нестабильной экономической
ситуации соблюдать установленный график и плюс
ко всему своевременно оплачивать текущие налоговые
платежи смогут только ликвидные предприятия, каковых
в России очень мало. Поэтому проведение через
процедуру банкротства является в большинстве случаев
единственным выходом из сложившейся ситуации.
Для этих целей создается слой профессиональных
менеджеров - антикризисных управляющих, имеющих
соответствующие лицензии, для получения которых
предъявляется ряд жестких требований.
Процедура банкротства состоит из трех стадий:
наблюдение, внешнее управление и конкурсное производство.
На каждую из которых назначается арбитражный управляющий.
Стадия наблюдения вводится с целью осуществления
финансового анализа конкретного предприятия и
выявления возможности реального восстановления
его платежеспособности и обеспечения прибыльного
функционирования. В зависимости от заключения
арбитражного управляющего вслед за наблюдением
назначается либо внешнее управление, либо конкурсное
производство. Внешнее управление предполагает
наличие конкретного бизнес-плана по развитию предприятия
и выводу его из кризиса. В данном случае все зависит
от профессионализма арбитражного управляющего.
Конкурсное производство означает ликвидацию предприятия,
продажу его имущества и удовлетворение требований
кредиторов.
Однако следует обратить внимание также на то,
что под "маской" финансового оздоровления предприятий
в определенных случаях может скрываться простой
передел собственности. Некоторые предприимчивые
бизнесмены обучают своих сотрудников на управляющих,
то есть организуют таким образом свою арбитражную
"команду" управляющих, которая в дальнейшем при
работе на конкретных предприятиях действует не
в интересах предприятия-должника и его кредиторов,
а в интересах "хозяина". Чтобы избежать такого
положения дел, кредиторам необходимо осторожно
подходить к кандидатуре арбитражного управляющего,
которого по их ходатайству назначает арбитражный
суд, оценивать не только его профессиональные
качества, но и учитывать отсутствие заинтересованности
третьих лиц в назначении на предприятие именно
этого управляющего.
|
|
 |
 |
 |
|
|
|