|
|
 |
 |
 |
|
КУЛЬТУРА
Андрей
Рыжов
художник-карикатурист

"Если мы захотим восстановить
в памяти какое-нибудь событие, давно уже канувшее в вечность,
нам стоит только взглянуть на современные карикатуры, и
оно предстает перед нами во всей своей яркости".
А. Швыров, издатель, 1902 год.
Смогут
ли наши потомки увидеть современные события отечественной
истории, взглянув на карикатуры нашего времени? Сегодня
об этом трудно судить, тем более что существует, по нашему
мнению, опасность исчезновения в России карикатуры как жанра.
Каковы причины для этих опасений? Прежде всего, резко уменьшилось
количество юмористических изданий (в прошлом году, например,
прекратил свое существование "Крокодил"). Немногие журналы
отводят юмору место на своих страницах. Многие из них стараются
сейчас походить на зарубежных собратьев, изобилующих яркими
фотографиями и, уж если печатающих карикатуры, то чаще фривольного
содержания.
Россия,
чьи карикатуристы завоевали мировую славу, становясь победителями
и лауреатами большинства
международных конкурсов, до сих пор не смогла организовать
ни одного конкурса карикатуры, проходившего бы на постоянной
основе. В Турции, к примеру, проводятся ежегодно восемь
международных и двадцать национальных конкурсов с общим
призовым фондом около трехсот тысяч долларов. В Бельгии
число конкурсов давно уже приблизилось к сотне. А у нас
сохранилось крайне мало работ даже таких признанных отечественных
классиков жанра, как Б.Ефимов, И.Семенов, Кукрыниксы, не
говоря уже об авторах, сотрудничавших в начале века в "Сатириконе",
"Бегемоте" и других, многочисленных в то время изданиях.
Идея сохранить произведения карикатурного жанра возникла
давно, тем более, что такие музеи существуют во многих странах
мира. И наконец в прошлом
году, благодаря титаническим усилиям карикатуриста Игоря
Смирнова (большая часть музейных экспонатов была передана
из его личной коллекции), удалось "пробить" решение о его
создании. Основу музейного фонда составили около тысячи
работ ведущих авторов отечественной карикатуры.
Однако,
Министерство культуры, издавшее распоряжение о создании
музея, не смогло выделить средств на пополнение его фондов.
Единственными источниками расширения экспозиции являются
сейчас пожертвования наследников карикатуристов прошлых
лет и выставки современных авторов карикатуры, часть работ
с которых остается в музее. Более того, сейчас, в связи
с тем, что предназначенное для музея здание является предметом
имущественного спора между Москвой и Федеральным центром,
он существует на правах отдела карикатуры Центрального Государственного
музея Современной истории России (бывшего Музея Революции).
Но все же, вопреки всем трудностям, сплоченная команда карикатуристов,
ставших теперь еще и музейными работниками, не теряет оптимизма.
Мы рассчитываем как на зарабатывание средств своими издательскими
и выставочными проектами, так и на помощь спонсоров, тем
более что наше законодательство предоставляет налоговые
льготы для фирм, вкладывающих средства в объекты культуры,
коим, несомненно, является музей карикатуры. Так, в рамках
ежегодной выставки, открывшейся 1 апреля в музее на Тверской,
в прекрасном здании бывшего Английского клуба,
мы наметили проведение семинара
с представителями российского бизнеса. Там мы хотим поделиться
как своими планами, так и своими проблемами.
Сегодня читатели журнала "Первая гильдия России" могут познакомиться
с работами современных мастеров карикатуры, представленных
на апрельскую выставку, работами разными и очень интересными.
Внося свою лепту в популяризацию российской карикатуры,
журнал предоставляет возможность увидеть хотя бы малую толику
из большого количества интереснейших работ. Если у вас возникнет
желание посмотреть всю экспозицию, добро пожаловать в первые
дни апреля на саму выставку. Если же кому-нибудь захочется
оказать посильную помощь в деле сохранения карикатурного
наследия нашей страны и развития этого уникального жанра,
то мы будем искренне рады и благодарны.




|
|
 |
 |
 |
|
|
|