ИСТОРИЯ УСПЕХА

Геннадий Егоров

 

Корабль плывет

Океан бизнеса не менее опасен, чем океан, омывающий сушу. Плавание в его водах так же рискованно, как и в Мировом океане. Не каждому удается провести свой "корабль" сквозь шторма кризисов и рифы чрезвычайных обстоятельств. Токуджи Хаякаве это удалось.


Пряжка "Токубиджо", "Всегда острый карандаш" и приемник "Made in Yapan"

В 1912 году молодой изобретательный Токуджи Хаякава придумал пряжку для любителей ремней западного стиля. Он назвал ее "Токубиджо" и запатентовал в патентном бюро. Токуджи рисковал - в то время на его родине большинство мужчин носило кимоно, предпочитая традиционную национальную одежду западной. Но "новых японцев" становилось все больше и больше, и удобная пряжка пришлась им весьма кстати. Небольшая металлическая мастерская, в которой работал юноша, не знала отбоя от торговцев, желавших предложить новый товар своим покупателям. Тогда Хаякава решил открыть свое дело. Собственного капитала у молодого человека было всего 10 иен. 40 - он взял в кредит. С 50 иенами в кармане Токуджи Хаякава начал свое плаванье в океане бизнеса.
Дела шли столь хорошо, что уже через месяц он вернул кредит. Через год скопил приличную по тем временам сумму в 120 иен и стал расширять бизнес. Его взгляд обратился к обычному механическому карандашу, который в те годы делался из целлулоида, был лишен элементарных эстетических качеств и имел весьма короткое существование. Что делает Токуджи? Изобретает оригинальный механизм защиты острия и помещает его в удобный никелевый футляр. Но его ожидания не оправдались. Японцы считали, что металлический футляр холодит пальцы и не сочетается с кимоно. Американцы и европейцы рассудили иначе и сразу же оценили все преимущества не требующего заточки карандаша, его элегантный вид, практичность и надежность. Но нет пророка в своем отечестве, даже если это отечество - Япония. Только после триумфа на Западе "Механический карандаш Хаякавы" получил признание на родине. В течение короткого времени спрос побил все предложения. Чтобы спрос удовлетворить, Токуджи создает новую компанию, производящую только этот товар. Пройдя целый ряд усовершенствований, металлический карандаш принимает известный ныне облик и получает название "Всегда острый карандаш" ("Ever-Sharp Pencil"). Отсюда название и истоки корпорации SHARP.
Производство карандашей приносило хорошую прибыль, когда "лодка" Хаякавы потерпела кораблекрушение. Его жена и двое детей погибли во время Великого кантонского землетрясения, случившегося 1 сентября 1923 года. Его фабрика была полностью разрушена. Все, что было создано за 10 лет непрерывного упорного труда, погибло в один день.
Токуджи нашел в себе силы начать все сначала. Но, наладив заново выпуск карандашей, он через некоторое время решает начать другое дело.
Первые радиоприемники островные жители привозили из Соединенных Штатов. Все шло к тому, что в Японии должно было начаться собственное радиовещание. Почувствовав, что грядут новые времена, Хаякава организует производство отечественных приемников. В апреле 1925 года он вместе с партнерами собирает первый радиоприемник. В июне осуществляется первая в Японии радиотрансляция. Голос диктора был подобен манне небесной. Все бросились поздравлять друг друга с победой. Но любая победа нуждается в закреплении, иначе она может обернуться своей противоположностью. Хаякава, не медля, приступил к серийному производству радиоприемников.
За первые приемники японцы платили 3,5 иены и еще 1 иену за лицензию. После того как началась регулярная радиотрансляция, было зарегистрировано 5 455 лицензиантов. А уже в 1928 году их стало 500 000. Интуиция не подвела Токуджи. Началась новая эра - эра радио. Он был готов к ней раньше, чем его конкуренты.

10 000 иен за один дюйм

Военные годы были более успешными для компании, чем послевоенные. Все - от мала до велика - хотели знать, что происходит на фронте. Спрос на радиоприемники увеличился. Заказы на военное оборудование поступали от армии. Затем спрос упал, Япония во второй мировой войне проиграла, людям не на что было жить. Но в начале 50-х в стране разразился сильнейший экономический кризис, который не обошел стороной и производителей радиоприемников. Многие из них обанкротились. Но фирме Хаякавы удалось не только удержаться на плаву, но и выйти из кризиса победителем. Фирма давно уже занималась исследованиями в области телевизионных технологий и в 1951 году продемонстрировала стране первую модель телевизионного приемника. А через год заключила лицензионное соглашение с американской корпорацией RCA и приступила к их производству.
Sharp ТV-14Т появился на рынке в январе 1953 года и стоил для обычного японца безумно дорого - 175 000 иен. Или 32 ежемесячных оклада рядового госслужащего. Поэтому в феврале, после того как корпорация NHK приступила к 4-часовому ежедневному телевещанию, в многомиллионной Стране восходящего солнца насчитывалось всего 866 счастливчиков - владельцев ТВ. Но интерес к новинке был огромен. Чтобы его удовлетворить, необходимо было найти пути удешевления дорогостоящего аппарата и переходить к массовому производству. Хаякава сумел снизить стоимость ТВ-приемника за счет уменьшения экрана. В компании полагали, что домашним телевизором может стать аппарат с экраном в 14 дюймов, а не в 17, который выпускали конкуренты. И решили доказать каждой японской семье, что купить такой телевизор будет легче, чем совершить восхождение на Фудзияму. Глава фирмы поставил себе целью довести цену на такой приемник до 10 000 иен за каждый дюйм. А если Токуджи Хаякава ставил перед собой какую-либо цель, он всегда ее добивался. В конце мая 1953 года в продаже появились первые 14-дюймовые телевизоры по цене 14 500 иен. В декабре объем производства вырос до 500 аппаратов в месяц. А начиналось все с 15 телевизоров, выпущенных в начале года.

Время "священных коров"

Общественная стабильность в Японии родила "экономическое чудо". "Экономическое чудо" родило желание иметь в каждом доме "трех священных коров" - холодильник, стиральную машину и телевизор. "Три священные коровы" породили бум бытовой электроники.
Отвечая требованиям нового времени, Токуджи Хаякава открывает большой завод по производству домашних электроприборов. На нем собирались кондиционеры собственной конструкции, вентиляторы с пластмассовыми лопастями, оригинальные электрогрили. Конечно, Токуджи не забывает и о "трех священных коровах". Но из трех - более "священной" для него остается одна. Та, с которой он начал еще в 1953 году.
Как всегда, опережая конкурентов, Sharp одним из первых разворачивает массовое производство цветных телевизионных приемников. Передачи в цвете начались в стране осенью 1960 года. Шли они по одному часу в день. Но то, что наступает новая эпоха - эпоха электроники и цветного ТВ, у искушенного бизнесмена Токуджи Хаякавы сомнений не возникало.

Эпоха электроники

Мир электронных технологий развивался стремительно. Для того, чтобы в нем лидировать, необходимо было не идти в ногу со временем, а опережать его. Хотя бы на шаг. С таким чутьем, деловой хваткой и интеллектом, какими обладал Хаякава, можно было справиться с этой задачей. Sharp первым отреагировал в Японии на появление ЭВМ. Они были установлены в главном офисе компании, и теперь с их помощью осуществлялась вся повседневная деятельность коллектива. В лабораториях начались исследования по компьютерным, полупроводниковым и микроволновым технологиям. Одновременно была принята новая стратегия бизнеса. В 1961 году в научных "шарповских" лабораториях ученые и инженеры приступили к созданию электронных калькуляторов, солнечных батарей и других принципиально новых приборов. Через весьма короткий промежуток времени Sharp пожинал первые плоды. В 1962 году была запущена в производство первая в Японии микроволновая печь. В 1963-м - солнечные батареи. В 1964-м - первый в мире транзисторно-диодный калькулятор.

В любое время - в любом месте

Sharp всегда удивлял Японию. Удивлял не ради того, чтобы удивлять. В своей книге "Мой способ мышления" Токуджи Хаякава писал: "Японцев часто критикуют за то, что они мастерски копируют достижения других. Я же всегда заставлял своих инженеров создавать продукты, копировать которые уже будут стремиться конкуренты". Токуджи всегда был в числе первых, а "лидеры должны постоянно улучшать свои изделия и разрабатывать все новые и новые их поколения". Это один из законов бизнеса, и основатель компании неукоснительно ему следовал.
В 1964 году в Токио должны были состояться Олимпийские игры. В Sharp решили создать к открытию Олимпиады такие "электронные счеты", которыми мог бы воспользоваться любой человек в любом месте. Первый настольный калькулятор Sharp CS-10 А весил 25 кг и стоил 535 000 иен (как цветной телевизор). Но сенсацию произвела не высокая цена, которая оправдывалась затратами на производство, а скорость вычислений и бесшумная работа машины. Время показало, что Sharp создал не только абсолютно новый продукт, а открыл и новое направление в бизнесе. В эту нишу сразу же бросились и другие производители электроники. И вскоре уже 33 фирмы предлагали потребителям 210 различных моделей калькуляторов. Разных по цене, весу и внешнему оформлению. Считать стало легче, считать стало веселей. Всем и каждому. В любое время и в любом месте. Чего Хаякава и добивался.
Кстати, прошло всего лишь де- сять лет, и плоский калькулятор Sharp EL-900 весил уже 11 граммов, а стоил всего лишь 7 800 иен.
Продукцию Sharp знали и раскупали к тому времени уже во всем мире.

От Haiakawa к Sharp

В 1970 году Токуджи Хаякава исполнилось 76 лет. Компании, которую он основал и бессменно возглавлял, - 58. Но бизнес есть бизнес - ни Хаякава-сан, ни Sharp на покой не собирались. Глава компании стал председателем совета директоров. Он отошел от оперативного руководства, но не от дел. Новым президентом был избран Акира Саеки. Компания сменила свое название Haiakawa Elektrik Industri на Sharp Corporation. Смена названия подчеркивала смену приоритетов в корпоративной стратегии - от производства электробытовых приборов фирма давно перешла к производству электроники.
Менялся мир. Компания менялась вместе с миром. Но только в стратегическом плане. Имя осталось прежним. Просто теперь оно совпадало с популярной торговой маркой, всегда гарантирующей качество и надежность.
Японцы любят, чтобы ценности были вечными.

Лекарство от кризиса

70-е годы оказались кризисными для всех японских компаний. Правительство США приняло меры по защите национальной валюты. Иена зависела от доллара, как ребенок от матери. Страна испытала "долларовый шок" - иена резко подорожала по отношению к другим валютам. Это привело к потере конкурентоспособности японских фирм на мировом рынке. Инфляция больно ударила по спросу на рынке внутреннем. Производители терпели огромные убытки и спешно искали пути выхода из очередного кризиса.
Sharp прибегнул к "лекарству", хорошо воздействующему на "болезни" такого рода. В 1972 году на рынке появилась целая серия инноваций, включавшая микрокомпьютеры и электронные аппараты. Чуть позже - текстовые процессоры и факсы. А в 1973-м - калькулятор EL-805 с первым в мире (опять первым!) LCD-экраном.
Логика калькуляторного бизнеса заставляла искать пути уменьшения как размеров, так и энергопотребления этих устройств. А заодно и снижать цены, чтобы новый продукт был доступен каждому потребителю. Инженерам корпорации это было по плечу. EL-805 был в 125 раз легче, в 12 - тоньше, потреблял энергии в 9 000 раз меньше и стоил в 20 раз дешевле, чем самый первый калькулятор компании. Одной батарейки АА ему хватало на 100 часов работы. Желающих приобрести новинку было в 1 000 раз больше.
Sharp еще раз доказал urbi et orbi, что нет такого кризиса, который нельзя было бы преодолеть.
EL-805 дал мощный толчок мировому производству калькуляторов с дисплеем LCD.
Но корпорация Токуджи Хаякавы все равно осталась лидером в этой области электроники.

В ХХI век

Sharp продолжал уверено следовать выбранным курсом и в последующие десятилетия. В 80-90 годы на внутреннем и международном рынках появи- лись очередные инновационные продукты - первые в мире 3- и 14-дюймовые телевизоры с ЖК экраном. Плоские - с тем же ЖК в 8,6 дюйма, а затем и 21-дюймовые. Телевизоры с функцией "картинка в картинке". Видеомагнитофоны с системой автоматического поиска записи. "Говорящие" калькуляторы и полноцветные факсы.
Естественно, что все это не могло не привести к росту доходов корпорации. Токуджи Хаякава не дожил до того дня, когда доходы Sharp достигли 1 триллиона иен. Это произошло в 1990 году, а основателя фирмы не стало в 1980-м. Он мог бы порадоваться за свою команду. Ведь когда-то все начиналось с 50 иен. Но за восемьдесят лет маленькая лодка превратилась в огромный корабль, оснащенный 22 торговыми отделениями в 20 странах, 28 производственными базами в 15 странах, 12 представительствами в 12 странах. На борту его трудится более 67 000 человек.
Первый капитан ушел, но корабль, на чьем флаге написано "Искренность и творчество" (девиз Sharp с 1973 года), продолжает уверенно плыть по океану мирового бизнеса.