СЛОВО РЕДАКТОРА


Целое десятилетие власть и "лучшие ее представители" неустанно заявляли о своей поддержке предпринимательства. За это время успел поменяться государственный строй, сменилась вся парадигма власти, только люди во власти во многом остались те же самые, включая немолодых уже "молодых реформаторов".
Все, что они сделали на ниве "поддержки" малого предпринимательства, - это горы красивых речей, сочинение разного рода "концепций", "программ" и "обоснований" - "все сто томов моих партийных книжек". В практическом же плане "поддержки и развития" единственным их достижением является принятие Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
До самого элементарного руки у тех, кто неоднократно держал государственный штурвал, не дошли. А ведь это "самое элементарное" - как раз то, что даже классики либерализма признавали основной функцией государства (как "ночного сторожа"). Речь идет об "основах рынка", разработка которых по Конституции является исключительным предметом ведения федерального уровня власти. Эти основы как раз и включают в себя урегулированность процедур выхода нового бизнеса на рынок, нормальное (без излишних административных барьеров) функционирование и прекращение деятельности. Но до сих пор не существует Закона "О государственной регистрации юридических лиц", хотя обязательность его существования продиктована в Гражданском Кодексе РФ, действующем с 1995 года. Нет закона о добровольном упрощенном порядке ликвидации предприятий, не имеющих обязательств перед кредиторами. Нет закона, ограничивающего всевластие контрольно-проверяющих органов, от которого сегодня стонет российский бизнес. Понятно, что в отсутствие этих законов (разработанных и принятых не по случаю "политических ситуаций") ведомства продолжают заниматься собственным нормотворчеством, удобным и выгодным исключительно российскому чиновничеству.
Справедливости ради стоит отметить, что во второй половине 90-х годов был разработан и принят специальный закон для малого бизнеса - "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности", основанный на замечательной идее упростить налоговый пресс и отчетность для малого бизнеса. Закон можно было бы дорабатывать, но вскоре он фактически оказался похоронен все тем же вмененным доходом ("единым вмененным налогом"), который, отменяя "единый упрощенный налог", начал свое триумфальное шествие по стране. Ведь все дело в том, что в тех регионах, где принимается и вступает в действие Закон "О вмененном доходе...", второй закон сам собой отменяется, поскольку применяться он может уже только в части, "не противоречащей...". Однако "вмененный налог" устроен таким образом, что "упрощенный" ему как раз противоречит.
В связи с этим в рамках Комиссии по предпринимательству Объединения ЯБЛОКО и нашего журнала мы начинаем работу над сбором и анализом всех поступающих предложений от экспертов в области законодательства, исследователей и практиков, предпринимателей по следующим направлениям:

  • разработка Закона "О государственной регистрации юридических лиц (субъектов предпринимательской деятельности)";

  • разработка Закона "Об упрощенном порядке добровольной ликвидации юридических лиц (субъектов предпринимательской деятельности)";

  • разработка Закона "Об упорядочении и ограничении деятельности контрольно-проверяющих органов";

  • разработка Закона "О едином налоге для субъектов малого предпринимательства" на основе существующего закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности".

Есть предложения - пишите.

 

Главный редактор журнала "Первая гильдия России"
Владимир Буев