|
|
 |
 |
 |
|
НА МОЛЬБЕРТЕ
Юрий АРПИШКИН
Жорж Де Ла Тур:
ШУЛЕР
Игра
в карты, как ни странно, один
из самых распространенных сюжетов
мировой живописи. Его использовали
Караваджо, Манфреди, Ханхорст,
Калло и многие другие. В искусствоведческой
литературе на этот мотив обращать
внимание как-то не принято.
Вероятно потому, что надо писать
о том, как художники обличают
корыстолюбие, нездоровый азарт
и прочие человеческие пороки
этого ряда. Говорить о таком
скучно. Спрашивается, почему
же художники, отнюдь не страдавшие
недостатком воображения, обращались
к таким дидактическим материям.
Очевидно, что прежде всего их
интересовали задачи специальные,
как принято выражаться, пластические.
Игровая мизансцена открывает
большие изобразительные возможности,
возникает коллизия и соответственно
содержательный объем. У зрителя
появляется столь любимый им
соблазн домыслить происходящее,
вступить в диалог с автором.
Таким образом, зритель подтверждает
свою необходимость, так сказать,
легализуется. Художник теперь
не может заявить, что работает
для себя или для вечности. Его
произведение - высказывание,
рассчитанное на непосредственный,
лучше немедленный, отклик. Публика
на это неизбежно покупается.
Ничего интереснее банальностей,
если вдуматься, на свете нет.
Банально - значит узнаваемо
и близко для каждого. Что касается
игры как таковой, то в ней таится
вечная притягательность запретного
плода, кажется, будто человек
в азартном угаре может реализовать
такие свои потенциалы, для которых
нет места в повседневности.
Как правило, это то, о чем не
говорят вслух. Картина Жоржа
Де Ла Тура "Шулер" с чрезвычайной
выразительностью запечатлела
такую мизансцену.
История бытования этой картины,
как и творческая судьба художника,
сами по себе не менее азартны
и интригующи, чем любая страстная
игра. Имя одного из самых ярких
живописцев XVII века было прочно
забыто уже через несколько лет
после его смерти. Хотя его работы,
хранившиеся в провинциальных
музеях Франции, неизменно привлекали
внимание искусствоведов. Их
приписывали разным выдающимся
мастерам, никто не мог допустить,
что автором шедевров мог оказаться
никому не ведомый художник.
Однако уже в середине XIX века
имя Де Ла Тура стало робко возвращаться
из небытия, вызывая все больший
и больший интерес. Как и следовало
ожидать, это породило новые
казусы. Теперь Ла Туру стали
приписывать едва ли не все безымянные
работы, мало-мальски "подходившие"
ему по стилистике. Возникло
множество псевдо-Латуров и,
соответственно, новые споры
среди специалистов, которые
продолжаются по сей день.
"Шулер" - одна из бесспорных
латуровских работ. Хранится
в Лувре и сравнительно недавно
экспонировалась в Эрмитаже.
Она интересна целым рядом своих
особенностей, как стилистических,
так и сюжетных. Привычная для
таких сцен карикатурность у
Ла Тура оборачивается некой
зловещностью и инфернальностью.
Этот эффект, если вглядеться
в картину, достигается очень
нетривиальным способом. В композиции,
где число атрибутов сведено
к минимуму, а лица участников
выражают только то, что и должны
выражать по хрестоматийным канонам
(шулер - мошеннический цинизм,
его сообщники - напряженную
сосредоточенность, его жертва
- наивность и растерянность),
на первый план выступают желтые
кружки монет. Их главенство
подчеркнуто всем цветовым и
световым решением (световое
мастерство Ла Тура - притча
во языцех). Психологическая
разработка характеров здесь
замещена цветовым эффектом,
который и оказывается самым
что ни на есть "психологичным".
Деньги как знак всего порочного
- тезис столь распространенный,
сколь и малоубедительный. Но
картина Ла Тура демонстрирует,
что если его "расцвечивает"
настоящий мастер, тезис обретает
новую силу.
|
|
 |
 |
 |
|
|
|